НЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ НАУКИ

Abstract

SPORT FOCUSED PHYSICAL EDUCATION: EDUCATIONAL AND SOCIAL ASPECTS

V.K. Balsevich . honoured worker of physical culture of the Russian Federation, corresponding member of the Russian Academy of Education, Dr. Biol. professor

Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

Key words: innovational projects in education, modernization, comprehensive school, sportization, monitoring.

The problems of the modernization of the Russian education put forward the new requirements to the system of the physical education in the comprehensive school. But it is difficult to solve tasks of the physical education of the young generation within the framework of the traditional system. The authors offer the innovational system of sports focused physical education at school.

The sociological researches carried out by the authors prove the legitimacy of the sportization of the physical education. They undertake the attempt of the approbation of the new technology of the realization of sports focused physical education within the framework of the municipal educational system in Tchajkovski town. This pedagogical experiment was begun in September 2001. Its idea consists in the association of material-sports base and the personnel resource of comprehensive schools of the town. The experiment joined six comprehensive schools. After the realization of pilot research three schools were involved in experiment. The first results of this experiment confirm the unique opportunities of sports focused physical education for the formation and strengthening of their physical and moral health on the basis of the growth of the level of their sports erudition and successful socialization.

СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор В.К. Бальсевич

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: инновационные проекты в образовании, модернизация, общеобразовательная школа, спортизация, мониторинг.

Задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания в массовой общеобразовательной школе. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия. Молодежь должна быть способна к сотрудничеству, мобильности, обладать динамизмом и развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Данные задачи должны решаться в контексте цели образовательной области "физическая культура". Целью образования по предмету "физическая культура" в общеобразовательной школе является научение обучающихся формам и методам активного (деятельностного) использования ценностей физической культуры и спорта для формирования и совершенствования своего физического, духовного и нравственного здоровья, воспитания у школьников патриотического осознания его значимости для обретения национального достоинства, безопасности и процветания России.

Решить сложные задачи физического воспитания молодого поколения в рамках сложившейся традиционной системы достаточно сложно. Социально-педагогический мониторинг "Здоровье и поведение школьников", проведенный в 12 регионах России, показал, что только 20,7% мальчиков и 10,3% девочек очень высоко оценивают свою физическую подготовленность, 10,6% опрошенных мальчиков и 13,4% девочек считают, что они обладают очень хорошей фигурой. Выявлен низкий показатель оценки учащимися своих спортивных достижений (15,0% мальчиков и 8,8% девочек (табл. 1) оценивают их как превосходные).

В то же время была выявлена и низкая самооценка школьниками своего физического здоровья (табл. 2).

Вполне счастливыми ощущают себя около 1/3 опрошенных школьников (37,2%), оценивают свое здоровье как превосходное 9,8% опрошенных девочек и 21,2% мальчиков. Очень низкий процент детей (не более 6% опрошенных) оценивают свои школьные успехи как превосходные (табл. 2).

Полученные данные и практика физического воспитания доказывают необходимость усиления социализирующих функций образовательного процесса.

В начале 90-х годов была высказана идея широкого привлечения средств спорта к процессу обязательного физического воспитания. Суть идеи заключается в адаптировании высоких спортивных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в большом спорте, к повышению эффективности школьного физического воспитания [2]. Это актуализирует возможность использования спорта в целях воспитания и социализации учащихся общеобразовательных школ.

Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда был мощным социальным феноменом и средством успешной социализации. Об этом свидетельствует жизненный путь многих выдающихся спортсменов. Особенно яркие примеры - это олимпийские чемпионы И. Роднина, А. Карелин, Б. Лагутин, Л. Латынина и многие, многие другие великие спортсмены, которые, пройдя школу спорта, стали настоящими гражданами нашего общества.

Социологические опросы молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни, обществе, мире в целом. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя [3].

Источник: lib.sportedu.ru