Физкультурное образование в Китае, как компонент массовой физической культуры

Аннотация. В статье рассмотрены результаты изучения научной литературы и документов, касающихся системы физического воспитания в КНР. Результаты исследования показали, что в Китае на современном этапе складывается трехуровневая система физкультурного образования. Каждый уровень этой системы готовит воспитанников к следующему уровню получения практических и теоретических знаний по физической культуре. Исследованием выявлено, что государственная политика Китая в сфере физического воспитания направлена на подготовку здоровых физкультурно-образованных молодых людей, способных к высокой производительности труда и активной жизнедеятельности.

Ключевые слова: культура, массовый, Китай, физическое воспитание.

Введение.

В последнее время в Украине наблюдается стойкая тенденция ухудшения состояния физического здоровья дошкольников, учащихся общеобразовательных учебных заведений, студентов ВУЗов. Так, например, за последние 10 лет, по данным института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева АМН Украины [16], заболеваемость среди детей школьного возраста выросла на 26,8%.

Как показывают последние научные исследования [9, 15], современная система физического воспитания детей в Украине не в состоянии выполнять в полном объеме социальный заказ относительно решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в сфере физического воспитания подрастающего поколения.

По мнению ученых [10, 11, 12, 13, 14], основной целью физкультурного образования детей и юношества должно быть формирование у них физической культуры личности. Основное содержание программ по физическому воспитанию должно быть направлено, в первую очередь, на формирование у воспитанников потребности в здоровом, физически активном образе жизни. Эта потребность является базовым элементом физической культуры личности. Кроме того, учебные программы, в зависимости от уровня обучения, должны решать задачи по усвоению воспитанниками соответствующих объемов знаний, практических умений и навыков, которые бы создали реальные возможности для занимающихся, самостоятельно использовать физические упражнения для укрепления своего здоровья и физического усовершенствования [15].

Для совершенствования системы физического воспитания детей и юношества в Украине возникает необходимость в изучении опыта иностранных государств, в частности опыта Китайской Народной Республики (КНР), которая, как показывают исследования, за последнее время добилась больших успехов в сфере физической культуры [1].

Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью исследования определено изучение системы физкультурного образования, как составной части массовой физической культуры в Китае.

Результаты исследований.

В последние десятилетия в обществе Китая формируется идея, что могущество государства и расцвет нации связаны со здоровьем граждан страны. Поэтому воспитание здорового подрастающего поколения - является основой государственной политики КНР в образовательной сфере и в сфере массовой физической культуры, в том числе и физическом воспитании детей и юношества [7, 8].

В Китае наличествуют самобытные, сложившиеся в процессе исторического развития общества, национальные формы физической культуры. В соответствие им, осуществляемые в стране реформы имеют собственную специфику и находят отражение в государственной политике Китайской Народной Республики в области физической культуры и спорта, включая физическое воспитание в дошкольных учебных заведениях, школах и ВУЗах страны [3,17].

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных жизненных периодов в формировании культурных навыков и физического здоровья человека, обеспечивающих его дальнейшее физическое развитие, укрепление и сохранение здоровья в будущем. На сегодняшний день исследованиями установлено [4], что до 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в детстве в возрасте 5-7 лет. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека. В процессе подготовки к школе основными задачами физического воспитания в КНР определяют [3]:

  • содействие оптимальному физическому развитию;
  • формирование таких социальных качеств, как дисциплинированность, справедливость, ответственность, честность, сотрудничество;
  • развитие основных двигательных навыков и понятия о правилах безопасности;
  • формирование интереса и любви к спорту.

Кроме того, как показали последние исследования, в КНР учитывается тот факт, что дошкольный период является ключевым в формировании деятельного отношения к физическому воспитанию и желанию осваивать новые виды физической активности. Анализ полученных данных показывает, что 70% детей в основном до 8-летнего возраста принимают решения, которые касаются участия или неучастия в физической активности, исходя из субъективно оцениваемого ими уровня своей подготовленности. Для оптимального эмоционального развития требуется, чтобы ребенок был уверен в себе и чувствовал себя членом коллектива. Для этого необходимо освоение широкого круга двигательных умений и навыков [4, 17].

