Свежие публикации

Система физического воспитания в школе

3.1 Концептуальные подходы системы физического воспитания

В настоящее время в школе, где я работаю, обучается 282 человека, из них 14 детей – воспитанники детского дома №1 города Костромы, 13 детей – воспитанники детского дома поселка Волжский, 13 детей – воспитанники центра реабилитации, 12 детей – дети из социально неблагополучных семей, 33 ребенка – обучается в классах коррекционно-развивающего обучения.

Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма человека, формируют у него разнообразные двигательные умения и навыки.

По данным Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ, НИИ педиатрии РАН общая двигательная активность детей с поступлением в школу снижается на половину и продолжает снижаться от младших классов к старшим. Уже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только пятую – шестую часть суток. Здоровыми являются 15% школьников, 50% имеют отклонения в здоровье и 35% страдают хроническими заболеваниями.

Дефицит двигательной активности нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает здоровье ребенка. Приходится выдерживать большие умственные нагрузки, что ведет к дисгармоничному физическому развитию ученика. Это приводит к тому, что у большинства детей ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям, а также создает проблемы интеллектуальной и физической работоспособности, ведет к психическим перегрузкам школьников.

Систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на здоровье человека. Во все времена была известна польза физической культуры. Древнегреческий философ Аристотель отмечал, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие.

Важнейшая задача, стоящая перед учителем и родителем, - создать условия, при которых дети школьного возраста смогут заниматься физическими упражнениями в течении учебного дня и во вне учебное время с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и привития здорового образа жизни.

Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает здоровье как важнейший фактор свободного развития личности человека. При этом физическое здоровье является одним из слагаемых определения жизнеспособности ученика. Поэтому в Гигиенических требованиях к условиям обучения школьников отмечается необходимость проведения физкультурных минуток в классе, а в школе и дома – удовлетворения биологической потребности детей в движениях посредством организации двигательной активности учащихся.

Выдающийся российский врач и педагог П. Ф.Лесгафт в своем труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» обращает особое внимание на связь между умственной и физической двигательной активностью. Чередование интеллектуальных и физических усилий благотворно влияет на здоровье, вследствие чего повышается интенсивность умственной деятельности.

Мне близко высказывание Авиценна: «Если занимаешься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств… Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек, не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни»

В современных условиях человек меньше двигается, а значит, его мышцы, системы кровообращения и дыхания недостаточно активны, из-за чего быстро стареют. Ухудшается экология и малоподвижный образ жизни ведут к быстрому ослаблению организма, и, как результат, человека начинают преследовать болезни. Чтобы избежать этого, я считаю, необходимо постоянно тренировать организм, занимаясь физической культурой и спортом.

Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные и адаптационные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, приводят к повышению скорости окислительно-восстановительных процессов, способствует увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Благодаря физическим упражнениям улучшаются развитие деятельность всех органов и систем человека, повышается его работоспособность, укрепляется здоровье, формируются и совершенствуются жизненно важные двигательные умения и навыки.

В связи с этим появилась настоятельная необходимость формировать в школе устойчивый двигательный режим ученика, нацеленный на систематическую двигательную деятельность детей разного возраста. Этому способствует Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, которая направлена на активную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность учеников.

Программа базируется на исходные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию воспитания в общеобразовательном учреждении;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

- Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

- Письмо Министерства образования России «О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях»;

- Письмо Министерства образования России «О повышении роли физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях»;

- Письмо Министерства образования России «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования России, Министерства здравоохранения России, Государственного комитета по спорту России и РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования России «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».

- Приказ министерства образования РФ « Об общероссийской системе мониторинга состояния здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

Цель работы: совершенствование процесса физического воспитания школьника через создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников, средствами развития физической культуры, спорта и творческого потенциала личности.

Задачи:

- укреплять и сохранять физическое и психическое здоровье учащихся;

- обеспечить взаимодействие учебного и внеучебного процессов физического воспитания;

- формировать физическую культуру личности с учетом индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;

- осуществлять врачебный и педагогический контроль организации физического воспитания;

- осуществлять профилактику асоциального поведения учащихся, формировать здоровый образ жизни;

- укреплять материально-техническую базу спортивного комплекса;

- привлекать родителей к образовательному процессу.

Система физического воспитания учащихся 1-11 классов в нашей школе направлена на активную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность учеников. Чтобы достичь положительных результатов, необходим комплексный подход в системе физического воспитания.

Основные направления работы:

- Укрепление и сохранение здоровья;

- Формирование здорового образа жизни;

- Формирование массового интереса и привычки к физкультурной и спортивной работе;

- Привлечение школьников к систематическим занятиям по своим интересам;

- Расширение знаний и двигательных умений, приобретенных на уроках;

- Достижение показателей спортивных результатов и развития физических качеств;

- Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

- Помощь микрорайону школы в организации досуга детей и подростков в свободное от учебы время;

- Участие родителей в физическом воспитании, в формировании здорового образа жизни;

- Участие педагогического коллектива школы в формировании привычек детей.

В работе использую следующие формы и методы работы:

- урок – как основная форма занятий учащихся;

- организация физкультурно – оздоровительной работы в режиме дня общеобразовательного учреждения;

- организация досуга детей – занятия в группе ОФП, спортивных секций – по баскетболу. гребле на байдарках. а также: соревнований, праздников, спортивных часов, занятий по интересам;

- укрепление материально-технической базы спортивного комплекса;

- сотрудничество школы с другими организациями микрорайона и города;

- организация помощи классным руководителям. учителям в организации и проведении мероприятий и уроков;

- привлечение родителей к сотрудничеству;

- организация центра школьного самоуправления «Спорт. Здоровье»;

- организация летнего отдыха в спортивном разновозрастном отряде;

- организация профильного образования, предметного курса «Красота и здоровье»;

- профилактика дорожно-транспортных происшествий.

