Теоретико-методологические основы преемственности физического воспитания учащихся общеобразовательной школы

Аннотация:

Рассмотрены и проанализированы литературные источники по проблемам преемственности физического воспитания школьников. Разработаны специальные анкеты для исследования отношения школьников к занятиям физическими упражнениями. В эксперименте приняли участие 844 школьника из них 392 мальчика, 452 девочки младшего, среднего и старшего возраста. Установлено, что категория «преемственность» многокомпонентна, является важнейшей педагогической составляющей физического воспитания. Эта категория эффективно влияет на процесс обеспечения преемственности физического воспитания и активную физкультурно-спортивную деятельность ученической молодежи. Доказано, что для воплощения интереса в реальную действительность помимо воли необходима и реальная ситуация, которая создается воспитательным влиянием семьи, ровесников, школы и воспитательным пространством региона.

Ключевые слова:

преемственность, физическое, воспитание, школьники, факторы, школа, интерес, мотив, потребности, свободное время.

Введение.

Несмотря на то, что у теории и методологии свои особые функции, теоретические и методологические основы изучения педагогических явлений едины, диалектически взаимосвязаны и призваны служить существенным условием рациональной организации практики. «Основы» - главные положения, на которых строится решение проблемы. Такими главными исходными положениями и являются последовательные компоненты теоретического и методологического мышления. Эти взаимообогащающиеся предпосылки исследования представляют собой комплекс теоретико-методологических и собственно педагогических компонентов.

Схематически последовательность теоретического анализа (синтеза) педагогических явлений можно обозначить в следующем виде: мировоззренческие установки учителей физической культуры; цель деятельности; системная характеристика объекта педагогической деятельности и закономерности его развития; принципы как исходное положение, разрешающее противоречие между абстрактным характером теоретических постулатов и конкретностью практики; обоснование форм, методов, приемов, средств рациональной деятельности.

Известно, что методология определяется как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В самом этом определении важно усмотреть зависимость между системой деятельности (целым), ее структурой, логической организацией (последовательностью этапов) и выбором характерных для соответствующего этапа методов и средств достижения цели. Методологическое мышление, в отличие от стихийной ситуации, характеризуется этой особенностью: методологический подход предполагает знание закономерностей функционирования объекта, его структурной организации и выбора методов и средств деятельности в соответствии с предназначением и содержанием определенного этапа деятельности (Антонов А.М. 1985).

Нами выяснено, что для методологического подхода к объекту необходимо иметь системные, т.е. теоретические представления о нем, и в этом исходно проявляется методологическая функция теоретического знания. В свою очередь, каждый компонент теоретического анализа нуждается в методологических предпосылках как основах рационального мышления.

Теоретический анализ сущности преемственности на основе диалектической концепции развития впервые был проведен Гегелем, который, разрабатывая закон отрицания отрицания, дал глубокую постановку вопроса об объективной необходимости преемственности в процессе развития. Он первым в истории философии обосновал вывод о закономерности преемственности в процессе снятия: «Снятое, - писал Гегель, - есть некое вместе с тем и сбереженное, которое лишь потеряло свою непосредственность, но отнюдь не уничтожено вследствие этого»[4,с.157]. Отсюда вытекал важнейший вывод, к которому пришел Гегель: диалектически понятое отрицание предполагает не только отмену, разрушение, уничтожение старого, но сохранение, удержание и развитие того рационального, что было уже достигнуто на предыдущей ступени развития.

Как отмечает известный специалист в области философских проблем преемственности Э. Баллер, «.с точки зрения диалектического материализма преемственность выступает как одна из наиболее существенных сторон закона отрицания отрицания, проявляющаяся в природе, обществе и мышлении как объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития»[1, с.8].

Преемственность - понятие сложное. С теоретической точки зрения необходимо описание, объяснение сущности таких его составляющих, как закономерность, принцип, фактор и др. С методологической точки зрения преемственность - одна из сторон закона отрицания отрицания. С. Годник в своей монографии пишет, что «очень важно для практики выявить содержание этих категорий применительно к специфике педагогических процессов и явлений»[5, с.67]. Без этого использование философских категорий в педагогике утрачивает реальный смысл.

