Тематический контроль в дошкольном учреждении

Тематический контроль является именно тем видом контроля, который дает наиболее полную информацию о работе с детьми педагогического коллектива или отдельного воспитателя.

Темы контроля представляются в годовом плане.

Чтобы тематический контроль был результативным, его необходимо тщательно спланировать.

Составление программы тематического контроля делается с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

Программа содержит сроки контроля, исполнителей, задачи, вопросы, план контроля,сновные формы и методы контроля, оценочный инструментарий.

В плане тематического контроля обычно выделяю 5 блоков:

1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение. Наличие в методическом кабинете ДОУ разработок, рекомендаций в помощь к планированию.

4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.

5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога.

Пример:

Программа тематического контроля "Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дошкольного образовательного учреждения"

Сроки: 7 -18 декабря 2009 г.

Исполнители: старший воспитатель, старшая медсестра, врач,педагог-психолог

Задачи:

1.Проанализировать работу педагогического коллектива по обеспечению двигательной активности детей в разных видах деятельности в режиме дня дошкольного учреждения.

2.Изучить документацию педагогических работников детского сада по планированию и реализации вопросов организации оптимальной двигательной активности дошкольников.

3.Определить перспективы деятельности педагогического коллектива по организации и эффективности работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дошкольного образовательного учреждения.

Вопросы, подлежащие проверке:

1.Организация предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада и спортивном зале:

- Наличие в группах игрового и спортивного оборудования, обеспечивающего оптимальную двигательную активность детей в разных видах деятельности;

- Наличие в группах оборудования для проведения разминки после дневного сна;

- Наличие в зале оборудования, обеспечивающего оптимальную двигательную активность детей на физкультурных занятиях;

- Наличие выносного материала для проведения подвижных и спортивных игр на прогулке;

- Выполнение требований к игровому и спортивному оборудованию (гигиенических, ТБ и охрана жизни и здоровья);

Соответствие игрового и спортивного оборудования возрастным, половым и индивидуальным потребностям дошкольников.

2. Двигательные навыки детей:

- Соответствие задач двигательной активности уровню развития двигательных навыков детей;

- Учет интересов детей и склонностей к различным видам двигательной активности;

- Содержание подвижных и спортивных игр;

- Формы организации двигательной деятельности: разминка утром и после дневного сна, физкультурные минутки на занятиях, подвижные игры на прогуле и группе;

- Выполнение рекомендаций МО РФ «О максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

3. Оценка профессионального мастерства воспитателя:

- Знание программных задач и методики работы по разделу «Физическое воспитание»;

- Умение планировать и организовывать двигательный режим детей в течение дня;

- Умение планировать и организовывать физкультурные занятия в зале и на воздухе.

4. Проверка документации педагогических работников:

- Наличие перспективного плана физкультурных занятий и его соответствие возрасту детей;

- Отражение в календарных планах мероприятий по разнообразной двигательной деятельности детей;

- Планирование индивидуальной работы с детьми по развитию двигательных умений и навыков;

- Планирование активного отдыха детей;

- Планирование работы с родителями (индивидуальные и групповые консультации, беседы).

5. Работа с родителями:

- Наличие консультаций, памяток и других методических материалов для работы с родителями по данной тематике;

- Оформление наглядной агитации в «Уголке для родителей»;

- Наличие выставок специальной литературы «В помощь родителям».

Основные формы и методы контроля:

1. Диагностика уровня двигательных умений и навыков детей.

2. Проверка игрового и спортивного оборудования, обеспечивающего оптимальную двигательную активность детей в разных видах деятельности.

3. Наблюдения за организацией воспитательно-образовательного процесса (посещение занятий, разминок утром и после дневного сна, прогулок).

4. Проверка документации. Анализ перспективных и календарных планов воспитателей.

5. Беседы с детьми, педагогами и родителями.

6. Наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей в группе и на прогулке.

7. Анкетирование родителей.

Оценочный инструментарий:

1. Диагностические карты уровня двигательных умений и навыков детей.

2. Таблица «Организация двигательного режима детей в дошкольном учреждении в течение дня».

3. Таблица «Анализ физкультурного занятия. Хронометраж. Оценка нагрузки».

4. Таблица «Анализ утренней гимнастики. Хронометраж. Оценка нагрузки».

5. Таблица «Обследование предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей».

6. Таблица «Оценка профессионального мастерства воспитателя по развитию у детей двигательной активности».

7. Анкета для родителей «Какое место занимает физкультура в вашей семье?».

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены все материалы, которые мы обозначили в программе тематического контроля.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ.

Источник: detsad114rzd.ru