3.2 .Урок – основная форма занятий учащихся.

Урок по физической культуре в школе является ведущей формой организации учебной работы. Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей:

- базовой части;

- дифференцированной (вариативной ).

Освоение «базовых» основ физической культуры объективно необходимо для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент – основа общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки.

Дифференцированная часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных особенностей работы школы.

В связи с совершенствованием процесса физического воспитания в нашей школе включен третий час физической культуры в 10, 11 классах. во 2-7 классах уроки ритмики, за счет регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения.

Использование вариативной части учебного плана дает возможность рационально распределить учебное время.

Я считаю, опираясь на научные данные и опыт российских учителей, что наиболее доступны для детей и наиболее благоприятно влияют на их физическое развитие и физическую подготовку подвижные и спортивные игры, разнообразные физические упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании, равновесии, ходьбе на лыжах. Эти упражнения составляют основу моей программы по физической культуре.

Профилактика и коррекция отклонений в состоянии здоровья.

Существенное значение при формировании психики ребенка имеют отклонения в состоянии здоровья ребенка.

- Нарушение осанки.

Для выработки и закрепления навыка правильной осанки использую на каждом уроке общеразвивающие упражнения (при обязательном сохранении правильного положения тела), упражнения в равновесии, на координацию движений, а также игры и игровые задания, при которых учитываю основное правило - соблюдение правильной осанки. Физические упражнения при систематическом и продолжительном выполнении способствуют нормализации осанки.

- Плоскостопие.

Для профилактики плоскостопия на уроке использую общеразвивающие упражнения для нижних конечностей, специальные упражнения, направленные на укрепление мышц стопы голени.

- Избыточный вес.

Я считаю, что преимущество энергетического расхода за счет физических упражнений по сравнению с ограничением питания состоит в том, что при выполнении физических упражнений нет потерь белка, снижение массы тканей, не содержащих жира, т. е. физическая нагрузка предохраняет организм от отрицательного баланса.

При двигательной деятельности энергетические траты организма тем больше, чем больше длительность и интенсивность физической нагрузки, при чем пульс в течении всей физической нагрузки должен быть не менее 130 уд/мин. Чтобы получить положительный результат использую упражнения умеренной интенсивности, преимущественно аэробного характера, связанные со значительным потреблением кислорода – это бег на лыжах, оздоровительный (медленный) бег, быстрая ходьба. Наибольшее внимание уделяю упражнениям для частей тела, где значительны жировые отложения, - для живота, ягодиц, бедер.

- Близорукость.

Одна из причин развития близорукости у детей школьного возраста – повышенная нагрузка на органы зрения, а именно длительная работа глаз на близком расстоянии, не уравновешенная рассматриванием далеких предметов; постоянное нахождение в закрытых пространствах. В наборе детских игр доминируют компьютерные игры, дети подолгу просиживают у экрана телевизора, мало двигаются. Движения позволяют снять напряжение, улучшить кровообращения глаз и циркуляцию внутриглазной жидкости. Наиболее действенным средством в профилактике близорукости использую физические упражнения – общеразвивающие и специальные, упражнения с мячом, а также подвижные и спортивные игры с мячом.

Осуществление межпредметных связей.

Анализируя свою работу, пришла к выводу, что недостаточно применять различные формы и методы организации учебной деятельности - необходим творческий подход. С этой целью я обратилась к межпредметным связям. Применяя на практике межпредметные связи, убедилась что это является востребованной необходимостью, так как предмет «Физическая культура» имеет огромные связи с другими предметами – анатомия, биология, медицина, основы безопасности жизнедеятельности. истории и другие. Эти взаимосвязи в учебном процессе обогащают и углубляют знания и способствуют формированию устойчивого познавательного интереса учащихся. Кроме того это имеет огромное воспитательное значение, что способствует повышение уровня знаний, развитие логического мышления и творческих способностей, создает благоприятные условия для формирования обще учебных умений и навыков учащихся.

- Тема: «Подвижные игры» и изучение правил дорожного движения – основы безопасности жизнедеятельности(см. приложение 1).

- Тема: «Легкая атлетика » и физические упражнения в первобытном обществе - история

- Тема: «Гимнастика» и влияние физических упражнений на организм человека – медицина.

Педагогический контроль за здоровьем и физической подготовленностью.

Считаю, чтобы занятия физическими упражнениями приносили максимальную пользу, необходимо систематически контролировать состояние здоровья и уровень физической подготовленности у учащихся. Осуществляя педагогический контроль, преследую цель оптимизации содержательного и процессуального обеспечения физического воспитания, которая реализуется через следующие задачи:

1. Контроль за реализацией методических принципов физического воспитания, как доступность, индивидуализация, систематичность, прогрессивность нагрузки.

2. Контроль за системой грамотного соотношения планируемого и реализуемого содержания занятий, форм организации, используемых методов, результатов обучения, воспитания, развития, реабилитации.

3. Контроль за формированием мотивации занимающихся по отношению к физкультуре и здоровому образу жизнедеятельности.

В процессе занятий применяю следующие педагогические методы контроля:

- наблюдение;

- опрос;

- измерение частоты сердечных сокращений.

В своей работе уделяю особое внимание тестированию физической подготовленности (Комплексная программа физического воспитания для учащихся 1-11 классов В. И. Лях и другие), которое позволяет с помощью контрольных упражнений (тестов) определить уровень физической подготовленности занимающихся. Использую следующие упражнения:

- бег 30 метров (скоростные способности);

- челночный бег 3 х 10 метров ( координационные способности);

Источник: pandia.ru