Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями

Контроль за состоянием организма под влиянием занятий физическими упражнениями осуществляется посредством врачебного контроля, организуемого государственными учреждениями, и самоконтроля, организуемого и осуществляемого самим занимающимся.

Организация врачебного контроля.

Все занимающиеся физическими упражнениями должны находиться под постоянным медицинским наблюдением. Оно осуществляется путем проведения специальных мероприятий трёх видов:

- специальные медицинские обследования перед началом занятий физическими упражнениями;

- периодические медицинские осмотры;

- систематический контроль за состоянием занимающихся в процессе занятий.

Учащиеся не должны посещать занятия физическими упражнениями без медицинского заключения о допуске к ним. Такое заключение выносится на основании данных специально организованных предварительных медицинских обследований. По их результатам медицинские работники обязаны:

- определить медицинскую группу и назначить оптимальный двигательный режим;

- рекомендовать формы занятий физическими упражнениями и виды таких упражнений, которыми наиболее целесообразно заниматься в соответствии с уровнем физической подготовленности, состоянием здоровья, возрастом и т. п.;

- ознакомить с основными навыками самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.

Основными задачами врачебного контроля за занимающимися физическими упражнениями являются:

- определение функционального состояния организма для назначения адекватной нагрузки;

- выявление особенностей характера воздействий физкультурно-спортивных занятий на занимающихся;

- предупреждение неблагоприятных изменений, которые могут возникнуть при несоответствии нагрузки функциональным возможностям организма;

- изучение характера изменений в физическом состоянии занимающихся под влиянием занятий физическими упражнениями;

- выработка рекомендаций по организации рационального двигательного режима для лиц разного возраста, пола, профессии и т. п.;

- разработка мероприятий по предупреждению травматизма в процессе занятий физическими упражнениями.

Организация врачебного контроля за занимающимися физическими упражнениями в учебных заведениях регламентируется соответствующими приказами Министерств образования и здравоохранения Российской Федерации. Одними из последних документов такого рода являются: совместный приказ этих Министерств за № 186/272 от 30.06. 1992 года “О совершенствовании системы медицинского обеспечения в образовательных учреждениях”, и решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации № 10/1 от 12.05. 1995 года “ О работе органов управления образованием по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях”

В соответствии с этими документами допуск учащихся общеобразовательных учебных заведений к занятиям физической культурой должен осуществляться только на основании результатов медицинского освидетельствования, которые должны проводиться специально организованными бригадами врачей в каждом учебном заведении в начале каждого учебного года. Основное назначение таких мероприятий - контроль за состоянием здоровья учащихся и их распределение по медицинским группам, занятия физическими упражнениями в которых должны проводиться в соответствии с определёнными медицинскими показаниями. На основании таких освидетельствований все учащиеся распределяются по 4-м медицинским группам: основной, подготовительной, специальной и лечебной физической культуры.

К основной медицинской группе относятся лица не имеющие отклонений в состоянии здоровья, характеризующиеся средним и выше уровнем развития и двигательной подготовленности. Двигательный режим в таких группах может быть интенсивно-тренирующим.

К подготовительной медицинской группе относятся также лица, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но организм которых ослаблен в результате действия каких-либо факторов В эту группу могут быть также отнесены учащиеся, у которых уровень развития основных физических качеств ниже среднего. Двигательный режим - тренирующий, но с ограничениями нагрузок большого объёма и интенсивности. Занятия с такими учащимися могут быть организованы как отдельно, так и вместе с основной медицинской группой, при условии более тщательной реализации дифференцированного и индивидуального подходов.

В специальную медицинскую группу определяются учащиеся, имеющие признаки различных хронических заболеваний, имеющие удовлетворительные показатели нагрузочных тестов и функциональных проб Занятия для таких учащихся организуются отдельно. Желательно также их разделение на подгруппы в зависимости от вида заболеваний. Двигательный режим - тренирующе-щадящий, с ограничением движений, которые могут негативно отразиться на течении заболевания.

В группу лечебной физической культуры должны быть определены учащиеся имеющие различные хронические заболевания, отличающиеся плохими показателями при выполнении нагрузочных тестов и функциональных проб. Занятия физическими упражнениями с такими учащимися должны быть организованы в медицинских учреждениях под руководством врача ЛФК.

Медицинские освидетельствования с целью допуска к занятиям физической культурой учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к основной медицинской группе, должны проводиться не реже одного раза в год. Для учащихся подготовительной группы - не реже двух раз в год. Занимающиеся в специальной медицинской группе и группе ЛФК должны находиться под постоянным наблюдением медицинских работников.

