Методика комплексного использования подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст - это период интенсивного личностного развития ребенка, возраст формирования тех особенностей психики, которые определяют поведение детей, их отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности.

В основе цели воспитания лежит установка на высокий уровень здоровья, двигательной подготовленности, интеллекта, умственной и физической работоспособности, толерантности, высоких социокультурных стандартов стиля жизнедеятельности и поведения [4].

В системе мероприятий воспитания и образования детей в дошкольных учреждениях физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры, являясь эффективным средством развития моторной сферы, одновременно создает основу для формирования активности личности, нравственного и волевого развития ребенка.

Подвижные игры – основная форма работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях. Их преимущество перед другими видами двигательной деятельности заключается в том, что они, вызывая у детей сильные эмоции, чувство удовольствия и радости, возбуждают желание участвовать в игре и точно выполнять ее правила [3].

Складывающиеся в подвижных играх педагогические ситуации характеризуются большим разнообразием, что позволяет педагогу использовать их не только для развития двигательных способностей, но и формирования социально значимых качеств дошкольников. Вместе с тем, существующие в настоящее время методические подходы к использованию подвижных игр направлены в основном на формирование двигательных навыков и не в полной мере способствуют формированию социальной активности, поскольку не содержат целевых установок для работы в данном направлении [2, 3, 5].

Очевидно, традиционно сложившиеся подходы к организации и проведению подвижных игр в физическом воспитании дошкольников должны приобрести новое содержание, что предполагает разработку методики комплексного использования подвижных игр сопряженного воздействия на двигательную сферу занимающихся и формирование социальной активности.

В ходе проведения мониторинга физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные учреждения (135 человек), было установлено, что 40,1% из них имеют средний уровень физической подготовленности;

38,3% - ниже среднего и низкий; высокий и выше среднего - лишь 21,6% детей. Соотнеся данные результаты с показателями сформированности социальной активности, выявлено, что среди детей, имеющих уровень физической подготовленности ниже среднего и низкий, 76,3% имеют недостаточный уровень социальной активности. В то же время, среди детей, имеющих средний показатель двигательной подготовленности, встречаются 45,2% с недостаточным уровнем социальной активности, а среди детей, имеющих высокий и выше среднего уровень развития двигательной подготовленности, обнаружено лишь 20,3% детей с низким уровнем социальной активности. Очевидно, для гармоничного развития ребенка необходимо комплексное применение воспитательных средств, предполагающих, наряду с воздействием на моторные способности, и воздействие на функции, определяющие его личностное развитие.

В основу разрабатываемой методики была положена идея, состоящая в том, что у детей в дошкольном возрасте ярко выражена потребность в фантазировании и движениях, которая наилучшим образом реализуется в подвижных играх. Помимо эффективного воздействия на развитие двигательных способностей, повышения выносливости детского организма и укрепления здоровья, их можно использовать и в качестве средства формирования социальной активности у дошкольников.

Учитывая, что становление социальной активности проходит постепенно от нормативной стадии к нормативно-личностной, а также представление о целостном педагогическом процессе как последовательности взаимосвязанных периодов [1], было решено игровой материал представить в последовательности, облегчающей формирование данного качества (табл. 1).

Основой активности ребенка в коллективе является комфортный эмоционально- психологический климат, создающей хорошее настроение и желание включаться в совместную деятельность. Поэтому на первом этапе детям предлагались подражательно-процессуальные подвижные игры и игры сюжетно-ролевой направленности. Участники в них все действия выполняют одновременно и одинаково. Это сближает и объединяет, учит доброжелательному партнерству и в то же время дает возможность сравнивать умения сверстников со своими. Правила в этих играх не выделяются из сюжета и связаны с выполнением игровой роли, которая является опосредующим звеном между ребенком и неудачей (или успехом) в игре и облегчает его осознание.

Это такие игры, как «Испорченный телефон», «Карусели», «Дудочка», «Эхо» и др. Они подбирались таким образом, чтобы можно было менять задание в игре, лишь сменив несколько слов в речитативе или словах ведущего.

Роль ведущего исполняли все дети, по очереди. Однако, если ребенок боялся, его не принуждали, пока он сам не хотел оказаться в центре внимания.

