Введение в педагогику физической культуры

Введение в педагогику физической культуры - Лекция, раздел Педагогика, Введение В Педагогику Физической Культуры.

Введение в педагогику физической культуры.

Введение в проблемы современной педагогики физической культуры и спорта. Особенности воспитания в первобытном обществе и древних государствах.

Учебная дисциплина «Педагогика Физической культуры и спорта» является профилирующей общепрофессиональной дисциплиной в системе профессионального физкультурного образования. Профилирующее и ведущее положение данной дисциплины обосновано тем, что деятельности специалиста по ФК и С имеет прежде всего педагогическую направленность: изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, разработка и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическая реализация средствами физической культуры и спорта, формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.

Цель дисциплины: существенно усилить профессиональную подготовку студентов И.Ф.К.и С. обеспечивая углубленными знаниями педагогики физической культуры и спорта, технологии преподавания, формируя у студентов умения практической реализации полученных знаний в различных образовательных учреждениях и спортивных организациях, то есть по месту будущей работы выпускников.

^ Задачи дисциплины:

1. Изучить специфику применения общепедагогических принципов в физическом воспитании;

2. Рассмотреть основные аспекты педагогической технологии обучения предмету «Физическая культура»;

3. Дать представление о закономерностях формирования профессионального мастерства педагога физической культуры и спорта;

4. Научить студентов самостоятельно работать с научно-методической литературой, привить интерес и необходимость постоянного самообразования.

5. Повторить и закрепить знания, по теории и методике физического воспитания и спорта, общей педагогике полученные ранее.

Современная практика обучения, подготовки и переподготовки кадров для различных отраслей народного хозяйства страны требует постоянного творческого совершенствования педагогических кадров высшей школы, обеспечивающих решение данной образовательной задачи. Данное обстоятельство, в свою очередь, предъявляет новые требования к структуре и содержанию образования в различных учебных заведениях инфраструктуры физической культуры и спорта. Физическая культура является частью культуры общества. определяющей стороной которой является духовная человеческая функция, связанными с развитием: мышления, воображения, чувств, творчества. А так же к общекультурным функциям можно отнести: воспитательную, образовательную и оздоровительную, которые реализуются через двигательную деятельность.Занятия спортом воспитывают в человеке: волю, трудолюбие, мужество, честность, развивают гуманистические убеждения, уважение к сопернику, формируют социальную активность, патриотизм, спортивную честь, преданность своему делу.В ходе занятий спортивной деятельностью происходит и образовательный процесс: изучаются новые виды движений читается специальная литература, просматриваются учебные видео фильмы, получаются инструкторские и судейские удостоверения, совершается углубленное познавание выбранной деятельности и т.д. Физическая культура и спорт являются частью оздоровительной системы, способствующей профилактике и снижению заболеваний, реабилитации физически травмированных людей, возвращению их к спортивной и трудовой деятельности, продолжительности жизни и удовлетворению людей в активном отдыхе и.т.д.

Современная подготовка в спорте, особенно в спорте высших достижений, является сложной многофункциональной и многопараметрической системой, требующей в своей реализации подготовку специалистов, которые обладают специальным проектировочным типом мышления, способностью мыслить. С этим появлением можно постоянно сталкиваемся в практике физкультурно-спортивной деятельности. Основанием способности мыслить было, есть и будет рефлексивно-критическое отношение к к миропониманию. Нахождения своего место в нем, преобразование и окультуривание его делами и поступками. Помочь сохранению и дальнейшему развитию этой способности и ее основания у будущих специалистов сферы физической культуры и спорта – это значит образовать в каждом студенте философа-учителя, философа-управленца, философа-тренера и т.п. Обычно познание культуры философии развития и формирования мышления определяет основы становления философской позиции каждого, например, тренера приобретает специфические черты посредством проникновения в сущность и содержание философии того или иного вида спорта. Развитие философии тренера, учителя, управленческого работника включает две задачи. Первая заключается в развитии большого осознания необходимости познания самого себя. Вторая задача – это решение и определение целей собственной профессиональной деятельности, которые зададут точные ориентиры в понимании роли специалиста и предопределяет многое в поведении и выполнении своих функций.

Интересы практики управления в сфере физической культуры и спорта диктуют необходимость решения вопроса организации системы обучения физкультурно-спортивных кадров на базе разработанной концепции обучения взрослого человека, при которой задачам повышения эффективности образования соответствует лишь такая теория, которая учитывает развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности и ориентирована на поиск тех психолого-педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние как на общее развитие личности, так и на развитие творческих способностей.

В спортивно-педагогической работе преподавателям приходиться иметь дело с людьми различных национальностей, различной воспитанности, темперамента и характеров, поэтому приходиться сталкиваться с возникновением конфликтных ситуаций. Следовательно важной задачей спортивного педагога или учителя физической культуры является не только профилактика и ликвидация конфликта, но и умение управлять ими.

