СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

Кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Анненков

Волгоградский государственный педагогический университет, Волгоград

Ключевые слова: система физической культуры и спорта, Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", структура системы физической культуры и спорта.

Понятие "система физической культуры" используется в научной литературе достаточно часто. Так, в Федеральном законе от 29 апреля 1999 г. № 80 ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Гл. I, ст. 2) сказано, что система физической культуры и спорта - это "совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания на селения и развития спорта в Российской Федерации". Хотя И. И. Переверзин утверждает, что важнейшими элементами физической культуры и спорта как сложной социально-педагогической системы являются: 1) люди с их потребностями и физкультурными и спортивными интересами; 2) спортивная наука, включая совокупность принципов, средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки; 3) результаты физического совершенствования; 4) педагогические физкультурные кадры, профессиональные и общественные; 5) материально-технические и финансовые ресурсы физкультурно-спортивного движения; 6) физкультурно-спортивная информация.

Однако набор различных элементов ещё не означает, что это есть система. Ученые, занимающиеся теорией систем, считают, что, проводя системный анализ изучаемой проблемы, нужно прежде всего отобразить ситуацию с помощью как можно более полного определения системы. Затем, выделив наиболее существенные компоненты, влияющие на принятие решения, сформулировать "рабочее" определение, которое может уточняться, расширяться или сужаться в зависимости от хода анализа.

Не повторяя уже известное, отметим, что, хотя категория "система" рассматривается учеными по-разному, обычно имеется в виду, что она представляет собой отграниченное и автономное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих в своем единстве целостность, которая обладает качественной определенностью и собственными законами структуры, функционирования и раз вития.

В принципе практически любой объект можно представить как систему, состоящую из элементов, где каждый элемент предназначен для решения соответствующих подцелей или задач. У системы всегда есть общая определенная цель, а любой из ее элементов сам является системой (подсистемой данной системы), имеющей собственную цель (подцель) и собственный результат действия. Когда мы говорим "общая определенная цель", мы имеем в виду не цели элементов системы, а ту генеральную цель, которая достигается путем их взаимодействия.

Наиболее целесообразным и оптимальным вариантом функционирования системы является адекватность результатов целевым установкам деятельности системы. При этом специалисты подчеркивают, что в основном два существенных признака определяют качество и количество результатов действия любых систем - состав элементов и их взаимоотношения.

Вопрос о том, какие причины и источники лежат в основе образования целостных объектов, их функционирования и развития, далеко не нов. Ученые пытаются ответить на него уже многие тысячелетия. Но и сегодня однозначного ответа нет. Можно лишь констатировать, что для некоторых конкретных системных объектов эти факторы более или менее познаны.

Одним из наиболее значимых среди этих факторов является результатообразующий. Его не следует путать с целью. Последняя всегда ставится человеком и поэтому субъективна в своей основе. Результат же - это конечное состояние, к которому стремится любая система. Как системообразующий фактор результат придает движению связей и отношений системы целостную направленность. Он выступает в качестве объединяющего начала. Все элементы системы как единого целого работают на достижение ее конечного состояния, приближающегося к равновесному. Результат подчиняет своим законам движение всех компонентов объекта.

Учитывая, что система физической культуры и спорта в субъектах РФ в большей мере должна быть направлена на развитие массового спорта, в работе акцентируется внимание именно на этой позиции. В соответствии с принятой Федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" результатом функционирования системы физической культуры и спорта как в Российской Федерации, так и в ее субъектах в массовом спорте к 2015 г. должны стать:

- доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 30 % от общего числа граждан Российской Федерации;

- обеспеченность спортивной инфраструктурой: до 30 объектов на 100 тыс. жителей;

- количество квалифицированных тренеров и тренеров преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, до 300 тыс. человек;

- ежегодный прирост количества граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, на 30 %;

- снижение среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам на 15 % по сравнению с 2004 г.;

- увеличение расходов граждан Российской Федерации на физическую культуру (в расчете на душу населения);

- ежегодный экономический эффект от реализации Программы в размере 13 млрд рублей (в ценах 2006 г.).

