Аннотация

Игровая технология создает педагогически творческие условия для воспитания, развития и обучения детей, так как сегодня они должны быть не только здоровыми, но и физически и интеллектуально развиты, с большим запасом творческого потенциала, носящего комплексный характер.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Shvaleva T. A.

Похожие темы

Текст

научной работы на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

УДК 796.011.3+373 Shvaleva T.A. REALIZATION OF PLAYING TECHNOLOGY IN PHYSICAL UPBRINGING OF CHILDREN UNDER SCHOOL AGE. Some changes took place in the system of preschool education. Educators got wide opportunities for innovation search, working out new technologies and introduction of experimental research into practice of preschool educational establishments. Playing technology makes pedagogical conditions for upbringing, development and education of children because today children must be not only healthy, but also physically and intellectually developed, with the great reserve of creative potential which has complex character.

Key words: playing technology, playing model, complex tasks, moving abilities, physical qualities, moving skills.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц. зав. каф. физической культуры и спорта, Хакасский гос. университет

им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игровая технология создает педагогически творческие условия для воспитания, развития и обучения детей, так как сегодня они должны быть не только здоровыми, но и физически и интеллектуально развиты, с большим запасом творческого потенциала, носящего комплексный характер.

Ключевые слова: игровая технология, игровые модели, комплексные задания, двигательные способ-

ности, физические качества, двигательные умения

Многими учеными (В.К. Бальсевич, Л.Н. Волошина, Т.И. Осокина, А.П. Усова и др.) доказано, что игровые занятия с дошкольниками создают благоприятные условия для их активного, личностного развития, порождая новое отношение к предмету игровой деятельности, где целевой установкой являются способы реализации двигательных заданий.

Исследованиями А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаевой доказано, что наблюдения за детьми в процессе занятий дают возможность педагогу уяснить индивидуально-типологические особенности детей, учитывать показатели силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Как показатель уравновешенности - настроение детей, спокойное поведение при конфликтах, равномерность в протекании игровой деятельности и легкость перехода к другим видам деятельности, способность двигаться в быстром темпе это зависит от работы центральной нервной системы [1, с. 53]. По мнению Э.Я. Степаненковой, индивидуальные возможности детей развиваются в процессе обучения. Дети овладевают изучаемым материалом в процессе собственной активной деятельности при столь же активной направляющей работе взрослых. Таким образом, достигается результат в формировании механизма мотивационно-потребностного компонента: ценностных ориентаций, мотивов потребностей ребенка, готовности его использовать свои знания, умения и способности для решения двигательных задач [2, с. 295].

При обучении детей упражнениям игровая деятельность носит активный, творческий характер, вызывающий целостную реакцию организма. Она проходит с участием всех функциональных систем организма, при ведущей роли психических процессов и деятельности мозга. Она отличается сложностью и многообразием движений. Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления движений к новым условиям, совершенствует ловкость, развивает способность осваивать ранее незнакомые движения. Игровые задания протекают в рамках определенных целевых установок, достижение которых служит побуждающим мотивом действий играющих. Постоянная изменчивость и широкая вариативность условий - одна из самых характерных особенностей творческой деятельности ребенка. Каждое действие играющих носит ответный характер и является следствием отражения в его сознании изменений в окружающих условиях. Следовательно, постоянный выбор наилучшего решения является основным содержанием творческой игровой деятельности. Для действий играющих характерна свобода выбора и одновременно необходимость подчинять этот выбор определенным условностям, но эти ограничения не связывают инициативу, а лишь направляют выбор в определенное русло. Для творческой игровой деятельности типичны разнообразные взаимоотношения между играющими. Достижение целей игры обязательно предполагает сотрудничество между ними. Подчинение этому условию основано на соблюдении морально-этических норм поведения. Отмечая разнообразное содержание игровой деятельности, ее свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех играх является творчество. Твор-

и навыки.

ческая деятельность свойственна только человеку, она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.

Разнообразные способы достижения цели в игровой ситуации, относительная самостоятельность действий, отсутствие жесткой регламентации предоставляют детям возможность широкого выбора способов деятельности, развития творческих, двигательных и умственных способностей [3, с. 14].

В связи с этим, актуальным является поиск эффективных средств создания педагогически целесообразной среды, включая факторы направленного воздействия на детский организм с целью физического, духовного и умственного развития.