Перед участием в каждом соревновании каждый участник обязан пройти дополнительное углублённое медицинское освидетельствование.

Противопоказания к занятиям физическими упражнениями и закаливанию.

Систематические занятия физическими упражнениями безусловно являются важным фактором нормального физического развития, профилактики заболеваний, мощным средством реабилитации после них. Поэтому очень неразумно поступают те, кто по малейшему поводу старается резко ограничить свою двигательную активность по причинам, связанным с теми или иными заболеваниями. В большинстве случаев это приносит только вред, существенно замедляя процесс выздоровления.

Вместе с тем, могут быть и такие состояния организма, когда активные занятия физическими упражнениями действительно противопоказаны. О них должны знать прежде всего те учащиеся, для которых физическая культура - любимое занятие, чтобы не навредить своему здоровью в период болезненных состояний.

Существует два вида противопоказаний: абсолютные и относительные. К абсолютным противопоказаниям относятся: острые респираторные заболевания, фурункулёз, остемиелит, инфицированные раны, ангина, артрит в стадии обострения, острая травма, гематомы, переломы костей, сотрясения головного мозга, острая крапивница, тромбофлебит, трофические язвы, тромбоз сосудов, капилляротаксикоз, болезни крови, активная форма туберкулёза, ревматизм в активной форме, язвенная болезнь желудка и двеннадцатиперстной кишки в стадии обострения, острые гинекологические заболевания.

Относительные противопоказания определяются лечащим врачом. При этом занятия могут быть отменены только временно или назначены щадящие физические нагрузки. Закаливание и занятия физическими упражнениями могут быть временно отменены и при плохой переносимости физической нагрузки и процедур

При возобновлении занятий после перерыва, вызванного травмой или болезнью, следует соблюдать постепенность, не форсировать нагрузки, не пытаться наверстать упущенное. Следует руководствоваться принципом: умеренность - залог здоровья. Активные занятия могут быть возобновлены только после проведения дополнительного медицинского обследования. Например, после таких весьма распространённых заболеваний как грипп, бронхит, ангина, полноценные занятия физическими упражнениями возможны не ранее, чем через две недели после разрешения посещать уроки по другим общеобразовательным предметам.

Самоконтроль в процессе занятий физическими

упражнениями.

Каким бы систематическим и квалифицированным не был врачебный контроль, он не может в полной мере отражать всю динамику состояния организма. Поэтому необходим ежедневный самоконтроль занимающихся во время и после занятий физическими упражнениями. Необходимо самому научиться контролировать своё состояние, наблюдать все изменения, отмечать свои достижения предупреждать возможные неблагоприятные явления.

Назначение данного раздела пособия как раз и состоит в вооружении знаниями о том, как следует вести наблюдения за состоянием собственного здоровья, работоспособности, научиться контролировать ответную реакцию организма на двигательные нагрузки, используя для этого простые и доступные тесты и показатели, необходимые для оценки воздействия физкультурных занятий на организм и для своевременной коррекции нагрузки.

Цель самоконтроля - следить за реакцией организма на физические нагрузки, поддерживая их на наиболее рациональном для себя уровне.

Таким образом, самоконтроль - это понятие, означающее постоянное самонаблюдение за своим физическим состоянием. По сути дела, это проявление грамотного отношения человека к своему здоровью, являющееся важнейшей и неотъемлемой чертой культурного человека. Оно требует определённых затрат времени и сил, которых не следует жалеть, тем боле, что они с лихвой окупаются в дальнейшем.

Известный французский писатель и мыслитель Мишель Монтень ещё в средние века писал: “Здоровье - это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать раде него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной”.

При организации самоконтроля необходимо помнить, что главный принцип в занятиях физической культурой тот же, что и в медицине - не навреди! Наблюдение за своим организмом, умение прислушиваться к его сигналам - это очень полезное приобретение в жизни, являющееся решающим фактором, способствующим обеспечению соблюдения этого принципа Самонаблюдение приучает к вдумчивому отношению к физическим нагрузкам, своему образу жизни, способствует созданию условий для наиболее рационального использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, повышения производительности собственного организма.

