9.1. планирование в физическом воспитании

Планирование физического воспитания – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование – это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе – это планирование на учебную четверть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании 1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее достижения (подготовленность занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогресси-рования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования. При разработке любого плана желательно придерживаться такой последовательности основных операций.

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.). Без таких сведений нельзя полноценно осуществить планирование. Кроме того, данные нужны для комплектования однородных по состоянию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении курса физического воспитания в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других организациях.

Преподаватель получает необходимые предварительные сведения посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.

5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интенсивность нагрузок.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, показатели и представить взаимосвязь между ними.

Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному.

Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании. Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.

1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).

3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов – учебного плана и программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа – это документ планирования учебной работы, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе – курса физического воспитания, в ДЮСШ – спортивной тренировки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов: 1) уроки физической культуры; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) физическая культура во внеурочное время; 4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебные программы имеют следующую типовую структуру:

1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий, даются указания по планированию и учету и др.; 2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и развитию физических качеств; 3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.

Учебная программа разрабатывается в соответствии с установленным учебным планом содержанием и объемом часов, отведенных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.

План-график учебного процесса определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года (учебного – в общеобразовательной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения).

Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Однако главным в определении рациональной последовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания (формирования двигательных навыков, направленного развития физических качеств и др.).

Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений, так и по физической нагрузке.

В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.

План-график – это чисто организационный документ (методика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.

Рабочий (тематический) план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практике физического воспитания рабочий план имеет разные названия – тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме.

В содержание рабочего плана входят: 1) конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные); 2) теоретические сведения по физическому воспитанию; 3) основные средства (физические упражнения), способы их применения и величины нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок);

4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешности освоения программного материала и уровня физической подготовленности учащихся.

При распределении в рабочем плане учебного материала по урокам необходимо руководствоваться следующими методическими положениями:

1) придерживаться дидактического правила от простого к сложному, при этом принимать во внимание повышающийся уровень Физической подготовленности учащихся в процессе их систематических занятий;

2) при разучивании двигательного действия нецелесообразно Делать большие перерывы между уроками, т.е. следует применять концентрированное во времени обучение;

3) всемерно использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивания на одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных Действий;

4) на тех занятиях, на которых запланировано обучение двигательным действиям, следует предусматривать сообщение основ знаний о технике изучаемого действия, влияния этого физического упражнения на организм, правилах обеспечения безопасности при его выполнении;

5) для решения задач физического воспитания следует использовать на уроке средства, оказывающие разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся;

6) количество и содержание задач на одном уроке должны соответствовать возможностям занимающихся и учебно-материальному обеспечению урока.

В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.

Расписание занятий должно быть по возможности постоянным, стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию.

План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания.

Более подробно основные документы планирования по физическому воспитанию рассматриваются в главе 12 «Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию».

Содержание

Читать: Аннотация

Читать: От авторов

Читать: Часть i теория и методика физического воспитания

Читать: Глава 1. общая характеристика теории и методики физического воспитания

Читать: Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Читать: Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

Читать: Глава 2. система физического воспитания в российской федерации

Читать: 2.1. система физического воспитания, ее основы

Читать: 2.2. цель и задачи физического воспитания

Читать: 2.3. общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания

Читать: Глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания

Читать: 3.1. связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания

Читать: 3.2. технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту

Читать: Глава 4. средства и методы физического воспитания

Читать: 4.1. средства физического воспитания

Читать: 4.2. методы физического воспитания

Читать: Глава 5. общеметодические и специфические принципы физического воспитания

Читать: 5.1. иерархия принципов в системе физического воспитания

Читать: 5.2. общеметодические принципы

Читать: 5.3. специфические принципы физического воспитания

Читать: Глава 6. основы теории и методики обучения двигательным действиям

Читать: 6.1. двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании

Читать: 6.2. основы формирования двигательного навыка

Читать: 6.3. структура процесса обучения и особенности его этапов

Читать: Глава 7. теоретико-практические основы развития физических качеств

Читать: 7.1. понятие о физических качествах

Читать: 7.2. сила и основы методики ее воспитания

Читать: 7.3. скоростные способности и основы методики их воспитания

Читать: 7.4. выносливость и основы методики ее воспитания

Читать: 7.5. гибкость и основы методики ее воспитания

Читать: 7.6. двигательно-координационные способности и основы их воспитания

Читать: Глава 8 формы построения занятий в физическом воспитании

Читать: 8.1. классификация форм занятий в физическом воспитании

Читать: 8.2. характеристика форм занятий физическими упражнениями

Читать: Глава 9. планирование и контроль в физическом воспитании

Читать: 9.1. планирование в физическом воспитании

Читать: 9.2. педагогический контроль и учет в физическом воспитании

Читать: Глава 10. физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

Читать: 10.1. значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Читать: 10.2. возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и Глава 11. физическое воспитание детей школьного возраста