В учебнике «Теория и методика физического воспитания» (Матвеев Л.П. 1976) об этой категории писал: «Деятельность по физическому воспитанию в обществе обеспечивает преемственность в развитии физической культуры, являясь своего рода каналом передачи достижений в этой сфере от поколения к поколению».

В своей диссертационной работе (Ганчар И.Л. 2000) подчеркивает, что «с педагогической точки зрения преемственность - понятие операциональное: педагогам-специалистам по физическому воспитанию нужна эффективная технология практической работы».

Проведенный анализ литературных источников [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7] свидетельствует, что в наше время существует много проблем физического воспитания ученической молодежи, но проблеме преемственности физического воспитания школьников в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. Категория «преемственность» многокомпонентна: закономерность, принцип, фактор, процесс, функция, средства, условия, технология, способ мышления. Данному комплексу понятий свойственно потенциальное единство теории, методологии и технологии - от закономерности к средствам.

Работа выполнена по плану НИР Луганского национального университета имени Тараса Шевченка.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - анализ категории «преемственность» и её влияние на процесс физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

  • Задачи работы:
  • систематизировать данные литературных источников по проблеме преемственности физического воспитания учащихся общеобразовательной школы;
  • разработать специальные анкеты для исследования отношения школьников к занятиям физическими упражнениями;

Методы исследования:

  • педагогические методы (эксперимент, анкетирование, тестирование), анализ, синтез, обобщение;
  • методы математической статистики.

Нами был проведен педагогический эксперимент на базе общеобразовательной школы № 36 города Луганска. В эксперименте приняло участие 844 учащихся (из них 392 мальчика и 452 девочки.

Результаты исследований.

В условиях непрерывного физического воспитания важно охарактеризовать такие теоретико-методологические основы преемственности, которые служили бы основой рациональных взаимных контактов пограничных звеньев и иерархической системы в целом. Мы рассматриваем проблемы преемственности физического воспитания школьников в ее педагогическом содержании. Но ей органически присущи философские, социальные, психологические, биологические, гигиенические, экономические, экологические и некоторые другие аспекты, требующие анализа проблемы на стыках наук.

Преемственность - это связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон ее организации при изменении целого как системы, т.е. при переходе ее из одного состояния в другое.

Поскольку основные типы развития суть эволюция и скачок (количественные и качественные изменения), необходимо прежде всего выделить:

а) преемственность на одном уровне; б) преемственность на различных уровнях.

Преемственность на одном уровне наблюдается в процессе количественных изменений, происходящих в рамках данного относительно неизменного качества. Преемственность на различных уровнях связана с качественными изменениями.

При количественных изменениях основное содержание преемственности составляет сама структура, в которой сохраняется и удерживается организация объекта (например, биологическое воспроизводство в рамках одного вида). При качественных изменениях, когда структура объекта так или иначе трансформируется, содержанием преемственности являются лишь отдельные элементы, составляющие связи объекта.

Диалектическая концепция развития, не отрицая преемственности первого рода, преемственности на одном уровне, главное свое внимание направляет на познание преемственности второго рода, т.е. такой, которая является основой развития от одного уровня к другому.

В процессе такого развития мы обнаруживаем не только воспроизведение старого, взаимосвязи и переходы различных, уже существующих ранее объектов, но и две линии, два направления изменений - прогрессивного и регрессивного порядка: для прогресса характерно включение низшего (старого) в высшее (новое), подчинение первого второму на основе повышения уровня организации целого, регресс, напротив, связан с деградацией организации, с переходом к более низким ее уровням и соответственно с подчинением высшего (нового) низшему (старому).

Что касается философских категорий, то они являются основными и главными в человеческой деятельности. Все теоретические положения, законы и категории материалистической диалектики обладают свойствами всеобщности, способны выполнять методологические функции, являются методом глубокого познания предметов и явлений объективной действительности. Но, чтобы умело пользоваться диалектико-материалистическими методами познания в конкретных областях, нужно не только знать положения, законы и категории самой философии, но и уметь конкретизировать эти законы и категории, превращая их в действенное орудие познания в области педагогической деятельности в системе физического воспитания [3].

Таким образом, будучи одним из важнейших проявлений закона отрицания отрицания, преемственность обладает достоинством всеобщности. Но вместе с тем преемственность в каждом конкретном случае отрицания сугубо специфична. Принципиальное значение имеет выявление специфики преемственности в общественном развитии, ее отличия от преемственности в развитии природы.