Анализ ожидаемых результатов функционирования системы физической культуры и спорта в РФ показывает, что главным результатом следует считать "долю граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, и количество граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях", которые обеспечиваются выполнением трех необходимых условий (обеспеченность спортивной инфраструктурой; количество квалифицированных тренеров и тренеров преподавателей физкультурно-спортивных организаций; увеличение расходов граждан Российской Федерации на физическую культуру (в расчете на душу населения). Достижение же обозначенного результата должно иметь последствия: снижение среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам; ежегодный экономический эффект от реализации Программы в размере 13 млрд рублей.

Для достижения запланированных результатов в Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" сформулирована цель: создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. На основе такой цели предполагается решение определенных задач, или под целей, которые возлагаются на подсистемы:

- повышение интереса населения Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом;

- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства;

- создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;

- целевая поддержка научных и методических разработок в области спорта высших достижений;

- развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва.

В соответствии с ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" элементами системы физической культуры и спорта на федеральном уровне должны быть: субъекты физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в Российской Федерации (ст. 5), включающие:

- спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;

- детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций;

- образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно правовых форм;

- общероссийские физкультурно-спортивные объединения: физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно технические организации;

- Олимпийский комитет России;

- федеральный орган исполни тельной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта.

Таким образом, на основе проведенного анализа представляется возможность сформулировать рабочее определение "системы физической культуры и спорта Российской Федерации". Это - множество взаимосвязанных государственных и общественных организаций, образующих в своем единстве целостность для осуществления деятельности в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации.

Учитывая, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, а Конституция Российской Феде рации узаконила статус 89 субъектов Федерации, определение "система физической культуры и спорта субъекта РФ" будет иметь некоторые отличия от приведенного выше.

Итак, "система физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации" - это территориально обособленная и относительно самостоятельная часть федеральной системы физической культуры и спорта, ограниченная в пределах административно территориальных единиц, имеющая свои органы управления и осуществляющая деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в отдельном субъекте Российской Федерации.

На основании теории систем все представленные в Законе компоненты могут быть выделены в под системы:

1. "Подсистема представительной и законодательной власти": Президент Российской Феде рации (Совет при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту); Федеральное Собрание Российской Федерации: Совет Федерации (Комиссия по де лам молодежи и спорта) и Государственная Дума (Комитет Государственной Думы РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи).

2. "Подсистема исполни тельной власти" первого уровня. Правительство Российской Федерации: Федеральное агентство по физической культуре и спорту; Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Федеральное агентство здравоохранения и социального развития); Министерство образования и науки (Федеральное агентство по образованию); Олимпийский комитет России, в который входят более 60 федераций по олимпийским и неолимпийским видам спорта, представители всех 89 спортивных организаций регионов России; 12 региональных олимпийских академий и 20 других спортивных организаций федерального уровня.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по физической культуре и спорту Федеральное агентство по физической культуре и спорту осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями".

"Подсистема исполнительной власти" первого уровня напрямую зависит от "подсистемы законодательной власти", так как на основании нормативно правовых актов подчиняется ей. Это относится и к Олимпийскому комитету России, несмотря на то что это общественная, а не государственная организация, но многие проекты Олимпийского комитета финансируются из государственных источников.

3. "Подсистема исполнительной власти" второго уровня. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. На примере Волгоградской области это: Комитет по физической культуре и спорту; Комитет по делам молодежи; Комитет по образованию; Комитет по здравоохранению, областные федерации по различным видам спорта, советы ДФСО. В других субъектах органы исполнительной власти могут иметь и другие названия: Министерства, Департаменты и т. д.