Неуклонное снижение качества образования и воспитания в школе и высших учебных заведениях приводит к тому, что все меньше остается места нравственности, гражданственности, патриотизму, трудолюбию, порядочности, социальной активности. Это все то, чем богата была педагогика Ушинского, Макаренко и Сухомлинского. Тема патриотизма практически исчезла из школьных учебников, литературы, кино, театра, живописи. Школьники и студенты в большинстве своем, не знают национальных героев, истории родного края, России. Состояние психического и физического здоровья школьников и студентов приобрело масштабы национальной трагедии.

Краткий экскурс в проблемы современной педагогики физической культуры и спорта дает представление о необходимости подготовки профессиональных компетентных специалистов, которые будут способны, на основе сформированных процессов саморазвития, самосовершенствования и самоопределения, разрабатывать проекты разрешения любой проблемной практической ситуации обучения и воспитания в своей физкультурно-спортивной деятельности.

Основные положения дидактики и методы физического воспитания

Лекция №2

Развитие системы дидактических принципов

Если рассматривать процесс воспитания, как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему, то о нём можно говорить, как о зарождении… Современный термин «дидактика» по- видимому в первые в начале 17 века ввёл… Дальнейшее обучение рассматривалось им, как постепенно усложняющийся процесс наращивания знаний ведущий человека к…

Основные дидактические понятия.

На стыке 19-20 веков перед представителями сферы образования появилась другая важная проблема. Им предстояло ответить на созревший вопрос, каким… Идеология группировки учебного материала вокруг актуальных жизненных проблем и… Касаясь теории физического образования необходимо упомянуть П.Ф. Лесгафта, врача, педагога, который её создал и научно…

Педагогика спорта как метапредмет

Спортивная педагогика по всем параметрам требований науковедческого характера, среди отраслевых систем знаний окончательно получила статус… Нужно понять, что педагогика спорта имеет специфическую особенность, так как… Можно ввести предварительное понимание педагогики спорта – как деятельностное предметное освоение пространства сферы…

Во-вторых, рассматривая понятие «развивающая педагогика спорта» необходимо первоначально специально и тщательно проанализировать содержание и структуру пространства спорта, а также структуру деятельности вообще. Затем можно перейти к рассмотрению собственно учебной деятельности студентов вузов физической культуры и спорта.

Третьим основанием разработки понятия метапредмета «Развивающая педагогика спорта» является форма и строение понятий. Строение понятий, - в частности строение его формы, определяются, во-первых, характером объекта мысли, во-вторых, глубиной познания, глубиной проникновения в объект. Последнее, в свою очередь, определяется характером познавательной деятельности, в частности характером и степенью опосредования исследуемого отношения другими отношениями в процессе познания.

Для представителей философии, изучающих спортивную педагогику особо важный смысл приобретает анализ принципов функционирования и развития науки, как системы знания,продуцирующей другое, новое направление. Для них, необходимо, чтобы предметом тщательного логико-философского исследования стали научные теории тех предметных областей знаний, которые наиболее выражают особенности, присущие теории педагогики спорта. А так же механизмы их развертывания, функционирования, и взаимоотношения. Понимая необходимость развития педагогики спорта на междисциплинарной основе, нужно каждый фрагмент ее развития соотносить с процессом усвоения теоретических знаний.

Вопросы качества знаний должны изучаются согласно дидактике и педагогической психологии, а содержание знаний не должно изучается в отрыве от особенностей мышления.

Учёные выделяют три особенности мышления:

1) его изначальная и сущностная нерасчленимость при использовании разных способов и средств самореализации в общении друг с другом и каждого с самим собой;

2) мышление рефлексивно – оно существует только в акте творения себя;

3) мышление по определению диалогично.

Знание про логические особенности теоретического и эмпирического мышления имеет большое значение для педагогических и психологических исследований, так, как если они реализуются посредством соответствующего типа мышления, то обеспечивают определенный вид деятельности, например, учебной или спортивной деятельности. Установлено, что усвоение знаний в процессе учебной деятельности само по себе лишь расширяет сознание и мышление обучаемых, но не развивает их. Развитие происходит в процессе формирования содержания учебной деятельности, когда при усвоении теоретических знаний возникают и оформляются учебные и мыслительные действия. Это положение имеет практическое значение, поскольку многие педагоги полагают, что от обучения следует ждать непосредственного развивающего эффекта. На самом деле необходимо создавать благоприятные условия для формирования и развития учебной деятельности со всеми ее составляющими, чтобы в результате получить полноценное усвоение знаний, а также определенное повышение уровня развития различных психических образований. Поэтому в теории развивающего обучения большое значение имеет проблема формирования и развития этой деятельности.

Тема №2 Педагогика физической культуры и спорта как новая отрасль педагогической науки

Лекция № 5.

Как уже было отмечено, что спортивная педагогика появилась на стыке нескольких наук, но ни одна из них не может по отдельности, обсуждать и решать… Проблемы развивающего обучения и воспитания тесно связаны с логико –… Содержание учебных предметов и способов его развертывания в учебно-воспитательном процессе существенно определяют тип…

Источник: allrefs.net