Читать: 11.1. социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста

Читать: 11.2. возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьно11.3. средства физического воспитания детей школьного возраста

Читать: 11.4. физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Читать: 11.5. физическое воспитание детей среднего школьного возраста

Читать: 11.6. физическое воспитание детей старшего школьного возраста

Читать: 11.7. физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем

Читать: 11.8. формы организации физического воспитания школьников

Читать: 11.9. физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальн11.10. урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение

Читать: 11.11. профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры

Читать: Глава 12. технология разработки документов планирования по физическому воспитанию

Читать: 12.1. общий план работы по физическому воспитанию

Читать: 12.2. годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию

Читать: 12.3. поурочный рабочий (тематический) план на четверть

Читать: 12.4. план-конспект урока

Читать: Глава 13. физическое воспитание студенческой молодежи

Читать: 13.1. значение и задачи физического воспитания студентов

Читать: 13.2. содержание программы физического воспитания студентов

Читать: 13.3. возрастные особенности контингента обучающихся в вузе

Читать: 13.4. методические основы физического воспитания в вузе

Читать: 13.5. особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях

Читать: 13.6. методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной ф13.7. формы организации физического воспитания студентов

Читать: Глава 14. физическое воспитание в основной период трудовой деятельности

Читать: 14.2. особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого воз14.3. физическая культура в режиме трудового дня

Читать: 14.4. физическая культура в быту трудящихся

Читать: 14.5. контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениям15.2. содержание и организационно-методические основы занятий физическими упражнениями

Читать: Глава 16. профессионально-прикладная физическая подготовка

Читать: 16.1. назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Читать: 16.2. построение и основы методики ппфп

Читать: Часть ii теория и методика спорта

Читать: Глава 17. общая характеристика спорта

Читать: 17.1. основные понятия, относящиеся к спорту. классификация видов спорта

Читать: 17.2. социальные функции спорта. основные направления в развитии спортивного движения

Читать: 17.3. характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки

Читать: 17.4. спортивные достижения и тенденции их развития

Читать: Глава 18. основы спортивной тренировки

Читать: 18.1. цели и задачи спортивной тренировки

Читать: 18.2. средства спортивной тренировки

Читать: 18.3. методы спортивной тренировки

Читать: 18.4. принципы спортивной тренировки

Читать: 18.5. основные стороны спортивной тренировки

Читать: 18.6. тренировочные и соревновательные нагрузки

Читать: Глава 19. основы построения процесса спортивной подготовки

Читать: 19.1. спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура

Читать: 19.2. построение тренировки в малых циклах (микроциклах)

Читать: 19.3. построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)

Читать: 19.4. построение тренировки в больших циклах (макроциклах)

Читать: Глава 20. технология планирования в спорте

Читать: 20.1, общие положения технологии планирования в спорте

Читать: 20.2. планирование спортивной подготовки в многолетних циклах

Читать: 20.3. планирование тренировочносоревновательного процесса в годичном цикле

Читать: 20.4. оперативное планирование

Читать: Глава 21. комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена

Читать: 21.1. контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

Читать: 21.2. контроль за состоянием подготовленности спортсмена

Читать: 21.3. контроль за факторами внешней среды

Читать: 21.4. учет в процессе спортивной тренировки

Читать: Глава 22. спортивный отбор в процессе многолетней подготовки

Читать: Часть iii теория и методика оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической культуры

Читать: Глава 23. общая характеристика оздоровительной физической культуры

Читать: 23.1. оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания

Читать: 23.2. содержательные основы оздоровительной физической культуры

Читать: Глава 24. теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры

Читать: 24.1. основы построения оздоровительной тренировки

Источник: uchebnik.biz