"Подсистема исполнительной власти" второго уровня имеет менее выраженную зависимость от "подсистемы исполнительной власти первого уровня, так как основной объем финансирования физической культуры и спорта в субъектах РФ осуществляется за счет самого субъекта. При этом, конечно, существует и государственное финансирование по линии Правительства РФ (Федерального агентства по физической культуре и спорту), но его роль незначительна. Важно, что назначение на руководящие посты (Комитет по физической культуре и спорту; Комитет по делам молодежи; Комитет по образованию; Комитет по здравоохранению; областные федерации по различным видам спорта) осуществляется непосредственно на местах, и к вышестоящей "подсистеме" не имеет никакого от ношения. Исключение составляют руководители советов ДФСО, которые назначаются вышестоящими организациями.

4. "Подсистема исполни тельной власти" третьего уровня - органы муниципальной власти: городские и районные Комитеты по физической культуре и спорту, Комитеты по делам молодежи; Комитеты по образованию; Комитеты по здравоохранению, городские и районные федерации по видам спорта, физкультурно-спортивные объединения.

Так, в Волгоградской области 6 городских и 33 сельских районных Комитетов по физической культуре и спорту. Кроме этого в состав городского Комитета по физической культуре и спорту г. Волгограда входят 7 районных комитетов этого города.

"Подсистема исполнительной власти" третьего уровня еще меньше зависит от "подсистемы исполнительной власти" второго уровня, чем та от первого уровня. Местное самоуправление решает все вопросы, связанные с физической культурой и спортом. Руководящие органы субъекта РФ, в данном случае

Волгоградской области, имеют очень мало вариантов воздействия на городские и районные Комитеты по физической культуре и спорту, так как они относятся к ведению местных властей. Естественно, и финансирование сферы физической культуры и спорта осуществляется в основном за их счет.

5. "Подсистема исполнителей": в соответствии с ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" ст. 5 включает в себя: спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан; детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций; образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов не зависимо от организационно правовых форм, общественно государственные и физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации, муниципальные организации физической культуры и спорта.

К этой группе исполнителей целесообразно также отнести различные средства массовой информации: печатные издания, радио и телевещание, региональные и районные электронные СМИ. Только на территории Волгоградской области существует более 80 средств массовой информации, которые прямо или косвенно освещают проблемы физической культуры и спорта как областного уровня, так и всероссийского и международного.

Необходимо подчеркнуть, что образовательные учреждения в области физической культуры, которые также находятся на территории области, выполняют еще одну очень важную функцию - подготовку профессиональных кадров для сферы физической культуры и спорта.

"Подсистема исполнителей" практически независима от "подсистемы исполнительной власти" третьего, то есть местного, уровня. Исключение составляют муниципальные организации физической культуры и спорта, которые находятся в их ведении. Остальные коллективы существуют практически самостоятельно, организуя свою деятельность вне связи с органами местной власти.

Заключение. Таким образом, в существующей системе физической культуры и спорта Российской Федерации можно выделить пять подсистем. Причем, чем ниже их уровень в иерархической структуре, тем меньше их зависимость друг от друга. Это приводит к тому, что основные исполнители - "коллективы физической культуры", по сути, не подчиняются всей вышестоящей структуре "исполнительной власти".

К тому же результативность функционирования системы физической культуры и спорта на уровне субъекта РФ как открытой сложной системы зависит не только от ее структуры и взаимодействия всех элементов, но и от многочисленных факторов, воздействующих на нее. Причем, чем сложнее система, тем разнообразнее воздействия, на которые она реагирует.

Анализ литературных источников позволил конкретизировать факторы, влияющие на результативность федеральной системы физической культуры и спорта. Влияние этих факторов вполне справедливо перенести и на аналогичную систему субъектов РФ.

Перечислим их в порядке убывания силы воздействия: нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере физической культуры и спорта на всех уровнях власти; финансирование отрасли; строительство спортивных сооружений; подготовка профессиональных кадров; информационно-пропагандистская деятельность; организация и проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий; научно-методическое обеспечение; уровень жизни населения; особенности национальной культуры субъекта РФ; климатогеографические условия субъекта РФ.

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Источник: lib.sportedu.ru