Скачать:

    Введение План
    Физическое воспитание – основа всестороннего, гармонического развития личности ребёнка. Физкультурные занятия – основная форма обучения дошкольников физическим упражнениям.

2.3.     Содержание занятия по плаванию.

3.  Формирование личности дошкольника в процессе занятия физической культурой

Список использованной литературы:

    Богина Т. Л. Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. – М. 1987. Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М. 1977. Васильев В. С. Никитский Б. Н. Обучение детей плаванию. – М. 1973. Волошин А. Киселева М. Опыт организации массового обучения плаванию   дошкольников. // Плавание. – 1980. – Вып. 2. Кислов А. А. Панаева В. Г. Нептун собирает друзей. – М. 1983. Левин Г. Плавание для малышей: Пер с нем. – М. 1974. Лейнус Х. Игры для детей различного возраста // Плавание. – 1977. – Вып. 1. Макаренко Л. П. Плавание. – М. 1979. Методические рекомендации по обучению детей плаванию в детских садах / В.С. Шичанин, Н. В. Сусман, Г. Ф. Иванова, Л. В. Иванова. – М. 1983.  Методические рекомендации по организации обучения плаванию детей дошкольного возраста /  М-во просвещения СССР. Упр дошк. воспитания; НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. – М. 1985.

11.  Осокина Т. И. Как научить детей плавать. – 3-е изд. – М. 1985.

12.  Осокина Т. И. Тимофеева Е. А. Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. – 2-е изд. – М. 1983.

13.  Пыжов В. Для безопасного обучения плаванию дошкольников // Дошк. воспитание. – 1983. - № 6

14.  Фирсов З. П. Плавание для всех. – М. 1983.

15.  Черняев Э. Г. Чепелев В. И. Учите детей плавать. – К. 1984.

16.  Воронова Е. К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. – С.- П. 2010.

Физическое воспитание, которому в дошкольных образовательных учреждениях уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств                ( быстрота, сила, гибкость, выносливость и др. ), овладение физическими упражнениями и подвижными играми; воспитание жизнерадостной. жизнестойкой, целеустремлённой, волевой, творческой личности.

Решение задач физического воспитания возможно при использовании разных форм организации двигательной деятельности: физкультурные занятия, занятия в бассейне, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки ( как на участке, так и за его пределами), самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья и др.

Организуя различные виды двигательной активности, педагог способствует её оптимизации, осознанному и творческому освоению движений. Важную роль в реализации задач физического воспитания играет обучение как составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонично развитой личности ребёнка.

Ребёнок рождается на свет беспомощным, с одной – единственной способностью – всему научиться со временем. Он осваивает непроизвольные движения в процессе жизни, а все произвольные движения возникают у него только в результате обучения.

Обучаясь движениям, дети дошкольного возраста приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности; знакомятся со способами и средствами её реализации; накапливают опыт творческой двигательной активности. Умение самостоятельно мыслить и действовать даёт ребёнку возможность реализовать потенциальные природные способности, понять оздоравливающую роль физических упражнений, возможности своего тела.

Основной формой систематического обучения детей фиическим упражнениям, начиная со второй младшей группы, являются физкультурные занятия, которые проводятся три раза в неделю ( одно из них на прогулке ). Физкультурное занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

В вводной части педагог должен пробудить у детей интерес к занятию, эмоционально и психологически настроить на него, активизировать внимание, обеспечить постепенную подготовку организма к предстоящей физической нагрузке.

С этой целью детям предлагают знакомые им упражнения или их варианты, содействующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, развитию ориентировки в пространстве, выразительности и грациозности движений.

Углублению интереса к занятию способствуют выполнение строевых и общеразвивающих упражнений, подвижные игры. Общую и специальную подготовку организма к основнымм движениям обеспечивают общеразвивающие и подводящие упражнения. Они подбираются для разных мышечных групп ( плечевой пояс, руки, туловище и ноги ) и выполняются из разных исходных положений ( стоя, сидя, лёжа на спине и на животе ). Подбор и дозировка упражнений зависят от их сложности, возраста детей и степени освения ими данного материала, а также от содержаия основной части занятия.

В основной части занятия детей обучают общеразвивающим упражнениям и основным движениям: они знакомятся с новым двигательным материалом, повторяют уже известный с использованием различных вариантов совершенствования двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. В основной части занятия дети играют в подвижные игры с правилами. Учитывая непродолжительность оптимальной психической работоспособности детей, решения более трудных задач намечают на начало основной части.

В заключительной части занятия детям должен быть обеспечен постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойному состоянию, приведению пульса к норме. Очень важно, чтобы дети сохраняли бодрое настроение; именно поэтому в заключительной части игры проводятся дыхательные упражнения, упражнения на внимание и игры малой повижности с участием всех детей. Длительность игры не должна превышать 2 – 4 минуты.

