СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - составная часть системы коммунистического воспитания.

Под системой физич. воспитания понимается совокупность идеологических, научно-методических основ физич. воспитания, а также совокупность организаций н учреждений, осуществляющих и контролирующих физич. воспитание.

Каждой общественной формации соответствует своя система физич. воспитания, обусловленная экономическим строем и отражающая идеологию господствующего класса общества, уровень научно-методической мысли в области физич. воспитания.

С. с. ф. в - новая система, созданная в нашей стране после Октябрьской социалистической революции в результате большой созидательной работы партии и народа. В дореволюционной России не было единой системы физич. воспитания. Официальная линия физич. воспитания в учебных заведениях, в армии, в спортивных клубах, как правило, в методическом отношении сводилась к копированию иностранных систем - шведской, немецкой, сокольской (чешской) и др. Передовая система физич. образования, созданная выдающимся русским ученым, анатомом и педагогом, демократом- просветителем П. Ф. Лесгафтом. не пользовалась поддержкой со стороны официальных кругов.

С. с. ф. в. коренным образом отличается от систем физич. воспитания капиталистических стран. Ей присущи черты прогрессивности, народности, научности, коммунистической идейности. Она служит интересам всего народа, делу воспитания здорового молодого поколения, всестороннего развития физич. сил трудящихся.

Идеологическую основу С. с. ф. в. составляет марксизм-ленинизм - цельная и стройная система философских, экономических и социально-политических взглядов. Учение Маркса, Энгельса, Ленина составляет фундамент науки о коммунистическом воспитании.

Маркс, Энгельс, Ленин доказали экономическую обусловленность возникновения и развития воспитания, вскрыли классовый характер систем воспитания в классовом обществе.

В условиях капиталистической эксплуатации труд пагубно отражается на физич. и духовном развитии, приводит к физич. и интеллектуальной деградации. Только при социалистическом строе труд предоставляет каждой личности возможность развивать и проявлять во всех направлениях все свои способности - как физич. так и духовные. На основе анализа законов общественного развития Маркс и Энгельс пришли к выводу, что коммунистическое общество будет нуждаться во всесторонне физич. и духовно развитых людях и создаст их. Маркс и Энгельс показали, что в коммунистическом обществе воспитание будет всесторонним и физич. воспитание займет одно из главных мест, явится неотъемлемой частью общей системы коммунистического воспитания.

Учение Маркса и Энгельса о воспитании, в частности о физич. воспитании, было дальше развито В. И. Лениным, его соратниками и последователями. Ленин также рассматривал физич. воспитание как обязательную составную часть коммунистического воспитания. Он подчеркивал, что молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость, здоровый спорт, различные физич. упражнения.

В нашей стране успешно претворяются в жизнь идеи марксизма-ленинизма о воспитании. Советская молодежь воспитывается бодрой, жизнерадостной, боеспособной, преданной своей социалистической Родине. Огромную роль в этом сыграли постановления партии и правительства о физич. культуре и указания Ленина на то, что "именно ей, этой молодежи, предстоит закончить дело коммунизма, именно ей еще предстоят бои за коммунизм, и она эти бои должна встретить крепкой, здоровой, со стальными нервами и железными мускулами".

Для дальнейшего развития С. с. ф. в. основополагающее значение имеет принятая XXII съездом Программа КПСС. В ней говорится: "Партия считает одной из важнейших задач - обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в школах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи".

В соответствии с выдвинутыми партией новыми задачами в области физич. культуры и спорта в нашей стране предприняты меры по дальнейшему развитию и совершенствованию системы физич. воспитания.

Особое внимание уделяется воспитанию здорового молодого поколения, достижению советскими людьми физич. совершенства. Все более значительное место в С. с. ф. в. занимает спорт. Физич. культура стала составным элементом труда и быта всех советских людей. Более широкое развитие получили массовые формы физкультурно-оздоровительной работы среди трудящихся на производстве, по месту жительства, в повседневном быту.

С. с. ф. в. в большой мере способствует идейному росту молодого поколения, формированию новых общественных отношений, нравственному и эстетическому воспитанию. В условиях социализма физич. культура, являясь одним из мощных социальных факторов формирования физич. и духовного облика людей, имеет огромное значение для повышения эффективности производственной деятельности строителей коммунистического общества и приобретает всеобщее значение в борьбе советского народа за создание материально-технической базы коммунизма.

Цель С. с. ф. в. - подготовка всесторонне физич. развитых, здоровых, жизнерадостных, активных строителей коммунистического общества, способных к высокопроизводительному труду и защите Родины - нашла свое яркое и последовательное отражение во Всесоюзном физкультурном комплексе "Готов к труду и обороне СССР". Она конкретизируется в следующих задачах: 1) укрепление здоровья, всестороннее развитие физич. способностей советских граждан; 2) овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, специальными знаниями; 3) воспитание морально-волевых качеств и эстетических вкусов в духе коммунистической нравственности, в духе требований, вытекающих из морального кодекса строителя коммунизма. Т. обр. в С. с. ф. в. кроме специфических задач, решаются и определенные общепедагогические задачи, к-рые вытекают из общей цели коммунистического воспитания и обусловлены закономерной связью между умственным, нравственным, эстетическим, трудовым и физич. воспитанием человека.

Осуществление указанных задач в различных учреждениях, с различными группами населения имеет свои особенности.

Для С. с. ф. в. характерны: 1) принцип всестороннего развития личности; 2) принцип связи физич. воспитания с практикой трудовой и оборонной деятельности; 3) принцип оздоровительной направленности физич. воспитания.