Учебные группы по физическому воспитанию в детских садах Китая наличествуют до 12 детей, тем самым педагогам дается возможность уделить как можно больше внимания каждому ребенку. Основными видами физической активности воспитанников детских садов являются подвижные игры, гимнастика, танцы, бег, прыжки, метания [3, 17].

Школьное физическое воспитание в КНР имеет сбалансированную организацию [6]. Процесс физического воспитания в школах направлен на воспитание у школьников идеи пожизненных занятий физическими упражнениями и спортом, развитие системы знаний о физической подготовке, двигательных навыков и привычки активной двигательной деятельности, в том числе во внеурочное время [18]. В Китае продолжается проводиться экспериментальная работа по внедрению физической культуре, как одного из предметов для вступительного экзаменов в отдельные ВУЗы. Этот опыт постоянно обобщается и совершенствуется для дальнейшего распространения [7, 8].

Отдельное внимание в КНР уделяется детям-инвалидам. В школах для слепых, глухонемых и умственно отсталых детей активно внедряются доступные для таких учащихся технологии физического воспитания. Активно преодолеваются проблемы недостаточности школьных учителей, средств, спортивных сооружений, площадок для физического воспитания и т.д. [7, 8, 18].

В КНР разработан нормативный документ «Положения о работе школьного спорта», в котором обозначены пути реализации задач школьного физического воспитания в целях дальнейшего укрепления здоровья детей и молодежи. Кроме того, этот документ определяет направления развития традиционных видов спорта в школах Китая, основанных на местных культурных традициях. Также, школьное физическое воспитание, определяется указанным документом как база для создания спортивного резерва страны. Это позволит провинции внести вклад в устойчивое развитие физической культуры и усилить роль провинциальных спортивных бюро и провинциальных департаментов образования, отвечающих за школьное физическое воспитание. В настоящее время, в КНР функционирует 9172 традиционных школы в провинциях, 614 в городах провинций и 566 на уровне уездов.

В высших учебных заведениях Китая программы по физической культуре переориентированы на существенное увеличение объема образовательного компонента в лекциях, особенно при проведении практических физкультурно-спортивных занятий [5, 7]. Таким образом, традиционно-тренировочный процесс приобрел направленность физкультурного образования, когда студенты, наряду с воспитанием физических качеств и освоением техники тех или иных физических упражнений, могут овладеть знаниями и умениями самостоятельных занятий, методами и формами их проведения, умениями планировать подобные занятия, осуществлять элементарный самоконтроль и т.п. необходимые для самостоятельного практического использования. В Китае, в процессе обучения в вузе, каждый студент для получения зачета по физической культуре обязан получить в некотором объеме специальные физкультурные знания, организационно-методические умения и навыки по физкультурно-спортивной работе с населением. Такие социально значимые основы обуславливают саму цель физического воспитания студенческой молодежи в процессе обучения в вузах [2, 7, 8]. Обобщенно и сжато данная цель состоит в подготовке физкультурно-образованного молодого человека, способного к высокопроизводительному профессиональному труду и активной личной жизнедеятельности и, в то же время, владеющего основами организационно-методических умений для работы в качестве общественного инструктора, тренера или судьи по спорту [2].

Выводы:

1. Результаты исследования показали, что в КНР

на современном этапе складывается трехуровневая система физкультурного образования: дошкольные учебные учреждения, школы, ВУЗы. Каждый уровень системы физкультурного образования готовит воспитанников к следующему уровню получения практических и теоретических знаний по физической культуре.

2. Государственная политика Китая в сфере физического воспитания направлена на подготовку здоровых физкультурно-образованных молодых людей, способных к высокой производительности труда и активной жизнедеятельности.

3. Исследованием выявлено, что в КНР активно используются современные достижения науки в области педагогики, физического воспитания детей и молодежи и медицины для внедрения в практику учебных заведений.

Список литературы

1. Ван Сюе Мань. Особенности системы государственного управления физической культурой и спортом в КНР / Мань Ван Сью // Слобожанський науково-спортивний вicник. - 2008. - № 4. - С. 217-221.

2. Ван Цзыпу. Содержание и формы организации физического воспитания в вузах Китайской Народной Республики. дис. канд. пед. наук / Ван Цзыпу; РГАФК. - М. 1999. - 183 с. ил.

3. Гуськов С. И. О физическом воспитании дошкольников в зарубежных странах = About Physical Education of Children under School Age in Foreign Countries / Гуськов С.И. Дегтярева Е.И. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - N 3. - С. 43-49.