В этом плане нам представляется особенно важной постановка двух вопросов:

а) о специфике преемственности в развитии физической культуры в отличие от духовной культуры;

б) о различных формах преемственности в развитии самой физической культуры.

Освещая теоретический вопрос о движущих силах развития психики, о психологической характеристике личности на том или ином этапе ее развития, (Леонтьев А. Н. 1981) отмечал: «Первое, что должно быть указано здесь, заключается в следующем: в ходе развития ребенка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни изменяется место, которое он занимает в системе человеческих отношений». Это положение ученый поясняет, характеризуя стадии перехода от дошкольного детства к школьному, от младшего школьника к подростку и затем к старшекласснику. На основании "пристального" анализа диалектики таких переходов он приходит к фундаментальному выводу о связывающей их общей основе. «Это та реальная позиция ребенка, с которой перед ним раскрывается мир человека и человеческих отношений».

Для обозначения этого феномена, в отличие от внешнего положения человека, его социального статуса, (Божович Л. И. 1986) ввела термин «внутренняя позиция личности», так определив ее суть: внутренняя позиция в ее психологическом рассмотрении есть система, возникшая из того, как растущий человек «. на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе».

Важное интегрирующее значение позиции личности и ее роль в разрешении возникающих противоречий подчеркнул (Рубинштейн С. Л. 1976): «Реальное единство психического облика личности многообразно и противоречиво. Но всегда находится в конце концов такая стержневая позиция для данной личности, с которой все свойственные ей противоречия смыкаются в единстве».

Для ситуации преемственности физического воспитания школьников характерно оперативное изменение системы установок и условий перехода от одной ступени воспитания к другой.

В связи с этим существенное значение приобретает разработка методологии преемственности физического воспитания школьников младшего, среднего и старшего возраста, призванной поэтапно формировать активную позицию личности. Необходимы определенные этапы преемственности, программирующие и реализующие определенные стадии (фазы) развития такой позиции школьника.

В наших исследованиях отмечено, что эти объективные противоречия школьники ощущают как трудности. При условии их обоснованного разрешения отмеченные противоречия становятся главными движущими силами процесса преемственности физического воспитания ученической молодежи. А значит, такие условия способствуют успешному преодолению трудностей учебно-воспитательного процесса учителями физической культуры со школьниками младшего, среднего и старшего возраста и могут служить основой их взаимопонимания и взаимодействия.

Перед педагогами при этом возникают фундаментальные вопросы: какие именно "моменты" (т.е. этапы) должен включать в себя процесс преемственности? Как обеспечить их закономерную, непрерывную смену на благо перманентного развития личности? Иными словами, на какой научной основе может быть обеспечен процесс преемственности - в данном случае между учащимися младшего, среднего и старшего возраста.

Не претендуя на универсальное определение и абсолютную истину, условимся в последующем считать, что преемственность физического воспитания осуществляет связь настоящего с прошлым и будущим, между новыми и прежними специальными знаниями, двигательными умениями и навыками как элементами целостной системы; она выступает в качестве средства разрешения противоречий в учебно-воспитательном процессе, осуществляет контроль, коррекцию, прогнозирование и дальнейшее развитие физических качеств. Связь предыдущего с последующим носит в этом процессе необходимый и всеобщий характер, поскольку преемственность выступает в качестве его закономерности.

Одна из основных задач преемственности заключается в формировании такой направленности личности, которая бы психологически настраивала ее на активное преодоление естественных трудностей перехода из одной системы в другую. Конечно, важно вооружить школьников специальными знаниями, умением и навыками, необходимыми для успешного прохождения предмета «физическая культура» в школе. Но столь же существенно не упустить важнейшего в преемственности - формирования внутренней активной позиции, позитивной Я- концепции, перспективных устремлений, нравственного и физического становления современного учащегося общеобразовательной школы[2].

В проведенном нами исследовании были вопросы, касающиеся наиболее привлекательных в свободное время занятий. Анализ полученных данных произведен по наиболее любимым видам занятий, поставленных школьниками трех возрастных групп на первое место (из трех наиболее предпочтительных).

