Физическая культура феодальной Европы

Опубликовано 09.03.2013 13:21

  Феодальная общественно-экономическая формация, возникшая результате разложения рабовладельческого строя, явилась закономерным этапом в ходе дальнейшего развития человеческого общества. Феодализм существовал в странах Восточной и Западной Европы, Северной Африки и Азии с V в. по первую половину XVII в. а в некоторых районах мира и дольше.

Феодальное общество делилось на два основных класса: класс феодалов (рыцарей) и класс крепостных. Между ними на притяжении всей истории средних веков велась   ожесточенная классовая борьба. Она обусловливала всю естественную жизнь этой эпохи, а следовательно, влияла и на развитие физической культуры, которую каждый из борющихся классов стремился использовать в своих интересах. Огромное значение в  жизни феодального общества имела католическая церковь, нанесшая большой ущерб не только умственному, но и физическому воспитанию народных масс. В средневековых школах и университетах совершенно не заботились о физическом воспитании.

Вместе с тем средневековая церковь, всемерно содействуя укреплению феодального строя, поощряла систему военно-физической подготовки рыцарей особенно в периоды раннего и развитого феодализма.

В периоды раннего и развитого феодализма (V-XIV вв.) феодальная знать, имея все материальные блага, создала для своего сословия систему физического воспитания, целью которого была подготовка воина, способного силой оружия защищать интересы своего класса. Эту систему также характеризовали такие черты, как классовость и военная направленность.

Тяжелые военные доспехи рыцарей (до 50 кг), огромные мечи и копья, верховая езда требовали большой физической силы, выносливости и специальной подготовки. Считая для себя достойным только военное дело, рыцари презирали физический труд, были грубы и невежественны. Все воспитание их сводилось к овладению «семью рыцарскими доблестями»: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы или шашки и умением слагать стихи. Для развития силы и выносливости рыцари упражнялись в беге, прыжках, поднимании тяжестей, метании камней и молота, борьбе. Эти упражнения дополнялись различными играми (ножной мяч, гольф, взятие крепости, осада замка), конными скачками.

Важное место в системе физической и военной подготовки феодалов занимали рыцарские турниры. представляющие собой своеобразную форму конно-спортивных состязаний. Турниры зародились в период раннего средневековья. Они проводились в виде одиночных или групповых схваток на специальных площадках (ристалищах). В программу турниров входили состязания в скачках, умении держаться в седле, фехтовании и нанесении ударов копьем на скаку. Цель состязаний состояла в том, чтобы сильным ударом копья выбить противника из седла. В период раннего и развитого средневековья турниры были смотром военно-физической подготовки феодалов.

Начиная с XV. в. турниры и вся система подготовки рыцарей приходят в упадок, вследствие того, что кризис феодального способа производства и зарождение в его недрах капиталистических отношений привели к разложению феодальной культуры и системы феодальнего воспитания в целом. Изобретение же огнестрельного оружия, изменения в технике и тактике ведения боя сделали бесполезными металлические латы и панцири, которые мало спасали от пуль.

Если феодальная знать сумела создать для себя определенную систему воспитания, то народные массы, состоявшие из крестьян и ремесленников, не могли этого сделать в силу своего бесправного положения. Физические упражнения и игры крестьян были довольно ограниченными. Они состояли в основном из традиционных видов борьбы, бега, верховой езды, кулачного боя и различных игр.

Горожане, подвергавшиеся феодальной эксплуатации в меньшей степени, чем сельское население, имели большую возможность для создания более разнообразных средств физической культуры. В период появления в Западной Европе городов (IX—XII вв.) возникла необходимость их самообороны от феодалов, которые стремились подчинить себе эти города. Поэтому в Италии, Германии, Франции и других странах для борьбы за независимость стали создаваться своеобразные объединения горожан — стрелковые и фехтовальные братства. Занятия стрелковых братств состояли из упражнений в стрельбе: сначала из лука, а после изобретения огнестрельного оружия— из ружей и пистолетов. Фехтовальные братства играли также значительную роль в жизни средневековых городов. Фехтование на копьях и мечах было одним из основных средств физического воспитания. Наибольшее развитие фехтование получило в Италии и Франции. В этих странах возникли первые школы фехтования.

Период позднего феодализма характеризуется зарождением в недрах феодального общества новых капиталистических отношений. С их появлением стала складываться буржуазная культура, буржуазная система воспитания. В этот период интенсивно развиваются производительные силы, ремесла, торговля, происходят великие географические открытия, образуются централизованные государства, происходит формирование наций.

