14.1. социальное значение и задачи физического воспитания взрослого населения, занятого трудовойдеятельностью

С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве.

Связи физической культуры с трудовой деятельностью прослеживаются во многих аспектах.

1. Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности также и фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатываемость, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии.

2. Некоторые современные виды труда характеризуются малой мышечной активностью (гиподинамией) или локальной нагрузкой на отдельные части тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда.

3. В современном производстве пока еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания в значительной мере выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм.

4. Ряд видов труда требует специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена только специфическими средствами и методами физической подготовки.

5. В современном производстве в связи с научно-техническим прогрессом наблюдается тенденция смены профессий у трудящихся. Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиями.

Физическая культура в научной организации труда. Внедрение физической культуры в научную организацию труда (НОТ) является существенной необходимостью. НОТ, основываясь на постоянном использовании достижений науки и передового опыта, предусматривает оптимальное взаимодействие людей и техники в едином производственном процессе с целью повышения производительности труда. Внедрение физической культуры в НОТ имеет существенное социально-экономическое значение. Это определяется прежде всего ролью физической культуры как неотъемлемого фактора достижения высокой работоспособности, хорошей физической подготовленности и укрепления здоровья.

Главной целью внедрения физической культуры в систему НОТ в обществе является содействие повышению производительности труда на базе укрепления здоровья и всестороннего гармонического физического развития трудящихся.

Данная цель конкретизируется в следующих специфических задачах, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности.

1. На этапе обучения профессиям (в колледжах профессионального образования, училищах, вузах) обеспечить необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности (т.е. повысить уровень специфических для избранной профессии физических качеств и сформировать необходимые профессиональные двигательные умения и навыки).

2. В процессе непосредственной трудовой деятельности (т.е. в течение рабочего дня) способствовать оптимальной динамике (ускорению врабатывания, поддержанию высокой работоспособности и замедлению темпов ее снижения).

3. В послерабочее время путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных неблагоприятными условиями труда.

От успешного решения перечисленных задач в немалой степени зависят здоровье человека, его творческое долголетие и общественно полезная активность.

Эти задачи конкретизируются в зависимости от:

– содержания и характера труда (умственный или физический, напряженность и длительность рабочих усилий и т.д.);

– особенностей производственных условий (технологических, гигиенических и др.);

– особенностей реакции организма на требования, предъявляемые трудовой деятельностью и ее условиями (характер функциональных сдвигов в основных системах организма, степень утомления и т.д.).

При конкретизации задач и форм направленного использования физической культуры в системе НОТ учитываются также возрастные и половые особенности трудящихся, уровень физической подготовленности, состояние здоровья.

В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного использования физической культуры: 1) в рамках трудового процесса; 2) в непосредственной связи с процессом труда (на производстве), но вне его собственных рамок; 3) вне производства, но в связи с его требованиями (в системе профессионально-прикладной подготовки, а также физкультурно-реабилитационных мер).

В результате организованного включения физической культуры в НОТ, как показывают многочисленные исследования, заметно возрастает производительность труда, уменьшаются пропуски по болезням, увеличивается трудовое долголетие.

Содержание

Читать: Аннотация

Читать: От авторов

Читать: Часть i теория и методика физического воспитания

Читать: Глава 1. общая характеристика теории и методики физического воспитания

Читать: Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Читать: Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

Читать: Глава 2. система физического воспитания в российской федерации

Читать: 2.1. система физического воспитания, ее основы

Читать: 2.2. цель и задачи физического воспитания

Читать: 2.3. общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания

Читать: Глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания

Читать: 3.1. связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания

Читать: 3.2. технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту

Читать: Глава 4. средства и методы физического воспитания

Читать: 4.1. средства физического воспитания

Читать: 4.2. методы физического воспитания

Читать: Глава 5. общеметодические и специфические принципы физического воспитания