Исследование выявило большое многообразие любимых видов занятий, которыми школьники выразили желание заниматься (в ответах упомянуто более 50 видов деятельности). Рассматривая всю совокупность интересов школьников, следует обратить внимание на то, что их популярные увлечения связаны, главным образом, с развлечениями, зрелищами и гораздо меньше - с практической деятельностью, в том числе и с ее самыми простыми и сугубо индивидуальными по характеру видами (посещение научно-технических кружков, художественной самодеятельности и т.д.). На (табл.1) видно, что у мальчиков с возрастом устойчиво повышается склонность к физкультурно-спортивной деятельности до 8-го класса и снижение интереса к физкультурной активности с 9-го класса.

Почти никак не отражался интерес к трудовой и общественной деятельности. Лишь 0,48% мальчиков и 0,64% девочек выделили среди других занятий на досуге помощь родителям по ведению домашнего хозяйства (этому виду деятельности в недельном бюджете свободного времени отводится соответственно 9-е и 10-е место).

Исследование динамики бюджета свободного времени школьников показало, что направленность на основные виды времяпровождения с возрастом существенно перераспределяются.

Результаты исследования показали, что с возрастом наиболее значительные изменения претерпели интересы школьников, связанные с физкультурно-спортивной деятельностью, что оказалось характерным как для мальчиков, так и для девочек (табл.2).

Наряду с этим повысился их интерес к пассивным видам времяпровождения: прослушивание музыки, прогулки, просмотр телевизионных передач. Известно, что интерес (как основа мотивационной деятельности), обозначающий потребности людей, возникает в результате систематического воздействия внешней среды на субъект и представляет собой его активное отношение к этой среде.

Перемены в интересах школьников (особенно связанных с физкультурно-спортивной деятельностью) по времени могут быть обусловлены изменяющимися условиями социальной среды, влияющими на воспитательный процесс в школе и семье. Поэтому формирование культуры свободного времени, умение рационально его использовать является важной педагогической задачей в воспитании школьников, поскольку в школьные годы расширяется сфера самостоятельной жизнедеятельности и занятий молодых людей, а также приобретения ими знаний.

Специфика использования школьниками свободного времени в значительной степени определяется сферой места их проживания, и наибольшего внимания в этом отношении заслуживают проблемы организации досуга. Результаты исследования показывают, что занятия физическими упражнениями имеют место в проведении досуга наряду с другими формами активного отдыха. Однако во всех возрастных группах физическими упражнениями занимаются в среднем лишь 40% от общего количества опрошенных.

Для обоснования путей формирования положительного отношения ученической молодежи к физкультурно-спортивной деятельности важно изучить мотивы негативного отношения. Анализ основных мотивов-доводов, затрудняющих, по мнению школьников, проявление физкультурной активности, показал, что различия в них зависят в основном от вида занятий (табл. 3).

По представленным в таблице данным видно, что наибольший процент мальчиков, даже не пытавшихся заниматься утренней гимнастикой, свою пассивность объясняют отсутствием интереса к ней. Ссылки на недостаток времени и другие причины встречались реже. Неумение плавать является важной причиной, тормозящей физкультурную активность школьников и имеющей глубокие социальные последствия, поскольку часто ведет к несчастным случаям.

Выявленные мотивы-доводы недостаточной физкультурной активности условно можно разделить на две группы: объективные, носящие социально-педагогический характер, и субъективные, обусловленные, главным образом, отношением школьников.

К первой могут быть отнесены такие, как нехватка спортивного инвентаря, базы, неумение, недостаток организованных мероприятий в системе школьного физического воспитания, негативное отношение родителей к физкультурно-спортивным занятиям, состояние здоровья и др.

Вторая группа мотивов-доводов выражалась в нежелании заниматься определенным видом физических упражнений из-за отсутствия интереса к нему, недостатка свободного времени (данная мотивировка чаще всего обусловливает негативное отношение, поскольку, как было показано выше, школьники располагают достаточным количеством нерегламентированного свободного времени, однако используется оно в пользу других интересов), лени и др.

Таблица 1

Виды занятий, которыми школьники общеобразовательной средней школы № 36 города Луганска выразили желание заниматься в свободное время в 2010-2011 учебном году (n=392), (%)

Источник: bmsi.ru