Наиболее ценным и перспективным в свете обозначенных проблем представляет использование физического воспитания. Однако, есть основания считать, что воспитательный и развивающий потенциал игровых занятий все еще полностью не раскрыт. Так, до настоящего времени остаются не исследованные проблемы использования игровой технологии как метод обучения в физическом воспитании дошкольников. Это объясняется, в первую очередь, недостаточной разработанностью новых подходов к формированию содержания занятий игрового характера, а также отсутствием научно-разработанной игровой технологии как метода обучения физического воспитания дошкольников.

К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли, которые рассматривают отдельные теоретические и практические аспекты инновационных процессов как процессов изменения в системе образования на основе различных педагогических технологий. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах В. П. Беспалько, Ю.К. Бабанского, П.Я. Гальперина, Л.Я. Зориной. В исследованиях М.В. Кларина обобщаются и анализируются инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике. Основы теории инновационных процесов в сфере воспитания изложены в диссертации С.Д. Полякова. Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, П.М. Эрднивина. В научной литературе педагогические технологии могут быть представлены как технология обучения, технология образования и технология воспитания. Любая деятельность, отмечает В.П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. В нашей работе за основу игровой технологии взяли педагогическую технологию В.А. Сластенина. По его мнению, понятие «технология» можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видоразвивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля [4, с. 371].

Выше приведенные положения о педагогических технологиях, позволяют сделать ряд заключений о том, что технология

является сложным многоаспектовым творческим процессом. Она определяет широкий комплекс действий, направленный на выбор способов, приемов, средств с учетом уровня развития способностей детей, их физического состояния. Мы предполагаем, что в основе игровой технологии лежит:

• представление о передачи информации, которое основывается на знаниях;

• стимулирование к активности действий детей в процессе обучения;

• организацию деятельности, обеспечивающей прочность знаний, умений и навыков;

• готовность детей к их актуализации в соответствии с требованиями и задачами;

• установка на формирование новых двигательных навыков и умений;

• прочность усвоения навыков;

• обеспечение системы контроля.

Однако, лишь в единичных случаях работ (Н.А. Нотки-на,1980, М. Рунова, 2000, Л.Н. Волошина,2004) из списка рассмотренной нами литературы авторы напрямую затрагивают проблему формирования игровой технологии (ИТ). Современные требования к подготовке специалистов в области физического воспитания, а также опыт преподавания в вузе показывает, что при разработке технологии обучения необходимо уделять особое внимание формированию у будущего специалиста знаний об игровых технологиях.

Цель нашего исследования - создание структурированной игровой технологии как метод физического воспитания старших дошкольников.

Задачи исследования: разработать научно-методическое сопровождение технологии, разработать игровые модели, определить содержание моделирования, выявить и апробировать различные варианты игровых форм технологии и определить влияние их на двигательную подготовленность дошкольников и функциональное развитие и овладение детьми игровыми навыками.

Представляем разработанную нами структуру игровой технологии (ИТ). Она включает два блока: внешний и внутренний. Внутренний блок используется для управления процессом обучения и воспитания, а внешний - для построения такой технологии. Внешний блок включает: а) приоритетную цель; б) исходящие из нее задачи; в) организационно-педагогические условия; г) функции ИТ; д) результат применения ИТ. Внутренний блок составляет: а) моделирование содержания; б) новые подходы к обучению; в) организационно-методическую основу обучения игровым упражнениям; г) творческую направленность педагогическим процессом; д) виды игровых заданий. Все компоненты внешнего и внутреннего блоков взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Одним из компонентов технологии является моделирование содержания занятий, которое мы рассматриваем как процесс исследования объектов познания на их моделях. Разработанные различные игровые модели «Познайка», «Поиграйка» и «Всезнайка» построены на реально существующих предметах и явлениях, каждая из которых имеет свое назначение, задачи, содержание, технологию обучения, форму обратной связи, методическое обеспечение. Игровые модели построены с учетом физиологических закономерностей формирования двигательных навыков. Игровые задания все систематизированы и имеют свою нумерацию и иллюстративный материал. Содержание модели «Познайка» составляют теоретические сведения о ценностях физической культуры и спорта, здоровом образе жизни, о строении тела человека, о гигиене и др. В основу модели «Поиграй-ка» заложена базовая школа движений. Модель «Всезнайка» способствует комплексному развитию детей.