Методика использования подвижных игр с направленным характером

воздействия на развитие социальной активности в физическом воспитании детей

дошкольного возраста

С целью углубления знаний о правилах игрового поведения и умения применять их в самостоятельно организованных подвижных играх на втором этапе эксперимента использовались подвижные игры с правилами без сюжета, игры- эстафеты и народные игры.

Основным требованием к подбору игр является обязательная очередность выполнения заданий. Ожидание, мысленное выполнение движений формирует у детей ответственность, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успеху. А поддержка со стороны команды в «трудных» игровых ситуациях дает возможность детям с пассивной ориентацией в поведении поверить в свои силы.

Последние пять месяцев эксперимента (3 этап) были направлены на создание условий для накопления детьми опыта активного взаимодействия в коллективе сверстников. Основным средством достижения поставленной цели выступает ситуация обобщающего успеха. Ситуации такого типа мы конструировали в условиях командных соревнований.

Сложный характер командной игры создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. В таких играх дети вынуждены анализировать свои возможности и создавать предпосылки для успешной деятельности («Командные салки с выручанием», «Мяч капитану» и др.), то есть, создаются ситуации для самореализации, самовыражения, проявления инициативности.

Все игры, отобранные для педагогического эксперимента, наряду с формированием социальной активности, предусматривали развитие двигательных качеств. Это создавало определенный запас резервных возможностей организма и являлось необходимым условием адаптации к воздействиям внешней среды. Основной акцент делался на развитие тех двигательных способностей, которые в период дошкольного детства имеют ускоренные темпы развития - это координационные, скоростные и скоростно-силовые способности, а также выносливость [4, 5, 7].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Эффективность разработанной методики комплексного использования подвижных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста определялась в ходе педагогического эксперимента. За период его проведения по большинству изучаемых показателей, характеризующих внешнее проявление активности, результаты детей экспериментальной группы достоверно увеличились.

Участники эксперимента в большинстве случаев (78%) стали адекватно осознавать свой статус в группе (методика «Выбор в действии»), а показатели, характеризующие эмоциональный отклик на двигательные задания (методика «Музыкальный тест»), у 25,3% испытуемых поднялись с уровня «ниже среднего уровня» до «выше среднего» и «высокий».

Успешность в конкретной деятельности отражалась на поведении и самочувствии дошкольников за пределами занятий. Возникшая активность ярко проявлялась и на прогулках, и в общении со сверстниками. Дети стали более эмоциональными, раскованными.

Самооценка у участников эксперимента стала более адекватной. Дети уже не располагали себя на самой высокой ступеньке в тесте «Лесенка», но уровень притязаний (каким бы я хотел быть) остался высоким.

Экспериментальная методика комплексного использования подвижных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста оказала комплексное влияние на повышение уровня развития двигательных способностей: скоростных – 12,6%, скоростно- силовых – 11,3%. координационных способностей – 14,2%, выносливости – 8,3%.

Экспериментальная проверка эффективности теоретически обоснованной методики комплексного использования подвижных игр в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста показала, что ее применение в процессе воспитания и образования дошкольников способствует не только развитию двигательных способностей, но и активизирует процесс формирования у них социальной активности. Индекс активности в экспериментальной группе увеличился на 26,2% (р < 0,01) и достиг показателя 23,16 балла (уровень «выше среднего»), тогда как в контрольной – лишь на 9,3%, (р > 0,05), а полученный среднегрупповой результат остался на уровне «ниже среднего» (16,72 балла).

  1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского гос. пед. ун- та, 2000. – 352 с.
  2. Ветошкина, Е.А. Оптимизация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.А. Ветошкина // Физическая культура и спорт в современном обществе. материалы Всероссийской научной конференции / Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. – Хабаровск, 2005. – С. 52-59.
  3. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 10-14.
  4. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. развитого, организованного, инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым. программно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М. Владос, 2003. – 304 с.
  5. Использование подвижных игр для развития психических процессов детей 6-8 лет. учеб. пособие / В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко, Р.И. Соленова, О.М. Пахомова. – Краснодар. [б.и.], 1999. – 97 с.
  6. Кожухова, Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 3. – С. 52-54.
  7. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М. Мозайк-Синтез, 2000. – 256 с.
Контактная информация. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: bmsi.ru