Читать: 5.1. иерархия принципов в системе физического воспитания

Читать: 5.2. общеметодические принципы

Читать: 5.3. специфические принципы физического воспитания

Читать: Глава 6. основы теории и методики обучения двигательным действиям

Читать: 6.1. двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании

Читать: 6.2. основы формирования двигательного навыка

Читать: 6.3. структура процесса обучения и особенности его этапов

Читать: Глава 7. теоретико-практические основы развития физических качеств

Читать: 7.1. понятие о физических качествах

Читать: 7.2. сила и основы методики ее воспитания

Читать: 7.3. скоростные способности и основы методики их воспитания

Читать: 7.4. выносливость и основы методики ее воспитания

Читать: 7.5. гибкость и основы методики ее воспитания

Читать: 7.6. двигательно-координационные способности и основы их воспитания

Читать: Глава 8 формы построения занятий в физическом воспитании

Читать: 8.1. классификация форм занятий в физическом воспитании

Читать: 8.2. характеристика форм занятий физическими упражнениями

Читать: Глава 9. планирование и контроль в физическом воспитании

Читать: 9.1. планирование в физическом воспитании

Читать: 9.2. педагогический контроль и учет в физическом воспитании

Читать: Глава 10. физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

Читать: 10.1. значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Читать: 10.2. возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и Глава 11. физическое воспитание детей школьного возраста

Читать: 11.1. социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста

Читать: 11.2. возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьно11.3. средства физического воспитания детей школьного возраста

Читать: 11.4. физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Читать: 11.5. физическое воспитание детей среднего школьного возраста

Читать: 11.6. физическое воспитание детей старшего школьного возраста

Читать: 11.7. физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем

Читать: 11.8. формы организации физического воспитания школьников

Читать: 11.9. физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальн11.10. урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение

Читать: 11.11. профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры

Читать: Глава 12. технология разработки документов планирования по физическому воспитанию

Читать: 12.1. общий план работы по физическому воспитанию

Читать: 12.2. годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию

Читать: 12.3. поурочный рабочий (тематический) план на четверть

Читать: 12.4. план-конспект урока

Читать: Глава 13. физическое воспитание студенческой молодежи

Читать: 13.1. значение и задачи физического воспитания студентов

Читать: 13.2. содержание программы физического воспитания студентов

Читать: 13.3. возрастные особенности контингента обучающихся в вузе

Читать: 13.4. методические основы физического воспитания в вузе

Читать: 13.5. особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях

Читать: 13.6. методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной ф13.7. формы организации физического воспитания студентов

Читать: Глава 14. физическое воспитание в основной период трудовой деятельности

Читать: 14.2. особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого воз14.3. физическая культура в режиме трудового дня

Читать: 14.4. физическая культура в быту трудящихся

Читать: 14.5. контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениям15.2. содержание и организационно-методические основы занятий физическими упражнениями

Читать: Глава 16. профессионально-прикладная физическая подготовка

Читать: 16.1. назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Читать: 16.2. построение и основы методики ппфп

Читать: Часть ii теория и методика спорта

Читать: Глава 17. общая характеристика спорта

Читать: 17.1. основные понятия, относящиеся к спорту. классификация видов спорта

Читать: 17.2. социальные функции спорта. основные направления в развитии спортивного движения

Читать: 17.3. характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки

Читать: 17.4. спортивные достижения и тенденции их развития

Читать: Глава 18. основы спортивной тренировки

Читать: 18.1. цели и задачи спортивной тренировки

Читать: 18.2. средства спортивной тренировки

Читать: 18.3. методы спортивной тренировки

Читать: 18.4. принципы спортивной тренировки

Читать: 18.5. основные стороны спортивной тренировки

Читать: 18.6. тренировочные и соревновательные нагрузки

Читать: Глава 19. основы построения процесса спортивной подготовки

Читать: 19.1. спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура

Читать: 19.2. построение тренировки в малых циклах (микроциклах)

Читать: 19.3. построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)

Читать: 19.4. построение тренировки в больших циклах (макроциклах)

Читать: Глава 20. технология планирования в спорте

Читать: 20.1, общие положения технологии планирования в спорте

Читать: 20.2. планирование спортивной подготовки в многолетних циклах

Читать: 20.3. планирование тренировочносоревновательного процесса в годичном цикле

Читать: 20.4. оперативное планирование

Читать: Глава 21. комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена

Читать: 21.1. контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

Читать: 21.2. контроль за состоянием подготовленности спортсмена

Читать: 21.3. контроль за факторами внешней среды

Читать: 21.4. учет в процессе спортивной тренировки

Читать: Глава 22. спортивный отбор в процессе многолетней подготовки

Читать: Часть iii теория и методика оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической культуры

Читать: Глава 23. общая характеристика оздоровительной физической культуры

Читать: 23.1. оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания

Читать: 23.2. содержательные основы оздоровительной физической культуры

Читать: Глава 24. теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры

Читать: 24.1. основы построения оздоровительной тренировки

Источник: uchebnik.biz