Формы, средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста

Файлы: 1 файл

физическиое воспитание.docx (32.88 Кб)   —   Открыть ,  Скачать

По «Программе воспитания  в детском саду» физкультурные  занятия проводятся два раза  в неделю. Одной из них может  сопровождаться музыкой.  Необходимым  условием для этого является  тщательный и разнообразный  подбор  музыкальных произведений и их  квалифицированное исполнение (Т.  И. Осокина).

Физкультурно-оздоровительные  мероприятия

К физкультурно- оздоровительным  мероприятиям относятся:  утренняя  гимнастика, физкультминутки, закаливающие  процедуры в сочетании с  физическими  упражнениями.

Утренняя гимнастика, влияя  на формирование правильной осанки, углубляет  дыхание, усиливает кровообращения, содействует обмену веществ.

Зарядка, как ещё  утреннюю гимнастику называют  в практике, воспитывает у детей  внимание, целеустремлённость, способствует  повышению умственной  деятельностью,  вызывает эмоции и радостные  ощущения. Таким образом, утренняя  гимнастика во взаимосвязи с  закаливающими процедурами  является  важным, многостороннем физкультурно - оздоровительным процессом,  повышающим  и сохраняющим в течение дня  жизнерадостное состояние  ребёнка  (М. И. Фонарёва, 1980).

Значение физкультминутки  (кратковременные физические  упражнения) заключается в смене характера  деятельности и позы ребёнка  путём двигательной активности, снимающей утомления,  восстанавливающей  эмоционально — положительные  состояния психики.

Если в процессе  занятия ребёнок долго сидит,  то вследствие статического  состояния  мышц возникают застойные  явления,  влияющие на нервную систему  и вызывающие чувства  усталости.  Ребёнок начинает проявлять « двигательное  беспокойство», старается  изменить  позу, подчас невыгодную для  формирующееся  осанки.

Физкультминутка направлена  на внимания, деятельного состояния  всего организма. Выполнения  физических  упражнений или подвижная игра  вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь  усиливает  кровообращения и тем самым  повышает интенсивность работы  сердца, дыхания. Всё вместе влияет  на восстановление эмоционально - положительного состояния  психики  ребёнка, повышение умственной  деятельности и общего  физического  состояния. Усталость исчезает, ребёнок  отдохнул и снова охотно  занимается.

Закаливающие процедуры  в сочетание с физическими  упражнениями также играют  немалую  роль в физкультурно- оздоровительных  мероприятиях. В дошкольных учреждений  в целях закаливания детей  используется воздушные ванны,  водные процедуры и солнечные  ванны.

«Программа воспитания в  детском саду» предусматривает  применение закаливающих процедур во всех возрастных группах, начиная с  первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность, указана время их проведения, обязательность индивидуального подхода в соответствии с рекомендациями врача.

Организации работы  по физическому воспитанию в  повседневной жизни

Правильная организация  физического воспитания детей  в повседневной жизни  обеспечивает  выполнения двигательного  режима, необходимого для здорового  физического  воспитания ребёнка и его  психики  в течение дня.

Оздоровительные и  воспитательно-образовательные  задачи  программы физического  воспитания  детей осуществляется в  различных  формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная  работа с отдельными детьми  и с небольшими группами, физкультурные  праздники, самостоятельные  занятия.

Подвижные игры как  основная двигательная  деятельность  детей дошкольного возраста  планируется  воспитателем в различное  время  дня в соответствие с режимом  каждой возрастной группы.

Чтобы использовать  все возможности для игровой  деятельности детей в течение  дня, необходимо строго  придерживается  установленного режима, основу которого  составляет врачебно —  гигиенические  требования и учёт возрастных  особенностей детей каждой  группы.

Подвижные игры способствуют  всестороннему развитию детей,  содействуют оздоровления  организма,  обогащают жизнь детей новым  содержанием, воспитывают их  чувства,  поведения, ориентировку в  окружающей  среде, самостоятельность и  творческую  инициативу.

Прогулки и экскурсии  за пределы детского  учреждения  представляют собой простейший  вид детского туризма. Это  интересные  и полезные для детей  небольшие  путешествия с определённой  целью.  Они содействуют укрепления  здоровья, физическому развитию детей  воспитания  этических чувств, общению с природой, совершенствованию  двигательных  навыков и физических качеств.

Опыт детских садов  показал, что систематическое  закаливания и проведение  регулярных  прогулок с использованием лыж  и коньков, значительно  снижает  количество инфекционных и  простудных  заболеваний.

Не менее важное  значение имеет  самостоятельная  деятельность детей в течение  дня.

У ребёнка сильная  потребность в движениях,  однако, чтобы они не были бесцельными  и случайными, необходимо целенаправленное  руководство воспитателя.  Нужно  своевременно предлагать  интересную  для ребёнка деятельность, периодически  корректировать её, дозировать время.

Большое место в  самостоятельной деятельности  детей  должны занимать подвижные  игры  с правилами: они развивают  творческую инициативу, организаторские  умения, вырабатывают критерии оценки  поведения участников и  выполнения  правил, сближают детей.

Физкультурные праздники  в детском саду представляют  собой демонстрацию здорового,  жизнерадостного состояния  детей  и их достижений в  формировании  двигательных навыков.