Мы представляем модель: «Всезнайка». В ее игровое пространство поместили комплексные задания с целью проверки и закрепления знаний из других видов дошкольных методик: развитие речи, формирование математических представлений во взаимосвязи с задачами физического воспитания. Например, из серии занятий «Школа Ма-ка-ка». Стихотворный текст, связанный с сюжетом занятия соответствовал двигательным действиям и вызывал не только восторг и удовольствие, но и заставлял детей фантазировать и выполнять творчески задания. На занятии «Геометрические фигуры» дети закрепляли знания о круге, линии, квадрате, кривой, а также совершенствовали основные виды движений и прыжковые упражнения в разных сочетаниях, развивали ориентировку во времени и в пространстве, преодолевали препятствия разного характера.

В содержание модели мы включаем игры-задания, которые основаны на групповом двигательном решении, развивающие сообразительность и творчество на занятии. Например,

в движении дети выполняли упражнения каждой подгруппой по заданию воспитателя, а на сигнал название предмета: «буква А» или цифра «10», игроки каждой колонны должны двигатель-но изобразить этот предмет. На следующий сигнал педагог говорит название другого предмета « лесенка» или « дерево» и т.д. Чья подгруппа быстрее выполнит задание [5, с. 26].

Использование карточек-заданий. На карточке нарисованы предметы: мяч, площадка, сетка, стойки. Детям нужно из этих предметов составить игровое задание и имитировать. На другой изображены классики, плитки, скакалка и т.д. Такие задания способствовали развитию творчества у детей; формировали наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Реально-условная ситуация таких заданий помогала ребенку создать и воспроизвести соответствующий ему жизненный или сказочный образ.

Составление «классификационное древо», направлено на развитие логического мышления. Оно позволяло наглядно представить родо-видовую иерархию понятий. Выполняя эстафету, дети собирали (с помощью дидактического материала) древо для понятий «человек» (родовое), «мужчина» и «женщина», «ребенок», «девочка», «мальчик», «бабушка», или части тела и т.д. В другом случае дети собирали древо «дом» ( земля, дерево, бревно, гвозди, стекла, стены, крыша) и др. Выполнение таких игровых заданий способствовало развитию у дошкольников логического мышления и творческого воображения [5, с. 37].

Схемы-задания предназначены для развития самостоятельности. Например, на карточке изображено 10 рукавичек, на каждой свой рисунок. Задание: ребенок в эстафете по «дороге прыгая с кочки на кочку» должен собрать парные рукавички с кочек с одинаковым рисунком. На другой карточке изображены цифры в хаотичном порядке, ребенку необходимо, прыгая через «лужи», расположенные в разных местах спортивного зала собрать «цифры» по порядку [5, с. 38].

Комбинированные задания. На карточке изображено два рисуночных задания: первое - выполнение физического упражнения, второе - математическое. Первое - набивание мяча об пол, второе - вписать цифрой в нарисованный телефон количество набитых мячей об пол. Цифры помогает вписать воспитатель [5, с. 40].

В итоге, использования таких заданий в физкультурных занятиях, у детей повышался интерес и творческая инициатива, а также развивалась самостоятельность в решении двигательной задачи. Наши исследования подтверждают, что использование этих моделей направлено на развитие физических, умственных и творческих способностей у детей. Особенностью наших занятий является использование новых подходов к обучению, которые в ходе экспериментальной работы выявили положительные результаты. Это касается не только сюжетных занятий. Одним из вариантов нового подхода к обучению явилось использование трафаретов, которые дети одевали на себя. Они представлены дидактическим материалом, на котором нарисованы в одном случае - буквы (когда занятие связано с методикой развития речи), в другом - цифры, в третьем изображены предметы или явления природы, характерные для времени года. В-четвертых, на трафаретах нарисован различный инвентарь для видов спорта: баскетбол, футбол, волейбол, ракетка, шарик, шайба и др. В пятом - части тела человека и люди разного возраста. Например, представляем на трафаретах времена года -«зима», на одном трафарете изображены санки, на другом елка, на третьем - коньки, лыжи и т.д. Дети играют в «Догонялки» и на сигнал «Зима»! построить круг из предметов, относящихся к зиме.

Другим вариантом нового подхода является внедрение в образовательный процесс игротеки. Например, «Птичий базар» или «Городской лабиринт», которое построено на ориентировку в пространстве, где дети находили месторасположение различных построек города (парк, магазин, рынок, дорога, фонтан и т.д.) и от них путь к своему дому или детскому саду. В третьем случае, использовали задания-ответы, которые прогнозировали результаты обучения.