Занятия проводятся по подгруппам из 8 – 12 человек, 1 – 2 раза в неделю продолжительностью:

    младший дошкольный возраст – 20 – 30 минут; средний дошкольный возраст – 30 – 35 минут; старший дошкольные возраст – 35 – 40 минут; подготовительная к школе группа – 40 - 45 минут.

Занятия по плаванию продолжительнее занятий по физкультуре на 5 – 7 минут, которые отводятся для свободного плавания в конце каждого занятия.

Нагрузка дозируется за счёт количества повторений одного упражнения, количества упражнений ( особенно дыхательных ), темпа выполнения упражнений, температуры воды и воздуха в помещении бассейна.

На занятии одновременно с развитием двигательных навыков у детей развивают психофизические качества, такие как быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила.

План физкультурного занятия определяется характером учебной работы. На одних занятиях даются как новые упражнения, так и совершенствуемые ( 1/3 новых, 1/3 углублённо разучиваемых, 1/3, находящихся на этапе закрепления и совершенствования ); на других – периодически проверяется степень овладения детьми двигательным материалом, качество его выполнения и количественные результаты за определённый период обучения; на третьих – упражнения на этапе совершенствования движения.

Физкультурные занятия могут проводиться в игровой форме на основе сюжетной ситуации уже знакомой детям ( «Спортсмены», «Следопыты» и др.). Последовательность двигательных действий в таких играх должна соответствовать структуре физкультурного занятия и возможностям детей данной возрастной группы, в том числе степени максимальной нагрузки. Сюжетные занятия требуют творческого подхода и особой – эмоционально – образной методики руководства.

Занятия строятся так, чтобы обеспечить освоение программного материала и  достаточно высокую физическую нагрузку. Важную роль в успешном решении этих задач играют положительные эмоции, побуждающие детей к лучшему выполнению упражнений и предотвращающие быстрое утомление.

Основное содержание занятий составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогает детям научиться плавать определёнными способами.

Занятия по плаванию, как и другие занятия по физической культуре, условно подразделяются на три части, а именно: вводно – подготовительную, основную и заключительную. В каждом занятии последовательно решаются следующие задачи: организовать группу, ознакомить с новыми играми и упражнениями на суше, повторить старые и разучить новые упражнения в воде, а также некоторые элементы техники плавания и организованно завершить занятия.

Занятие начинается с построения группы, переклички ребят, выполнения общеразвивающих упражнений на суше, специальных упражнений в воде и подвижных игр. В конце занятия преподаватель должен убедиться, что все дети вышли из воды.

Занятия в воде следует всегда начинать с энергичных движений. Заканчиваются занятия спокойными погружениями с головой и выдохом в воду. В зависимости от подготовленности детей это упражнение надо повторять подряд от 4 – 6 до 8 – 12 раз. В заключение проводятся также игры успокаивающего характера, игры на внимание и свободное плавание. Свободное плавание повышает эмоциональную окрашенность занятий, даёт детям возможность самостоятельно испробовать свои силы. Оно полезно для развития активности, инициативы.

Количество повторений упражнений и игр, их интенсивность увеличиваются по мере овладения навыками.

При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные формы – игровые упражнения, игры – забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.

Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Они помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.

В работе со старшими дошкольниками, когда дети овладевают техникой плавания, игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания, для достижения устойчивости и гибкости навыков.

Игры и развлечения в воде способуствют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.

Потребность в движении заложена природой в каждом человеке. Посмотрите, как много двигаются малыши: бегают, прыгают, лазают, играют в различные подвижные игры. К седьмому году жизни движения ребёнка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий; для них важен результат. Всю работу по физическому воспитанию дошкольников необходимо организовать так, чтобы сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развить самостоятельность. Из всего многообразия видов физических упражнений ребёнок выберет именно то, что ему больше нравится.

По теме:

Меняется мир, меняются дети, должны поменяться подходы к воспитанию и обучению в детском саду. Что такое деятельностный подход, как его применить в работе воспитателю мы на практике посмотрим и оценим.

Физкультурное занятие как основная форма обучения движения

Методическое пособие раскрывает вопросы методики организации физкультурных занятий как одну из основных форм обучения дошкольников движению. Пособие адресовано педагогам ДОУ, инструкторов по физическ.

Программный материал предназначен для тех, кто желает помочь детям в их развитии, в стремление к физическому совершенству. На физкультурных занятиях решаются задачи не только развития двигательных уме.

Программный материал предназначен для тех, кто желает помочь детям в их развитии, в стремление к физическому совершенству. На физкультурных занятиях решаются задачи не только развития двигательных уме.

Источник: nsportal.ru