Доклад на педсовет "Гражданско-правовое воспитание: проблемы и пути их решения"

Доклад на педагогический совет

«Гражданско-правовое воспитание: проблемы и пути их решения»

Январь 2011 года

Подготовила:

Ковалёва Н.В. – заместитель директора по ВР

Приоритетным направлением государственной политики в области образования является внедрение инноваций, способствующих формированию Человека-гражданина. Реализация идей данной Концепции социально значима, она принесет пользу местному сообществу, жителям области, страны, позволив реализовать задачи гражданско-правового  воспитания молодых граждан. Значимым приоритетом в образовании на современном этапе социально-экономического развития страны является обучение и воспитание человека-гражданина, человека высокой правовой и политической культуры,  субъекта социальных отношений, способного к духовно-нравственному совершенствованию, творчески преобразующего мир, умеющего осуществлять устойчивый ценностный выбор, признающего окружающую данность, которая не подавляет интересов других людей, принимающий на себя ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих.

В нашей школе воспитательная работа ведётся по нескольким направлениям: эстетическое и духовно-нравственное воспитание, трудовое воспитание, профилактическая работа, профессиональная ориентация, гражданско-правовое и патриотическое воспитание.

Целями гражданско-правового  воспитания являются, прежде всего:

  • формирование  у молодежи  гражданской ответственности,
  • повышение гражданско-правовой культуры учащихся.

Основными принципами формирования и реализации идей гражданско-правового  воспитания:

  1. Привлечение интереса учащихся к гражданско-правовым вопросам с использованием различных форм и методов работы.
  2. Обоснованное планирование, а не случайные решения.
  3. Взаимная поддержка, взаимная ответственность.
  4. Принцип положительной мотивации – поощрение творческой активности, доброжелательность к суждениям, их анализ.

Приоритетные ценностные  ориентиры в гражданско-правовом воспитании учащихся нашей школы:

1. Ученик как личность - в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее.

2. Честь   и  Достоинство    -  как   нравственный   критерий   и регулятор    жизненного    и    профессионального    самоопределения личности,     его деятельности     и     отношений     всех    субъектов образовательного   процесса,   как   нравственная   основа  творческой социально направленной самореализации.

3. Личное и Общественное    благо - как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни школьника личностного и коллективистского начал.

4. Созидание - как основа достойной человека жизни; созидание мира, правовой культуры, другого, себя самого, базирующееся   на гражданско-правовой грамоте,    творчестве   и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса.

5. Свобода и Ответственность, право выбора - как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и поддержка в  школе демократического уклада жизни.

6. Развитие    -    как     основной     смысл     деятельности педагогического коллектива, способствующее  развитию творческой индивидуальности школьника.

7. Ученическая  компетентность - как главные условия решения поставленных   задач,   стоящих    перед    будущим гражданином. Будущим избирателем в условиях   модернизации  общества и системы педагогического образования в Российской Федерации

1.  Нормативно-правовая база.

2.  Кадровое обеспечение.

3.  Научно-методическое обеспечение.

4. Человеческий фактор: человек, способный в условиях дефицита времени организовать работу по обозначенному направлению.

Ожидаемые эффекты:

  1. Повышение заинтересованности всех социальных структур, стремящихся к организации деятельности по совершенствованию форм и методов работы по повышению уровня гражданско-правовой культуры молодых граждан РФ,  будущих избирателей, а также формирования у них гражданской ответственности.
  2. Преодоление учащимися возможных провалов в сфере гражданско-правового образования.

Система управления Программой:

- Осуществление намеченных задач происходит в ходе текущей работы МОУ «СОШ ст. Екатериноградской» при опоре на имеющуюся в школе Программу гражданско-патриотического воспитания учащихся школы. Основные положения настоящей Программы предполагается реализовывать учителями истории и обществознания на своих уроках и классными руководителями во внеурочное время в соответствие со схемой технологии учебно-воспитательной деятельности.

Методы обучения:

а) объяснительно – иллюстративный : объяснение педагогом основополагающих фактов;

б) метод проблемного изучения: педагог указывает учащимся на проблемную ситуацию, формулирует проблему и указывает ее решение;

в) исследовательский метод: совместно с педагогом учащиеся находят проблему и решают ее;

г) метод проектов : учащиеся выявляют проблему, формулируют ее и самостоятельно разрешают; для реализации данного метода необходима предварительная работа педагога с детьми.

д) самостоятельная работа учащихся с документами.

Форма обучения:

В ходе урока могут быть использованы следующие формы обучения:

- фронтальная работа,

- групповая работа,

- индивидуальная работа.

Направление учебно–воспитательной деятельности по формированию человека-гражданина соотносится с воспитательной целью школы, не противоречит ей. Программа по гражданско-правовому воспитанию поможет в реализации основной учебно–воспитательной задачи школы. Введение в учебно–воспитательный процесс идей патриотизма и гражданственности обогатят как ученический, так и учительский коллектив, будут способствовать преодолению затруднений в жизненных ситуациях.

Известно, что правовая и политическая культура понимается как способность человека или группы людей занимать активную гражданскую позицию,  всецело участвуя в формировании гражданского общества, обладая чувством высокого самосознания и гражданской ответственности. Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его организация – это основное поле деятельности педагогов, на котором только они могут практически реализовать поставленные задачи, обогащая опыт формирования элементов гражданственности своих учащихся и, конечно же, свой собственный опыт.

Источник: www.ekaterinaschool.ru