Одним детям предлагали помощь в усвоении заданий, другим способствовали укреплению веры в себя и принятие самостоятельно решений в двигательных задачах, третьим, в выработке сдержанности, регулировании поведения в коллективе. Учитывая анатомо-физиологические задатки, особенности анализаторных систем, повышенной чувствительности к музыке, движениям позволяло выявить склонности детей в каждом отдельном случае. На основании этих показателей мы определяли задачи, содержание и методы индивидуальной работы с ребенком.

Итак, можно сделать вывод, во-первых, разработанное нами научно-методическое сопровождение игровой технологии и ее

модели, успешно решают задачи физического воспитания. Во-вторых, применение новых подходов в обучении ускорили процесс формирования двигательных навыков и умений и воспитание физических качеств. В-третьих, на занятиях дети закрепляли теоретические знания из других методик дошкольного воспитания: развивали речевые и изобразительные навыки, расширяли простейшие математические действия, учились счету, т.е. такие занятия способствовали комплексному развитию детей. По нашему мнению, данный материал можно применять

в массовом опыте дошкольного образовательного учреждения.

Проведенная опытно-экспериментальная работа исследования показала свою эффективность. Создание и реализация игровой технологии и ее игровых моделей в занятиях позволяют статистически достоверно улучшать в экспериментальной группе следующие характеристики: функциональные показатели (р<0,05-0,001); двигательную подготовленность (р<0,01 -0,001); сформированность навыков владения отдельными игровыми элементами (р<0,05).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подвижная игра «Листопад»

Цель: развитие координационных способностей, закрепление знаний о форме листьев деревьев. Содержание: На груди у одних детей трафареты с листочками березки, у других - рябины, у третьих, клена. После выполнения игровых заданий, на сигнал ведущего (или окончания музыкального сопровождения) игроки быстро бегут к своему «дереву». Выигрывает та команда, «дерево» которой быстрее всех соберет свои «листочки». Игра повторяется несколько раз.

Карточка-задание № 4 «Поймай цифры»

Цифры бегают по кругу быстро, ловко друг за другом. «Единичка» прискакала, «Тройка» следом прибежала. «Плюсик» втерся между ними, а что получится за ними?

Подвижная игра «Кто где живет»?

Цель: формирование ориентировки в пространстве, коммуникативных способностей, закрепление знаний о домашних и диких животных. На детях надеты трафареты с изображением животных: домашних и диких. Дети играют в догонялки. По сигналу воспитателя, играющие должны построиться в два круга, взявшись за руки или убежать в свои «Домики». В одном круге строятся дети с

изображением диких, а в другом - домашних животных. Чей круг быстрее соберет своих животных. В другом случае в одном «доме» собираются дикие животные, а в другом домашние.

Игра «Поймай буквы»! или «Чья команда вперед составит слово»

1. Мы играем в догонялки, ловим буквы на площадке.

«Миша», «Саша» - стройся в ряд, мы умеем все читать. (Рис. 2)

Игра «Порядковый счет». Задание №7

Игровое задание « Порядковый счет»

По порядку разложи и обратно убеги, кто из вас не ошибется, тот и в счете не собьется. Впереди конец пути, ждут медали к чьей груди! (Рис. 3)

Библиографический список

1. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания дошкольного возраста: учебник / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М.,1985.

2. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие. - М. 2007.

3. Швалева, Т.А. Теория игры и игрового метода: учебное пособие для студентов. - Абакан, 2007.

4. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М. 2007.

5. Швалева, Т.А. Игра. Творчество. Ребенок: учебное пособие для студентов. - Абакан, 2007.

Bibliography

1. Keneman, A.V. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya doshkoljnogo vozrasta: uchebnik / A.V. Keneman, D.V. Khukhlaeva. - M.,1985.

2. Stepanenkova, Eh.Ya. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i razvitiya rebenka: uchebnoe posobie. - M. 2007.

3. Shvaleva, T.A. Teoriya igrih i igrovogo metoda: uchebnoe posobie dlya studentov. - Abakan, 2007.

4. Slastenin, V.A. Pedagogika / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. - M. 2007.

5. Shvaleva, T.A. Igra. Tvorchestvo. Rebenok: uchebnoe posobie dlya studentov. - Abakan, 2007.

Статья поступила в редакцию 09.11.12

УДК 37.032

Shiryaev A.N. IMPLEMENTATION OF A SPECIAL COURSE AS A CONDITION OF FORMATION OF READINESS OF CADETS TO THE SERVICE AND COMBAT ACTIVITIES IN THE SPECIAL FORCES OF INTERNAL TROOPS. In

article the special course as one of pedagogical conditions of formation of readiness of the cadet to SBD in divisions of a special purpose of internal troops is considered.