Однако, это становится возможным только в том случае, если такое наблюдение осуществляется систематически на протяжении длительного времени и обязательно сопровождается ведением дневниковых записей. Не следует пугаться и жалеть времени для этого, так как, во-первых, его требуется не так уж и много, а, во-вторых, польза от организации самоконтроля очень скоро с лихвой окупает его затраты. К тому же, очень скоро процедура необходимых измерений входит в привычку, а сопоставление получаемых в разное время данных способствует формированию искренней заинтересованности и преподносит много сюрпризов. Дневниковые записи позволяют оценить результаты своей деятельности, приучают к систематическому наблюдению за своим здоровьем, соблюдением правил личной гигиены, служат надёжной гарантией от переутомления, перенапряжения, перетренировки.

Из всего сказанного следует, что самоконтроль и ведение дневника это занятие для серьёзного, думающего человека, понимающего, что здоровье - это, прежде всего, его личная проблема, а здоровый образ жизни - это система жёстких требований к себе с целью предупреждения возможных заболеваний, а также для разумной и эффективной подготовки себя к активной жизнедеятельности.

Дневниковые записи самоконтроля позволяют с высокой степенью объективности судить о таких важных комплексных состояниях показателях как физическое состояние и физическое развитие человека.

Физическое состояние - это комплексная характеристика организма человека, отражающая уровень готовности к выполнению активной мышечной деятельности. Оно обусловлено особенностями телосложения, состоянием здоровья и двигательной подготовленности, уровнем функциональных возможностей организма человека. Учёт показателей физического состояния совершенно необходим для оценки и выявления причин собственных успехов и неудач, постоянной корректировки методики занятий.

Под физическим развитием подразумевают комплекс морфологических особенностей организма, его размеров и некоторых функциональных показателей, и мышечной силы). С целью установления уровня физического развития определяют прежде всего такие показатели, как: рост, вес, окружность грудной клетки и конечностей, размеры отдельных частей тела и их пропорции, состояние мускулатуры.

Все показатели, которые подлежат фиксированию в дневнике самоконтроля, подразделяются на показатели объективного и субъективно характера.

Объективными называют те показатели, которые фиксируются специальными приборами. К ним относятся: показатели артериального давления, жизненной ёмкости легких, частота сердечных сокращений, мышечной силы, а также все антропометрические показатели, характеризующие уровень физического развития и физического состояния организма, которые фиксируются в процессе проведения врачебного контроля.

К субъективным относятся те показатели, которые фиксируются на основании собственных ощущений. К ним относятся: настроение, самочувствие, отношение к занятиям, переносимость занятий, болевые ощущения, сон, аппетит.

В программы самоконтроля включаются только те показатели, которые может определить сам занимающийся. Однако прежде надо записать в дневник и те данные, которые получены в результате врачебного контроля при помощи специальных приборов, которых нет у большинства занимающихся. Эти показатели очень важны для оценки состояния организма и эффективности используемых в занятиях средств и методов его тренировки.

Основное место в программе систематического самоконтроля и дневниковых записей занимают оценка и фиксирование субъективных ощущений и впечатлений.

“Настроение”. Это очень важный показатель, отражающий психическое состояние занимающегося. Необходимо стремиться к тому, чтобы занятия всегда доставляли удовольствие. Настроение можно считать “хорошим”, когда человек уверен в себе, спокоен и жизнерадостен; “удовлетворительным” - при неустойчивом эмоциональном состоянии и “неудовлетворительным”, когда человек расстроен, подавлен.

“Самочувствие”. Ощущению самочувствия часто не уделяют должного внимания из-за недостаточной объективности этого ощущения. Дело в том, что хорошее самочувствие может иметь место и тогда, когда в организме уже происходят болезненные изменения. Ориентировка на хорошее самочувствие в эмоционально насыщенном занятии может оказаться обманчивой и привести к перенапряжению с очень серьёзными последствиями.

Однако, этим показателем самоконтроля всё же не следует пренебрегать. Наблюдательный человек рано или поздно сможет более верно оценивать своё самочувствие и вносить полезные коррективы в занятия, ориентируясь на него. Самочувствие в дневнике самоконтроля отмечается словами: “хорошее”, “ удовлетворительное”, “ плохое”.

При “хорошем” самочувствии отмечается ощущение бодрости, силы; при “удовлетворительном” - небольшая вялость; при “плохом” самочувствии может быть выраженная слабость, снижение работоспособности, угнетённое состояние. При наличии таких состояний как вялость, сонливость, отсутствие желания заниматься, занятия надо прекращать.

“Желание заниматься” отмечается в дневнике словами: “большое”, “безразличное”, “нет желания”. Большое желание заниматься бывает прежде всего в состоянии высокого уровня подготовленности, отличном самочувствии. Оно сопровождается ощущение удовольствия, прилива сил, “мышечной радости” от физических нагрузок. Безразличное отношение и нежелание заниматься представляют собой признаки усталости, перенапряжения, перетренировки, что требует внесения корректив в программу тренировочных занятий в сторону снижения нагрузок.