4. Калашник Любов Сергіївна. Педагогічні засади родинного виховання в китайській сім'ї: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Калашник Любов Сергіївна, Харківський національний педагогічний ун-т ім. Г.С.Сковороди. — Х. 2005. -20 с.

5. Ли Цзин. Аналитический обзор программных требований по физическому воспитанию в вузах Китая и Украины / Цзин Ли // Слобожанський науково-спортивний вiсник. - 2006. - № 9. - С. 167 - 169.

6. Лан Давей. Природные рекреационные ресурсы Китая - важная составляющая для развития спортивно-оздоровительного туризма в стране / Давей Лан, Шаулинь Чень, Цзиньган Ма, А.Я Булашев // Слобожанський науково-спортивний вiсник. -2007. - № 12. - С. 364 - 368.].

7. Основные положения об общегосударственном спортивном плане КНР - Пекин: Государственный совет, 1995. - тетете. гатЬ1ег.ги

8. План осуществления «Основных положений об общегосударственном спортивном плане (2006 - 2010 гг.). - Пекин: Государственное Генеральное Управление КНР по делам физкультуры и спорта, 2006. - С. 6 - 34.

9. Прокопенко І.Ф. Євдокимов В.І. Сучасні педагогічні технології в підготовці вчителів: навч. посібник. / І.Ф. Прокопенко, В.І. Євдокимов. – Харків: Колегіум, 2008. – 344 с.

10. Сутула В.А. О значимости некоторых факторов, влияющих на формирование в обществе потребности в здоровом образе жизни (по материалам социологического опроса жителей г. Харькова) // В.А. Сутула, И.А. Манжос, И.Г. Беленькая, Е.Н. Калийниченко, О.В. Гресь, А.И. Холодный // Проблеми та перспективи формування національної гуманітарно-технічної еліти: зб. наук. праць / За ред. Л.Л.Товажнянського,

О.Г.Романовського. – Вип. 17 (21). – Харків: НТУ «ХПІ», 2008. – С. 198-205. 2008. - С. 198-205.

11. Сутула В.А. Некоторые особенности организации и перспективы совершенствования системы школьного физического воспитания (по материалам социологического исследования, проведенного в г. Харькове) / В.А. Сутула, Ю.О. Острикова, С. Н. Котляр, А. Н. Дейнеко, А. С. Бондарь, И. А. Кузьмен-ко, Н.С. Чернецкий // Слобожанський науково-спортивний вiсник, 2008, - № 1-2. - С. 15-19.

12. Сутула В.О. Мотиваційні стимули, які визначають відношення учнів загальноосвітніх шкіл до шкільної фізичної культури / В.О. Сутула, Т.С. Бондар, М.М. Кочуєва, В.Г. Сенченко // Слобожанський науково-спортивний вісник, 2008. - № 4 – С.

13. Сутула В. О. Значим1сть деяких фактор1в, як1 визначають ставлення студент1в до здорового способу життя / В.О. Сутула, Т.С. Бондар, Ю.О. Остр1кова, А.В. Сутула, В.Г. Ковальов, Ю. О. Ф1шев // Слобожанський науково-спортивний в1сник, 2008. - № 4 - С. 13-16.

14. Сутула В.О. Значимість факторів, що впливають на формування у учнів загальноосвітніх шкіл потреби у здоровому способі життя / В.О. Сутула, А.С. Бондар, М.С. Чернецький, Т.С. Бондар // Слобожанський науково-спортивний вісник, 2008. - № 4 – С. 46-49.

15. Сутула В.О. Формування фізичної культури особистості – стратегічне завдання фізкультурної освіти учнів загальноосвітніх навчальних закладів / В.О. Сутула, Ю.В. Васьков, Т.С. Бондар // Слобожанський науково-спортивний вісник, 2009. - № 1 – С. 15-21.

16. Українські школярі стали більше хворіти / http://www.intvinter. net/.

17. Чжун Х. КНР: вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования / Чжун Хуа // Дошкольное воспитание. - 1998. - N 6. - С. 115-117.

18. Чжан Л. Физическое воспитание в школах Китая на пороге 21 века / Чжан Лянжуй // Физкультурное образование Сибири. - 1995. - N 2. - С. 71-73.

Источник: bmsi.ru