Key words: cadet, pedagogical condition, service and combat activities, special course, readiness formation.

А.Н. Ширяев, зам. начальника каф. огневой подготовки Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

РЕАЛИЗАЦИЯ СПЕЦКУРСА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

В статье рассматривается специальный курс как одно из педагогических условий формирования готовности курсанта к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск.

Ключевые слова: курсант, педагогическое условие, служебно-боевая деятельность, спецкурс, формирование готовности.

В ходе обучения курсантов идет процесс систематического накопления, переработки и использования разнородной информации, создающей предпосылки к интеграции знаний. В этих условиях интегративная сущность и содержание высшего военного образования предопределяются самой жизнью, изменением содержания и структуры, ее функций и задач. Качество профессиональной подготовки курсанта определяется не только знаниями и умениями, но и уровнем овладения служебно-боевой деятельностью1 подразделений специального назначения, способностью решать интегративные служебно-боевые задачи.

В связи с этим в качестве одного из условий формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения, на наш взгляд, следует рассматривать проектирование и реализацию в образовательном процессе в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования2 спецкурса «Служебно-боевая деятельность офицеров внутренних войск в подразделениях специального назначения» в основе которого интегративный подход.

Философский энциклопедический словарь трактует интеграцию как сторону процесса развития, которая связана с объединением в целое прежде разнородных частей и элементов [1]. Еще одно весьма близкое определение: интеграция - это объединение каких-либо частей в целое; термин употребляется для характеристики процессов взаимосвязи ранее автономных элементов в те или иные совокупности [2].

Таким образом, в общем смысле интеграция определяется как единство, объединение в целое каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства [3]. В педагогических исследованиях под интеграцией понимается процесс формирования целостности знаний, способов и видов деятельности, ценностных отношений, а также результат этого. Известно, что понятие «интегративность» характеризует состояние, «интеграль-ность» - свойство целостного образования, понятие «механизмы интеграции» - систему последовательно связанных звеньев, обеспечивающих процесс формирования целостности [4].

1 далее СБД

2 далее ВОУВПО

B педагогической литературе опубликованы работы, в которых раскрываются методологические, педагогические, дидактические аспекты проблемы интеграции: Б.С. Гершунский, B.C. Шубинский - воздействие интеграции на развитие педагогической науки [5; 6]; B.H. Максимова, B.H. Федорова - влияние происходящих в науке процессов интеграции на обучение [7]; Ю.С. Тюнников - методика выявления и показа интеграционных процессов в учебно-воспитательной работе [6]; А.А. Пинский -минимизация полипредметности через интеграцию учебных дисциплин [8]. В трудах А.П. Беляевой, M.H. Берулавы, А.А. Кирсанова, Ю.С. Тюнникова рассмотрены противоречия, объективные закономерности, предпосылки, определяющие интеграционные процессы, принципы и типы интеграции, механизмы взаимодействия учебных дисциплин [4; 6; 9; 10].

Под интегративными учебными курсами нами понимаются те учебные курсы, которые изучаются с целью расширения и углубления межпредметных знаний, их обобщения и систематизации, а также формирования межпредметных учебно-познавательных умений и решения каких-либо иных образовательных проблем, основанных на проявлениях межнаучной интеграции.

И.Ю. Алексашина основную задачу построения интегрированного учебного курса видит в определении «фактора (интегратора) - доминанты, ведущей к организации определенных компонентов в систему, обнаружению специфических оснований возможных связей между ними. Вместе с тем «системообразующий фактор существенно меняет функциональное назначение знания». Таким образом, основанием построения интегрированного курса должна стать система ведущих идей, в отличие от линейного курса, который строится на системе понятий [3].

В связи с этим предполагается, что спецкурс «СБД офицеров BB в подразделениях СпН» должен включать в себя основные знания по различным дисциплинам, традиционно преподаваемым в военном институте. Причем эти знания должны быть организованы так, чтобы представлять собой систему, а не разрозненные отрывочные фрагменты.

Спецкурс «Служебно-боевая деятельность офицеров внутренних войск в подразделениях специального назначения» направлен: на углубление связей между предметами; систематизацию и обобщение знаний о СБД подразделений специального

Источник: cyberleninka.ru