Инновационная программа физического воспитания школьников

Заслуженный работник физической культуры России Л.И. Мирошниченко

Кандидат педагогических наук, профессор Е.А. Астраханцев

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Ключевые слова: инновационная программа, физическая культура, разносторонняя физическая подготовленность (РФП), мониторинг, здоровье, смотр-конкурс, эксперимент.

Ученые отмечают, что, несмотря на множество моделей здорового образа жизни (Н.М. Амосов, В.И. Жолдак, А.В. Лисовский и др.), новых учебных программ и методических рекомендаций по физическому воспитанию учащихся (С.Н. Литвинов, Г.И. Погодаев, М.Я. Виленский, А.П. Матвеев, В.И. Лях и др.), выделение правительством РФ дополнительных средств на развитие массового спорта, ощутимых результатов на сегодня не наблюдается.

С.Н. Литвинов (2004) считает, что педагогическая система вовлечения детей и подростков (учащихся) в регулярные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия практически отсутствует.

Из года в год общеобразовательные учреждения продолжают выпускать физически слаборазвитую молодежь, не обладающую продуктивными навыками, умениями и знаниями в области физической культуры, не способную укреплять и сохранять свое здоровье, а значит, производить и воспитывать здоровое потомство. Это подтверждается проблемой комплектации Российской Армии и значительным сокращением рождаемости здоровых детей.

Вместе с тем необходимо констатировать тот факт, что школы являются главным производителем общества и самым организованным плацдармом с огромной армией кадров руководящих работников, педагогов и родителей, на котором возможно воспитать молодежь физически здоровую и гармонично развитую, т.е. с высоким уровнем физической культуры.

"У нас всегда была самая передовая наука в мире в сфере образования, физической культуры и спорта, которую перенимали все страны мира…", - отмечал В.Б. Данилов. Однако на сегодняшнем этапе развития общества помимо эффективных технологий и поставленных целей по формированию физической культуры учащихся требуются должная организация и управление физическим воспитанием сверху донизу. Физическая культура - это основополагающая, фундаментальная отрасль человеческих благ и престижа страны. На данный момент эта отрасль отстает в своем развитии, поскольку отсутствует должная структура управления и финансирования.

Качество физического образования школьников находится не на должном уровне. Многие школьники России знают фамилии руководителей Госкомспорта Федерального агентства по физической культуре и спорту и Олимпийского комитета, а кто руководит физическим воспитанием учащихся, не знает почти никто.

Особую роль в формировании физической культуры учащихся играют внедрение инновационных технологий, внятная политика и внимание со стороны городских руководителей к этому виду деятельности.

В октябре 2000 г. по приказу Департамента образования города Тольятти № 744 в школе № 73 была открыта экспериментальная площадка по внедрению в учебно-воспитательный процесс школы,разработанной нами инновационной программы "Физическое воспитание учащихся на современном этапе развития общества".

Эффективность реализации инновационных технологий физического воспитания зависит в первую очередь от осознания руководителем образовательного учреждения необходимости данного процесса, а также от статуса физического воспитания в образовательном учреждении.

В начале нашего исследования был проведен первый смотр разносторонней физической подготовленности (РФП) в школе № 73 (октябрь 2000 г.), где все учащиеся 1-7-х классов выполняли 12 нормативов-измерителей. Результаты смотра показали, что чем ниже уровень РФП, тем выше показатели заболеваемости. Из 366 участников смотра только трое (0,81%) показали средний уровень РФП. Это окончательно убедило весь коллектив педагогов школы в необходимости реализации новых подходов, форм, методов и содержания физического воспитания.

Смотр РФП подтвердил, что мотивация зависит от содержания, критериев оценки и способов реализации.

В первый же год эксперимента была решена первая задача повышения статуса физического воспитания в школе. Это выразилось в следующем:

- введена ставка организатора физического воспитания (менеджера);

- утверждены нормативно-правовые акты (локальные акты);

- в 1-7-х классах введен один дополнительный час физической культуры по программе "акробатика";

- дополнительно оборудован зал для уроков акробатики;

- приобретено 30 гимнастических матов и 12 гимнастических скамеек;

- решен кадровый вопрос;

- систематизированы все внутришкольные и внутриклассные физкультурно-спортивные мероприятия;

- повышена роль самоуправления и обучения общественного актива (физоргов, судей, инструкторов).

Смотр РФП учащихся как постоянно действующий механизм в системе мониторинга проводился 2-3 раза в учебном году и обеспечивал:

- информацией базу данных на каждого обучающегося;

- повышение информированности учащихся, всех педагогов, родителей;

- объединение усилий всех субъектов, участвующих в решении проблемы укрепления здоровья;

- высокую мотивацию учащихся к самореализации, самосовершенствованию и качественному выполнению нормативов;

- оценку уровня РФП каждого обучающегося, класса, параллели;

- оценку деятельности педагогов-специалистов, классных руководителей и образовательного учреждения в области формирования физической культуры и оздоровления учащихся;

- контроль и корректировку планов учебно-воспитательной деятельности;

- воспитание положительных личностных качеств: нравственности, патриотизма, чувства коллективизма и конкурентоспособности.

Результаты деятельности экспериментальной площадки свидетельствуют о том, что за три года ее работы значительно повысился статус физического воспитания, а вместе с тем повысились на 40 - 55% уровни разносторонней физической подготовленности и физического развития школьников. Улучшились личностные качества учащихся, снизилось количество правонарушений, а главное, значительно сократились число простудных заболеваний (самый низкий показатель по городу), уроков, пропущенных по болезни, а также количество детей с патологией развития. Повысился рейтинг школы в городе (с 56-го места школа № 73 вышла на 7-е место) и она получила статус "базовой школы по здоровьесберегающим технологиям".

В целях дальнейшей апробации инновационной программы в МОУ в 2002 г. в эксперимент была включена школа № 7 г. Жигулевска, где был введен 1 дополнительный час на урок акробатики в 1-4-х классах, который проводился в течение всего учебного года. 2 ч в неделю дети занимались на улице. На этих уроках был увеличен объем времени на развитие выносливости (аэробный бег). Анализ данных эксперимента показал положительную динамику уровня разносторонней физической подготовленности школьников.

В результате экспериментальной работы Л.И. Мирошниченко получила авторские права на инновационную программу "Физическое воспитание учащихся на современном этапе развития общества". Программа является интеллектуальной собственностью и имеет свидетельство на полезную модель. Департаментом образования г. Тольятти инновационная программа была рекомендована для включения в учебно-воспитательный процесс школ города. С 2005 г. проводится городской смотр-конкурс образовательных учреждений по физическому воспитанию и оздоровлению учащихся.

В целях повышения статуса физической культуры в школах России мы предлагаем проводить Всероссийский смотр-конкурс (ВСК) образовательных учреждений по физическому воспитанию и оздоровлению учащихся. Он будет состоять из 6 этапов и предусматривает создание базы данных РФП учащихся, классов, ОУ, районов, городов, губерний, округов и России. Также будут определены лучшие классы, школы, районы, города, губернии, округа, руководители образовательных учреждений, учителя физической культуры, классные руководители, председатели родительских комитетов, физорги.

Проект положения ВСК разработан и будет вынесен на обсуждение.

Источник: bmsi.ru