Жизнь и деятельность Пётра Францевича Лесгафта. Система физического образования

I. Введение.

II. Основная часть.

1.Биография Петра Францевич Лесгафта.

2. Система физического образования

III. Заключение.

IV. Литература.

I . Введение.

Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения. Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда.

Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования в России. Среди многочисленных заслуг Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают, созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог-практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ – начале ХХ в.

Многое в трудах Петра Францевича Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития. В российской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.

Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статья «О физическом образовании в профессиональной школе» и другие сохранили свою научную значимость и могут быть весьма полезны современным педагогам, педагогической общественности и родителям.

II . Основная часть.

1.Биография Петра Францевич Лесгафта.

8 (20) сентября 1837 г. в семье ювелира, члена Цеха золотых художеств, Петра Карловича Лесгафта родился сын. Это и был будущий Петр Петрович (Францевич) Лесгафт, разносторонний ученый и «вдохновенный учитель», как называл его академик И.П.Павлов. Из скупых воспоминаний о детских годах Петр Францевич Лесгафт мы узнаем, что отец весьма сурово относился к мальчику и настойчиво приучал его к труду. с малых лет заставлял носить дрова ,убирать тротуар. Обстановка, окружающая маленького Петра, наложила отпечаток на всю его последующую жизнь. Уважение к труду ,нетерпимость к лени, неправде, принципиальность и бескорыстие, заложенные с детства, стали в последствии неотъемлемыми чертами характера Петра Францевич Лесгафта.

С детства у Петра Францевич Лесгафта пробудилась любовь к музыке, этой любовью он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первые медицинские познания он тоже получал от нее: поскольку его мать была повивальной бабкой и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи.

В январе 1848 г. после получения домашнего первоначального образования, Петр Францевич Лесгафт был определен в «большую приму», так назывался первый класс в Петрешуле - Главном народном училище.

Учился Лесгафт неплохо. Ему хорошо давались почти все предметы, за исключением латинского и французского языков, которыми в последствии он овладел без труда. Он старательно выполнял задания и иногда засиживался над книгами и учебниками. Но в 1851 году отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю.

Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери.

Заканчивал обучение Петр в мужском отделение училища Светой Анны, носившем название «Анненшуле».

Для поступления в медико-хирургическую академию летом 1856 года явилось 500 кандидатов, зачислено было только 254 человека, среди них и Петр Францевич Лесгафт.

Поступление Петра Францевич Лесгафта в медико-хирургическую академию совпало с кардинальным положительным изменением в ее управлении.

По инициативе П.А.Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программе изучения, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых.

Под руководством ученого секретаря конференции Николая Николаевича Зинина Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьезной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами. Очень скоро Лесгафт стал ассистировать Зинину на лекциях. Лекции в академии начинались в 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов пополудни, практические занятия, как правило, проводились в вечернее время.

Многие профессора академии оказали на формирование характера и взглядов Лесгафта существенное влияние, но главную роль в становлении его как анатома-исследователя и ученого сыграл, несомненно, профессор Венцеслав Леонидович Грубор. Это был исключительно трудолюбивый, искусный в препарировании, блестяще знающий анатомию, человек. Фанатично преданный анатомии Грубер почти целые дни, проводил в своем «царстве мертвых»- препаровочной, отыскивал в тканях трупов все новые и новые аномалии, в открытии и описание которых он не знал себе равных в Европе.

Грубер первым открыл для женщин, интересующихся наукой, двери анатомического зала .Тоже самое по примеру своего учителя сделал вскоре после окончания академии и Лесгафт, убежденный поборник женского медицинского образования.

Многие черты Грубера казались Лесгафту идеальными, совершенно необходимыми в человеке науки. Он терпеливо воспитывал в себе груберовскую увлеченность делом, неутомимость в работе, принципиальность, научную честность, чувство долга и справедливости, а главное независимость суждений, сознание значения собственной личности.

Студент Лесгафт довольно быстро стал одним из самых любимых учеников Грубера. Теперь не химическая реторта и спиртовка, а скальпель и пинцет стали постоянными орудиями труда Петра Лесгафта. Он настолько увлекся препарированием и выполнял его так артистично, что в последствии его начали называть «поэтом анатомии». Очень быстро, благодаря постоянной работе, Лесгафт хорошо освоил и бальзамирование. В 1860 году за успешно выполненное бальзамирование студенту 5-го курса Петру Лесгафту была вручена щедрая награда- триста рублей. (Он помогал бальзамировать тело императрицы). Студенческая жизнь Лесгафта не ограничивалась, конечно, только лекциями, занятиями и экзаменами. Вместе с товарищами он любил посещать итальянскую оперу, концерты, цирковые представления.

В 1861 года начались окончательные экзамены, до них дошли лишь 140 человек из 254 поступивших в 1856 году. По тогдашним правилам экзамены проводились одновременно на степень лекаря и на звание уездного врача. Степень лекаря требовала удовлетворительных оценок 24 предметам. На звание уездного врача - отдельно удовлетворительные отметки по судебной медицине, медицинской полиции, токсикологии и эпизоотии. Петр Францевич Лесгафт с честью выдержал все экзамены, получив степень лекаря и звание уездного врача. Ему была вручена серебреная медаль. Академия закончена, но лишь немногие из выпускников нашли работу в военно-медицинском ведомстве. Не хватало вакансий и в гражданском ведомстве, поэтому вновь испеченным лекарям было назначено ежемесячное вспомоществование, нечто вроде стипендии и предоставлена возможность проявить себя в роли вольнопрактикующих врачей.

Источник: www.newreferat.com