2.2 Средства физического  воспитания детей дошкольного  возраста

Для решения задач  физического воспитания детей  дошкольного возраста  используются  различные средства: гигиенические  факторы, естественные силы  природы,  физические упражнения. Кроме того, на физическое воспитание  детей  влияют движения, входящие в различные  виды деятельности (труд, лепка, рисование,  конструирование, игра на  музыкальных  инструментах, процессы одевания, умывания  и др.). Указанные средства имеют  разное значение и занимают  определенное место и  советской  системе физического  воспитании  на разных этапах возрастного  развития человека.

В тесной связи с  ними используются также  средства  нравственною, умственного, эстетического  воспитания, направленные на гармоническое  развитие личности.

Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического  воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и т. д. вызывает у  человека положительные эмоции, что  в свою очередь улучшает деятельность всех органов, систем и повышает работоспособность.

Использование естественных сил природы в сочетании с  физическими упражнениями наиболее благоприятно для: детского организма.

Солнце, воздух, вода используются  и как самостоятельные  средства  закаливания организма  человека  Они вырабатывают  приспособляемость  организма к повышенной и  пониженной  температуре воздуха, воды, к резким  и быстрым изменениям  метеорологических  факторов. Для разностороннего  закаливания следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Закаливание имеет  и другое значение: оно способствует  воспитанию волевых качеств ( смелости, выдержки и др.).

В дошкольных учреждениях  труд используется при строгом дозировании  нагрузки, с учетом особенностей возраста детей состояния их здоровья, физического  развития и физической подготовленности.

Эффективность использования  средств физического  воспитания  повышается при правильном  сочетании  их на разных возрастных  этапах. Так, в первые месяцы жизни  ребенка наибольшее значение  имеют гигиенические факторы  и естественные силы природы.  В дальнейшем увеличивается  роль  физических упражнений, а также  различных видов деятельности, включающих  разнообразные движения.

Классификация физических  упражнений

Классификация означает  распределение физических  упражнений  по группам в соответствии  с определенными признаками. Разные  физические упражнения имеют  много общих признаков. Важно  установить главный признак,  по  которому следует разделить;  упражнения  на группы. Этот признак должен  быть существенным в  педагогическом  отношении. Классификации,  составленные  по разным признакам, помогают  ориентироваться во множестве  существующих физических  упражнений  и соответствовать отбору  соответственно  поставленным задачам.

В настоящее время  используется классификация  физических  упражнений, в основу которой  положены исторически  сложившиеся  системы средств физического  воспитания и методов их  применения: гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет  специфическое значение и  делится  еще на более редкие  классификационные  подгруппы.

Гимнастика в советской  системе физического воспитания занимает значительное место. Она подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие  упражнения, основные движения), спортивную (акробатика, художественная гимнастика, собственно спортивная на брусьях, кольцах  и других снарядах, вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная, лечебная л др.).

Специфической особенностью  гимнастики является: избирательное  воздействие на различные  части  тела, отдельные суставы, мышечные  группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.); возможность точной дозировки нагрузки; разнообразие упражнений; использование предметов, снарядов; проведение упражнении под музыкальное сопровождение.

Эти особенности гимнастики  позволяют использовать ее на  занятиях людям лее: возрастов  с различной физической  подготовленностью  и разным состоянием здоровья.

Для детей дошкольного  возраста рекомендуется  главным  образом отавная гимнастика и  элементы художественной  гимнастики.

Это помогает закреплению  двигательных навыков и развитию физических качеств в постоянно  изменяющихся условиях.

Ярко выраженная  эмоциональность  игровых действий позволяет  человеку  с большим удовольствием и  более длительное время  выполнять  упражнения, что усиливает их  влияние на организм, способствует  развитию выносливости и  приводит  к динамичности двигательных  навыков.

Между участниками игры возникает  взаимная обусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.).

Многообразие способов  достижения цели, внезапные изменения  ситуаций, динамичность действий  не позволяют точно  регулировать  физическую нагрузку.

Игры применяются тогда,  когда движение освоено и  требуется  развить умение применять  двигательные  навыки в различных ситуациях.  Кроме того, игры применяют для  развития физических качеств,  а также для воспитания  морально-волевых  качеств.

Спорт характеризуется достижением  в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований.

С детьми дошкольного возраста используются лишь спортивные различные  виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др.). Формируя основы техники этих наиболее простых  спортивных видов физических упражнений у детей дошкольного возраста, решают главные задачи физического  воспитания с учетом возрастных особенностей.

Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать  физические качества в природных  условиях. С детьми дошкольного организуются прогулки с использованием различным способов передвижения (пешком, на лыжах, велосипеде и др.). В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения (например, спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.). Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных условиях.

В практической работе  по физическому воспитанию  используется  классификация упражнении по  признаку преимущественного  значения  их для развития физических  качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость и др.). Упражнения  воздействуют одновременно на  развитие всех физических  качеств,  но преимущественно (в большей  степени) развивают какое-либо  одно. Например, бег на короткие  дистанции преимущественно  развивает  быстроту, бег на длинные дистанции  — выносливость.

Источник: student.zoomru.ru