Развитие производства привело к мощному подъему всех отраслей наук, особенно естественных и педагогических, что повлекло за собой изменения в системе воспитания подрастающего поколения феодалов и нарождающейся буржуазии. Буржуазия не могла довольствоваться богословской философией и церковной культурой, не могла примириться с проповедями аскетизма и презрительным отношением к физическому развитию. Поэтому она создает свою идеологию, свою систему воспитания, свою культуру. Крепнущая городская буржуазия превращает стрелковые и фехтовальные братства, созданные ранее в целях борьбы за независимость городов, в замкнутые аристократические объединения. Физическая культура городской знати все больше обосабливается. Для зажиточных слоев населения городские власти Франции, Германии, Швейцарии и других стран строят специальные помещения для занятий физическими упражнениями, играми, оборудуют места для проведения соревнований по стрельбе из пистолетов, ружей и луков. Трудящимся массам города и деревни, задавленным нуждой и бесправием, были доступны только простейшие народные виды физических упражнений, игр и развлечений.

Идеологами преобразования общества выступили гуманисты (от латинского слова «humanus» — человечный). Они проложили дорогу новому направлению в воспитании:  готовить жизнерадостных, здоровых людей с разносторонними интересами, практически приспособленных к жизни. Однако средневековый гуманизм основывался на буржуазном мировоззрении. Призывая к умственному, физическому и нравственному воспитанию, гуманисты проповедовали крайний индивидуализм, руководствуясь принципом: «Каждый за себя и для себя». Однако философские и педагогические воззрения гуманистов распространялись только на зажиточные слои населения и не были рассчитаны на простой народ. При создании методов воспитания гуманисты обращали свои взоры в прошлое, к классическому наследию греков в области физического воспитания, в котором они видели образцы разностороннего воспитания людей. Особенно их привлекала афинская система, сочетавшая умственное, эстетическое и физическое развитие личности.

Представителем раннего итальянского гуманизма был Витторино да Фельтре (1378—1446), который практически соединил умственное образование с физическим воспитанием. На средства герцога-мецената да Фельтре построил школу, назвав ее «Домом радости». В школе он применял совершенно новые методы обучения. Да Фельтре исключил телесные наказания и ввел физическое воспитание, включавшее занятия верховой ездой, фехтованием, борьбой и другими физическими упражнениями. Однако гуманизм да Фельтре был односторонним. Воспитывая детей из богатых семей, он с пренебрежением относился к воспитанию детей ремесленников и крестьян. Его педагогическая деятельность содействовала успеху буржуазной педагогики позднего средневековья.

Видным представителем французского гуманизма позднего средневековья был крупнейший ученый и писатель Франсуа Рабле (1494-1553), автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», представляющего собой острую сатиру на феодальное общество и феодальную систему воспитания. Ф. Рабле защищал идею формирования нового для своего времени человека, в воспитании которого важную роль он отводил физическим упражнениям. В качестве средств физического воспитания Ф. Рабле предложил использовать не только античные, но и современные ему народные физические упражнения (на перекладине, канатах, шестах, лестницах). Он высказал ряд ценных мыслей и по методике применения физических упражнений, указав на целесообразность и благотворное влияние чередования умственного труда с физическими упражнениями, на необходимость постепенного повышения сложности и трудности физических упражнений.

Первыми мыслителями, мечтавшими о построении идеального общества, были ранние социалисты-утописты. Наиболее крупными их представителями являются англичанин Томас Мор (1478—1535) и итальянец Томмазо Кампанелла (1568— 1639), которые в своих сочинениях («Утопия», «Город Солнца») подвергли острой критике не только феодальное общество, но и зарождавшиеся в то время новые капиталистические отношения. Они обрушивались на частную собственность и мечтали о такой организации общества, когда люди будут равны, а всестороннее воспитание будет доступно всем его членам.

Т. Мор и Т. Кампанелла считали, что физическое воспитание, является необходимым условием гармонического развития духовных и физических способностей всех членов общества, что заботы об их физическом развитии и укреплении здоровья должны быть государственной обязанностью, что люди, свободные от эксплуатации, достигнут совершенства путем воспитания. Но ранние социалисты-утописты были мечтателями и надеялись создать новое общество посредством воспитания народных масс и убеждения представителей правящих классов. Идеи социалистов-утопистов были передовыми для своего времени, но в условиях становления буржуазного общества осуществить их не представлялось возможным. Однако, несмотря на незрелость и ограниченность этих идей, заслуга социалистов-утопистов заключается в том, что они впервые провозгласили идеи социализма. Мысли гуманистов и социалистов-утопистов о физическом воспитании далеко опередили практику развития физической культуры эпохи позднего средневековья. Однако практической реализации в системе обучения они не получили.

Источник: 30school.ru