“ Переносимость занятия”. под этой рубрикой отмечается степень выполнения запланированной нагрузки. Если она недовыполнена или перевыполнена, то необходимо указать причины. Здесь же отмечается продолжительность основных частей занятия и переносимость нагрузок в них.

“Болевые ощущения”. Боли могут быть признаком травмы, заболевания или перенапряжения. Чаще всего бывают боли в мышцах, а также боли в области правого подреберья, сердца и головные боли. Фиксируется также головокружение, чувство тошноты.

В дневнике самоконтроля необходимо отмечать, при каких упражнениях появляются боли, их интенсивность, длительность и т. п. Особенно серьёзно следует относиться к появлениям болей в области сердца. В таких случаях является обязательной консультация у врача.

“Аппетит” Тоже довольно чуткий показатель состояния человека. В дневнике оценивается как: “нормальный”, “повышенный”, “пониженный”.

“Сон”. В дневнике указывается продолжительность сна и его качество - “глубокий”, “спокойный”, “беспокойный”, “прерывистый”, а также характер засыпания. Если после занятия трудно заснуть, сон беспокойный и это повторяется после каждого занятия, то это означает, что применяемые нагрузки не соответствуют физическому состоянию и функциональным возможностям организма и их надо снизить.

К объективным показателям, как уже было отмечено выше, относятся: артериальное давление, частота сердечных сокращений, жизненная емкость лёгких, результаты двигательного тестирования и антропометрические показатели физического развития

Особенная полезность периодического фиксирования этих показателей обусловлена тем, что их динамика под влиянием занятий физическими упражнениями позволяет судить об эффективности организации и методики этих занятий, правильности дозирования нагрузки и др. При этом обязательно следует учитывать то, что по мере естественного хода роста и развития детского и юношеского организма, эти показатели довольно значительно нарастают и сами по себе, а не только под влиянием каких-то специально организованных воздействий.

Большинство из этих показателей регистрируется в процессе периодических медосмотров в рамках осуществления врачебного контроля, и содержатся в медицинских карточках учащихся в медицинском кабинете школы. Измерение некоторых из них представляет собой известную трудность из-за необходимости иметь специальные приборы, умение пользоваться ими и т. п. Вместе с тем, большинство из них вполне доступны для самостоятельных измерений и анализа. К ним прежде всего следует отнести показатели ЧСС, дыхания, роста, веса, соматоскопии.

Процедуру определения и оценки показателей физического развития и физического состояния следует начинать с наружного осмотра. Как правило, соматоскопия проводится утром, натощак в хорошо освещённом помещении. Для этого надо в обнажённом виде подойти к трёх створчатому зеркалу и со всех сторон внимательно осмотреть себя. Держаться при этом следует естественно, руки держать свободно опущенными вдоль тела. Начинать осмотр следует спереди, затем продолжить сбоку и со спины.

При самотоскопии обращают внимание на особенности телосложения, осанки, состояние мускулатуры, кожи, состояние и характер жировых отложений и др. Замеченные особенности следует занести в дневник.

Одними из наиболее важных и информативных показателей физического развития являются рост и вес тела. человека. При этом следует иметь ввиду, что показатели роста являются относительно постоянной величиной. Даже в периоды наиболее интенсивного физического развития он увеличивается лишь на несколько сантиметров в год, в то время, как показатели веса тела в зависимости от многих причин могут колебаться в весьма значительных пределах. Поэтому необходимо систематически следить за его показателями, стараясь поддерживать в определённых пределах. Вес рекомендуется проверять раз в неделю, лучше утром и до еды.

Измерение и сопоставление показателей роста и массы тела свидетельствуют о степени соответствия нормальному физическому развитию. Для этого разработаны и используются различные росто-весовые индексы.

Одним из наиболее простых и широко применяемых в повседневной практике является, так называемый, индекс Брока. В соответствии с этим индексом, нормальный вес тела для людей ростом 155-165 см. равен длине тела в сантиметрах, из которой вычитают цифру 100. При росте 165-175 см. вычитают цифру 105, а при росте 175 и выше - цифру 110. При этом все отклонения в сторону увеличения или уменьшения считаются избытком или недостатком веса.

Можно использовать также весо-ростовой индекс Кетле, который расчитывается путём деления показателей веса в граммах на показатели роста в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см. роста у мужчин приходится 350-400 г, а у женщин 325-375 г.

