Экономическое воспитание

С трудовым воспитанием тесно связано экономическое воспитание

Экономическое воспитание - организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономической культуры учащихся

Важным компонентом экономической культуры является экономическое сознание - знание основных законов развития рыночной экономики, повышения эффективности производства, перестройки его структуры, совершенствование в производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования Экономическое сознание обеспечивает понимание экономической жизни общества, превращение каждого работника в активного, творческого учас ника производственного процесса В условиях экономических реформ формирования экономического сознания подрастающего поколения становится общим и обязательнымим.

составляющих экономического сознания является экономическое мышление - способность к осмыслению явлений экономической жизни с учетом достижений науки и техники Оно способствует творческому решению личностью экономичным них проблем, конкретных трудовых задаь.

Экономическом жизни человека присущи такие социальные чувства, как коллективизм, хозяйственность, ответственность, обязанности и дисциплина Экономическая культура предполагает и формирование у школьников определенных мораль ьних и деловых качеств, необходимых для их будущей трудовой деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйственного, бережного отношения к общественному добру, рационально Заторское способностей, ответственности, стремление к рентабельности, обновление технологических процессов и оборудования, производительности труда, высокого качества продукции, личного успеха и благосостояниеу.

Особая актуальность экономического воспитания обусловлена. тем, что каждый человек сталкивается с проблемами экономики в профессиональной деятельности и в личной жизни Школьник как будущий работник должен овладеть такими экономическими навыками: планирования и организации своего труда, выполнение профессиональных обязанностей, трудовых заданий согласно установленным экономическими и другими нормативами; оценки результатов своего труда по соответствующим критериям; поиска путей повышения эффективности своей работы; совершенствования производства в области своей профессиональной деятельностиі.

Экономическая деятельность в сфере личной жизни предусматривает: планирование и организацию личного бюджета, доходов и расходов семьи; экономически обоснованную оценку товаров, которые покупают для личного коры истування, их рациональное использование; разумное отношение к своему здоровью, режима и образа жизни, использования свободного времени и др. Каждый гражданин как морально воспитанный человек должен бережно и п о-хозяйственном относиться к природе, народного достояния, активно изучать и осмысливать экономическую политику государстви.

Содержание экономического образования и воспитания учащихся общеобразовательной школы определен учебным предметом \"Основы экономических знаний\", изучаемого в 11 классе Однако всецело полагаться только на этот курс бул ло бы нелогично Поэтому \"Государственным стандартом общего среднего образования Экономика\" предложено четырехуровневый подход, предусматривающий последовательность и непрерывность экономического образования и воспитания школьник ей Преемственность проявляется в линейно-циклической структуре курсовлічній структурі курсів:

а) нулевой уровень - 1-4 (1-3) классы Этот уровень изучения экономики рассчитан на начальную школу Дети получают начальные представления об окружающей экономическая среда, у них формируются первичная эко ономична культура и грамотность В этом возрасте предусмотрено изучение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни, обучения умению делать выбор и оценивать его насл идкы для себя и для своей семьи, друзей, формирование чувства ответственности за принятые решенияння.

На этом этапе изучения экономики может осуществляться на отдельных уроках и интегрирован;

б) первый уровень (4-7 классы) изучение экономики предусматривает последовательное расширение кругозора учащихся, дальнейшее изучение экономических понятий, накопления нового опыта в принятии экономических решений, выс свитлення связей между человеком (ребенком), семьей, государством по рыночной экономик.

В 5 классе целесообразно начать формирование первичных представлений о семейной экономике: доходы и расходы семьи, источники доходов (заработная плата, стипендия, дотации) о роли семьи в обществе, экономические с связи семьи с другими субъектами рыночной экономики и т.п. В Б классе - изучать экономические условия города (села), региона, в котором живет ребенок С этой целью учащихся следует ознакомить с экономическими потребностями м ИСТА (школы, больницы и т.п.), с деятельностью таких звеньев производства, как завод, фабрика, ферма, а также с нужными региона профессиям В 7 классе дети усваивают элементы национальной экономики, знакомят ся с функциями государства, некоторых рыночных институтов (банков, страховых компаний и т.д.)о);

в) второй уровень (8-9 классы) изучение экономики Направлен он на изучение экономики на уровне систематизированного подхода к приобретению знаний об экономических понятия, категории Этот возраст благоприятен для я усвоение основ предпринимательской деятельности, малого бизнеса время учащиеся могут получить определенные профессиональные ориентиры Экономические основы в 8-9 классах охватывают изучение ключевых экономических законов и концепций, понимание основных воздействий экономической среды на деятельность предпринимателя, приобретения умений и навыков применения полученных знаний для анализа различных событий экономической жизни, приобретения опыта работы с экономической периодикойкою;

г) третий уровень (10-12 классы) изучение экономики Он завершает формирование экономического образования на общеобразовательном уровне Учащиеся повторяют и развивают изученный материал, рассматривают не выяснены раньше е категории и законы Имея представление об универсальных экономические понятия и концепции, в этом возрасте учащиеся могут эффективно изучать основы менеджмента, элементы маркетинга тощощо.

Экономическое образование и воспитание в 10-12 классах должны обеспечить углубленное усвоение универсальных экономических категорий и законов, приобретения опыта работы со специальной экономической литературой, окружающей вичок делать экономически обоснованные выводы, опыта планирования своей дальнейшей жизни: образования, труда, карьеры, научной деятельности тощ.

В процессе экономического воспитания важно формировать у учащихся здоровые материальные потребности

Материальные потребности, как духовные, имеют тенденцию расти Удовлетворение их требует от личности высокой активности в воспитании учащейся молодежи важно, чтобы материальные потребности не доминировали над духовнымми.

По отношению к действительности потребности могут быть реальными и иллюзорными Реальные потребности могут быть удовлетворены, иллюзорные является следствием неадекватного отражения в умах людей их стремлений Великой со оциальнои вреда причиняют искажены (гипертрофированные) потребности отдельной личности или социальной группы (потребности в наркотиках, алкоголе и др.н.).

Важными предпосылками экономической подготовки подрастающего поколения являются:

- высокий уровень экономической компетенции руководителей и учителей школы, родителей;

- привлечение молодежи к общественно полезного, производительного труда, которая сопровождается усвоением знаний по экономике и организации производства в процессе труда, на уроках, факультативах, при е экскурсий, краеведческих поисков

- привитие учащимся умение рационально вести домашнее хозяйство, экономить материальные ценности и время;

- соблюдение режима экономии в сфере материального производства и обслуживания

Экономическое воспитание осуществляется прежде всего в процессе изучения основ наук, в частности, основ экономических знаний, экономической географии, трудового обучения На уроках математики учащиеся решают задачи экон номической содержания Уроки физики, биологии, химии демонстрируют использование в производстве достижений науки и техникки.

Классный руководитель осуществляет экономическое воспитание, привлекая детей к труду по самообслуживанию, ремонту оборудования и помещений, распределения школьного бюджета, обсуждение газетных и журнальных статей н на экономические темы, производственных экскурсий, встреч с работниками предприятий, к экономическим отношениям в школе и дома.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Источник: uchebnikionline.com