CИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

CИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В.Жолдак

Московская государственная академия физической культуры,

Малаховка, Россия

Введение. Явление и понятие "Советская система физического воспитания" несколько десятилетий служили теории (Г.И.Кукушкин, Л.П.Матвеев, А.Д.Новиков и др. ) и практике (Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне СССР", государственные программы физического воспитания и т.п. ) отечественной физической культуры. Социально-экономическое реформирование жизнедеятельности общества и перестроечные инициативы в сфере физической культуры и спорта (инновационные концепции и программы развития физической культуры, совершенствования системы физического воспитания учащихся и формирования здорового образа жизни, 1990-1997 гг. ) предопределили необходимость обновления теоретико-методологических и экономико-управленческих основ и наметили направления дальнейшего развития физической культуры населения России.

В ряде публикаций последнего десятка лет (В.К.Бальсевич, А.Г.Барабанов, И.М.Быховская, Ю.П.Вавилов, М.Я.Виленский, П.А.Виноградов, В.М.Выдрин, С.И.Гуськов, Г.С.Деметер, А.П.Душанин, В.И.Жолдак, Л.А.Калинкин, В.В.Кузин, Л.М.Куликов, М.Е.Кутепов, Л.И.Лубышева, Л.П.Матвеев, В.И.Михалев, В.П.Моченов, С.Д.Неверкович, И.И.Переверзин, В.С.Родиченко, С.Г.Сейранов, В.И.Столяров, В.Д.Чепик и др .) обстоятельно проанализированы состояние, современный опыт, тенденции и перспективы физкультурно-спортивного движения страны, а также освещены проблемы физкультурного образования, олимпийского, валеологического и физкультурного воспитания. Вправе полагать, что налицо сложившиеся основы общенациональной системы физкультурного воспитания населения, опирающейся на федеральные и региональные законодательные акты и нормативы.

Методика. Изучались законодательные и иные нормативно-правовые федеральные и региональные акты, литературные и документальные (в том числе официальные отчетные и статистические) материалы различных федеральных и региональных организаций, проводились опросы (анкетирование, интервью, беседы ) участников научно-практических конференций и слушателей курсов повышения квалификации, осуществлялось включенное социологическое и педагогическое наблюдение.

Результаты. Ориентируясь на текст Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, многие представительные региональные органы приняли свои соответствующие законы. Тем самым в стране образовалась относительно единая координированная правовая система развития физической культуры и спорта.

Государственными образовательными стандартами различных направлений и специальностей в обязательный минимум содержания профессиональной образовательной подготовки по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин включена "Физическая культура (408 часов)".

В практике растущую популярность получают имеющие общефедеральный характер "Президентские состязания" и "Президентские тесты" физической подготовленности детей и молодежи. Продолжают лучшие традиции спартакиады трудящихся Российской Федерации "За физическое и нравственное здоровье нации". В регионах все чаще и стабильнее проводятся комплексные спортивные соревнования, привлекающие широкий круг участников и объединяющих их идеей социально объединения (например, в Тюменской области регулярно проводятся Спартакиада среди городов и северных районов, сельские спортивные игры, чемпионат по национальным видам спорта северного многоборья "Северное сияние", спартакиады высших учебных заведений, ветеранов спорта и инвалидов; в Омске зародилась ныне массовая "Сибириада"; налажена система массовых спортивных мероприятий в районах и городах Московской области и т.п. ).

Обсуждение и заключение. Парадигма физической культуры гражданского общества - приоритет свободного волеизъвления личностных интересов индивида в сфере физической культуры и спорта, туризма и рекреации, овладения специальными знаниями и осуществления здорового образа жизни. Это не только не исключает, но необходимо требует создания и устойчивого функционирования государственной (с учетом объективных особенностей гражданского общества ) системы обеспечения жизненных потребностей людей в оптимальном развитии физических качеств и способностей, в обретении физического совершенства. Тем самым определяется ответственность государства за физкультурное воспитание подрастающего поколения и обеспечение всего населения физкультурно-спортивными услугами на уровне государственных минимальных социальных стандартов (региональные и местные стандарты не должны быть ниже федеральных ), соответствующих целям выживания нации и устойчивого развития общества. Для этого призвана служить единая система физкультурного воспитания граждан Российской Федерации.

Индивидуальные спортивные увлечения реализуются каждым человеком по своему усмотрению и возможностям двумя путями: во-первых, через свободные рыночные отношения по получению и освоению соответствующих услуг; во-вторых, при государственной и общественной адресной поддержке (финансовой, материальной, моральной ).

С учетом особенностей социально-демографических групп и слоев населения нужны и полезны разнообразные формы организации, методы и нормативные требования развития физической культуры, осуществления физкультурного воспитания и системной физкультурно-спортивной деятельности, учитывающие региональные или стратификационные, общинные или ведомственные (уральские и сибирские, казачьи и скаутские, кадетские и иные ) особенности, а также традиции и условия жизни людей.

Источник: lib.sportedu.ru