Наиболее точной в процедуре определения нормального соотношения роста и веса может считаться следующая формула:

Вес = 50 + 0,7 +: 4.

Иногда используют показатели “Жизненного индекса”, который расчитывается путём деления показателей ЖЕЛ на показатели веса. Средние значения этого индекса для мужчин составляют 60-70 см3/ кг, а для женщин 55-60 см3 / кг.

Одним из наиболее достоверных и одновременно самых простых и доступных для самостоятельного систематического измерения показателей тренированности является ЧСС. Этот показатель характеризует деятельность сердечно-сосудистой системы, наблюдение за состоянием которой особенно важно, поскольку деятельность сердца - это самое уязвимое звено в тренирующемся организме.

ЧСС определяется наложением пальцев на висок, шею или запястье со стороны большого пальца. Показатели ЧСС в состоянии покоя зависят от возраста, пола, положения тела. При это ЧСС наибольшая в положении стоя и наименьшая в положении лёжа. С возрастом ЧСС уменьшается.

При одинаковой ЧСС потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин. У физически подготовленных тоже выше, чем улиц с недостаточным уровнем двигательной подготовленности.

Наблюдения свидетельствуют о прямой зависимости между пульсом и физической нагрузкой. Пульс после нагрузки у здорового человека учащается и приходит в исходное состояние через 5-10 минут. Замедленное его восстановление свидетельствует о чрезмерности нагрузки. Пульс рекомендуется регистрировать утром в состоянии полного покоя, перед началом тренировочного занятия, во время тренировки, по окончании тренировочного занятия и вечером перед сном. В результате систематических занятий физическими упражнениями пульс становится реже, сердечные сокращения сильнее, что является свидетельством возросших возможностей ССС и организма в целом.

О состоянии ССС можно судить и по изменению пульса при переходе из горизонтального положения в вертикальное. Если пульс при этом учащается менее, чем на 16 ударов в минуту, то это хороший результат, если до 20-ти - средний, а более 20-ти - ниже среднего.

Наиболее простой способ оценки реакции ЧСС на физическую нагрузку осуществляется путём сопоставления данных ЧСС в покое и сразу после стандартной нагрузки с вычислением процента учащения. Для этого показатели ЧСС в покое принимают за 100%. Далее высчитывают разницу в показателях ЧСС до и после нагрузки, умножают ее на 100 и делят на показатель ЧСС до нагрузки.

Перед началом серьёзных занятий физическими упражнениями надо обязательно проверить свою тренированность с помощью оценки работоспособности ССС и дыхательной системы. Для этого существует множество достаточно точных методов, требующих использования специального довольно сложного оборудования. Однако, наряду с ними существуют и такие методы, при помощи которых можно самостоятельно определить свои возможности. Одним из наиболее простых и в тоже время информативных является метод, основанный на использовании теста Руфье-Диксона, представляющий собой 30 приседаний за 45 сек. Методика его применения состоит в следующем:

- после 5-ти минут отдыха в положении сидя подсчитать пульс за 15 сек.;

- выполнить тест и сразу же подсчитать пульс;

- отдых в положении сидя в течение 1 минуты, после которого осуществляется заключительный подсчёт пульса.

Состояние тренированности можно контролировать и при помощи оценки дыхания. При этом надо исходить из того, что в норме частота дыхания составляет 16-18 экскурсий грудной клетки в минуту. Существует довольно простой способ самоконтроля за состоянием ССС при помощи дыхания. Он основан на использовании пробы Штанге. В данной методике использован тот факт, что время задержки дыхания на вдохе или на выдохе напрямую связано с тренированностью и является одним из объективных показателей при самоконтроле.

Чтобы определить время задержки дыхания на вдохе, необходимо после 5-ти минутного отдыха в положении сидя сделать полный вдох и выдох, а затем снова вдох и задержать дыхание, плотно закрыв рот и нос. Время задержки дыхания отмечается в секундах. При утомление это время снижается. С возрастом время задержки дыхания на вдохе у мальчиков увеличивается ориентировочно от 35 до 70 сек. а на выдохе - от 15 до 30 сек. У девочек эти показатели составляют соответственно с 30 до 65 и с 15 до 30 сек. По мере повышения уровня тренированности время задержки дыхания увеличивается.

Применение этих простых и доступных методов оценки состояния организма позволяет значительно рационализировать и обезопасить процесс занятий физическими упражнениями.

Источник: www.lifeinhockey.ru