Реализация принципа всестороннего развития личности в области физич. воспитания обеспечивается единством различных сторон воспитания - физич. умственного, нравственного, эстетического, трудового - и политехнического образования и всесторонностью самого физич. воспитания.

Принцип связи физич. воспитания с практикой трудовой и оборонной деятельности выражает основную социальную закономерность развития физич. воспитания, его главную служебную функцию - готовить людей к борьбе за коммунизм, людей, способных высокопроизводительно трудиться и самоотверженно защищать свою Родину от покушений со стороны врагов.

Принцип оздоровительной направленности обеспечивается всем содержанием и организацией работы по физич. воспитанию, в частности обязательностью и единством врачебного и педагогического контроля.

Физич. воспитание в нашей стране строится на широкой научно-методической основе. Эту основу составляет комплекс общественных и естественных наук, а также единые научно обоснованные программы по физич. воспитанию.

Теория физич. воспитания, теория и методика отдельных видов спорта, гимнастики, игр, туризма, история физич. культуры, физиология и биохимия физич. упражнений, динамическая анатомия, гигиена физич. упражнений, врачебный контроль, лечебная физич. культура, педагогика, психология и др. науки используются для решения задач С. с. ф. в.

С. с. ф. в. имеет научно обоснованные методы обучения и воспитания и формы организации занятий; она непрерывно совершенствуется на основе данных науки и практики. Дальнейшее совершенствование С. с. ф. в. является одним из важных условий воспитания гармонически развитых строителей коммунизма, сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физич. совершенство.

В С. с. ф. в. предусматривается использование богатого арсенала исторически сложившихся средств физич. воспитания и оздоровления человека.

Основными из них являются физические упражнения: игры, гимнастика, спорт, туризм - естественные факторы оздоровления.

Спорт занимает все более значительное место в С. с. ф. в. Он получил подлинно массовое развитие в нашей стране и является могучим фактором в достижении физич. совершенства, в моральном и волевом воспитании молодежи. С. с. ф. в. обеспечивает всестороннее развитие физич. способностей и спортивное совершенствование. Средством реализации этого является Единая всесоюзная спортивная классификация. Повышение спортивного мастерства молодежи имеет большое общественное значение, стимулирует подготовку физич. совершенных людей, высокое развитие функциональных возможностей человеческого организма.

С. с. ф. в. обеспечена едиными государственными программами и учебными пособиями, обязательными для всех государственных и общественных организаций и учреждений, осуществляющих физич. воспитание (детских садов, школ, вузов, коллективов физич. культуры и др.). Программы предусматривают последовательное осуществление физич. воспитания с детского и до пожилого возраста. Результаты работы по физич. воспитанию учитываются и оцениваются при помощи единой системы нормативов.

В организации физич. воспитания в СССР существует две формы: государственная и общественно-самодеятельная.

К государственным организациям и учреждениям, в к-рых проводятся мероприятия по физич. воспитанию, относятся: родильные дома, детские ясли, детские сады, восьмилетние и средние школы, школы-интернаты, учебные заведения профессионально-технического образования, учреждения и подразделения Советской Армии и Военно-Морского Флота, лечебные учреждения.

В этих государственных учреждениях физич. воспитание осуществляется в обязательном порядке.

К общественно-самодеятельным физкультурным организациям относятся добровольные спортивные об-ва, объединяющие рабочих, служащих, колхозников, учащихся. Они строятся по производственному и территориальному принципу. Самодеятельная работа по спорту проводится также в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Большая самодеятельная работа по физич. культуре осуществляется в ДОСААФ.

Единство государственных и общественных организаций, осуществляющих физич. воспитание, обусловлено единством цели, задач и принципов физич. воспитания в СССР. Такого, единства нет и не может быть в системах физич. воспитания капиталистических стран. Общенародные интересы в развитии физич. воспитания чужды империалистической буржуазии.

Общенародный характер системы физич. воспитания вытекает из сущности социалистического общественного строя. В социалистическом обществе все делается для блага людей. Человек - здесь самая большая ценность. Одно из проявлений этого - общедоступность занятий физич. упражнениями, бесплатное пользование спортивным инвентарем и сооружениями, обязательные и бесплатные занятия физич. упражнениями в государственных воспитательных учреждениях, государственное или общественное содержание физкультурных кадров.

Вместе с ростом страны развивается материально-техническая база, необходимая для осуществления физич. воспитания. На физич. культуру ежегодно ассигнуются огромные средства.

За годы Советской власти в СССР подготовлен многочисленный отряд высококвалифицированных кадров по физич. культуре и спорту. Непрерывно развивается сеть физкультурных учебных заведений, расширяется научно-исследовательская работа, увеличивается число различных спортсооружений.

С. с. ф. в. служит благородным целям гармонического развития физич. и духовных способностей советских людей, занятых строительством коммунистического общества.

Жизненной основой С. с. ф. в. является политика Коммунистической партии Советского Союза. Цель, задачи и содержание физич. воспитания определяются потребностями развития советского человека, отвечают жизненным интересам и стремлениям всего советского народа. С. с. ф. в. активно содействует построению коммунистического общества.

С. с. ф. в. развиваясь самобытными путями, не стоит в стороне от культурных достижений в области физич. воспитания, накопленных народами др. стран. Она критически перерабатывает все лучшее из прошлого и настоящего и использует эти достижения для решения стоящих перед ней задач.

Литература: Программа КПСС. М. 1961. Теория физического воспитания, учебное пособие для институтов физической культуры, под ред. Новикова А. Д. и Матвеева Л. П. М. 1959. Постановление VI пленума ЦС Союза спортивных обществ и организаций СССР.

Источники:

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 3. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М. 'Физкультура и спорт', 1963. 423 с.

Источник: sport-history.ru