1. Урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение

Главенствующее положение урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) опреде­ляется тем, что в нем заложены возможности для решения стра­тегических задач физической культуры — всестороннего, гармо­ничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.). Относительно всех других форм физического воспитания учащихся урок физической культуры имеет следующие преиму­щества: 1) является самой массовой формой организации, систематических занятий школьников физическими упражнения­ми; 2) проводится на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обу­чения; 3) осуществляется под руководством педагогов по физи­ческой культуре и спорту с учетом возрастно-половых и индиви­дуальных особенностей школьников; 4) способствует направлен­ному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.

Требования к уроку. Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексно­стью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению. К основным из них относятся сле­дующие.

  1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В ходе орга­низации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечи­

вает не только овладение двигательными умениями и навыками,развитие основных физических качеств, усвоение обязательногоминимума знаний по физической культуре, но и содействует вос­

питанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость,коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило,предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся,

их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и с воз­можно большей определенностью отражают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на од­ном уроке, — не более 2—3.
  • Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал можетиспользоваться лишь с целью индивидуализации обучения.
  • Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель

    или задача не может быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особеннос­тей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовлен­

    ности, возрастно-половых особенностей учащихся, с другой.
  • Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждыйурок имеет преемственную связь по направленности педагогичес­ких задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсив­ ности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.
  • Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного материала.
  • Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения. Разнообразие содержания, методики ипроцессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.
  • Обеспечение травмобезопасности урока. Повышенная травмоопасность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигатель­

    ная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно-воспитательного процесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, Б ывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная орга­низация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопас-ностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяют исключить травмирование на уроках.

  • 8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной дея­тельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оператив­ное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занима­ющихся.

    Структура урока и характеристика его частей. Каждый урок физи­ческой культуры состоит из трех функционально связанных со­ставных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изме­нения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию по­коя за счет постепенного повышения функциональной работо­способности своих органов и систем. Это называется фазой враба-тывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устой­чивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, ко­торая соответствует заключительной части урока.

    1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель — подгото­вить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются сле­дующие методические задачи:

    — обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;

    — активирование внимания и повышение эмоционального со­стояния занимающихся;

    — обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных фи­зических упражнений);

    — обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и под­готовительных упражнений).

    В подготовительную часть урока включают игровые задания (2— 3 Мин) для активизации внимания и повышения эмоциональногосостояния занимающихся («Класс, смирно!», «Делай наоборот» «Мы не слышим», «Мы не видим» и др.), упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы бега, упражнения в движении; комплекс общеразвивающих уп! ражнении в строю и отдельные специально подготовительные уп­ражнения (на месте в разомкнутом строю) без предметов, с пред­метами и отягощениями; упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др.

    Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся.

    В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочередным воздействием на основные группы- мышц и посте­пенным возрастанием нагрузки.

    Проводя уроки с одним и тем же классом (группой), следует стремиться разнообразить упражнения в подготовительной части, всегда включая в ее содержание элементы новизны. Разнообразие обеспечивается путем обновления в каждом занятии нескольких общеразвивающих упражнений; изменения исходных положений (стоя, сидя, на коленях, лежа); выполнения упражнений преиму­щественно с большой амплитудой и в разных направлениях и плос­костях, под счет и самостоятельно без счета — по заданию; при­менения упражнений с набивными мячами, гимнастическими палками, булавами и др.; применения различных построений.

    Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражне­ния для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

    Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего времени урока и зависит от продолжительно­сти занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

    2. Основная часть урока. Цель основной части — решение наи­более значимых оздоровительных, образовательных и воспитатель­ных задач, предусмотренных учебной программой и планом дан­ного урока.

    В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование ус­военных ранее навыков проводится в середине или конце основ­ной части урока. Упражнения, требующие проявления скорост­ных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движении, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, свя­занные с силой и выносливостью, — в конце. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществ­ляется раньше, чем воспитание общей выносливости. Состав все* упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобь они оказывали разностороннее влияние.

    Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления прой­денного на уроке материала преподавателю следует завершать ос­новную часть подвижными играми и игровыми заданиями и уп­ражнениями с включением движений, разученных на уроке.

    Продолжительность основной части урока зависит от продол­жительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физиче­ской культуры она обычно длится 25—30 мин.

    3. Заключительная часть урока. Цель заключительной части уро-К а — постепенное снижение функциональной активности орга­низма занимающихся и приведение его в относительно спокой­ное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методи­ческих задач:

    — снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойнаяходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, са­

    момассаж);

    — регулирование эмоционального состояния (успокаивающиеподвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

    — подведение итогов урока с оценкой преподавателем резуль­татов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмот­реть дальнейшее стимулирование сознательной активности зани­

    мающихся на последующих уроках);

    — сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

    Длительность заключительной части урока 3—5 мин.

    2. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания

    В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно воз­никающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключе­нию внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быст­ро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваи­вать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость — сложное комплекс­ное двигательное качество, уровень развития которого определя­ется многими факторами. Наибольшее значение имеют высоко­развитое мышечное чувство и так называемая пластичность кор­ковых нервных процессов. От степени проявления последних за­висит срочность образования координационных связей и быстро­ты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу лов­кости составляют координационные способности.

    Под двигательно-координационными способностями понимают­ ся способности быстро, точно, целесообразно, экономно и на­ ходчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

    Объединяя целый ряд способностей, относящихся к коорди­ нации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.

    Первая группа. Способности точно соизмерять и регули­ ровать пространственные, временные и динамические параметры движений.

    Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

    Третья группа. Способности выполнять двигательные дей­ ствия без излишней мышечной напряженности (скованности)-

    Координационные способности, отнесенные к первой группа зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия-

    координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статичес­ких положениях и ее балансировке во время перемещений. Коор­динационные способности, относящиеся к третьей группе, можноо разделить на управление тонической напряженностью и коор­динационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмер­ным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, из­лишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формирова­нию совершенной техники.

    Проявление координационных способностей зависит от цело­ го ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно дви­гательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня раз­ вития других физических способностей (скоростные способнос­ ти, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решитель­ ности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двига­ тельных умений и навыков) и др.

    Координационные способности, которые характеризуются точ­ностью управления силовыми, пространственными и временны­ми параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе об­ратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

    Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития коорди­ нации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ори­ентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий — низкая.

    В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуют­ся неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

    В период от 11 до 13—14 лет увеличивается точность дифференци- ровки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведе­нию заданного темпа движений. Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных коорди­ нации, что обусловлено завершением формирования функциональ­ ной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня в о взаимодействии всех анализаторных систем и завершением фор­мирования основных механизмов произвольных движений.

    В возрасте 14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных коор динаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных лий достигает оптимального уровня.

    В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся це­ленаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчи­ков уровень развития координационных способностей с возрас­том выше, чем у девочек.

    Задачи развития координационных способностей. При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию.

    Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащих­ся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

    Особенно большая роль в этом отводится физическому воспи­танию в общеобразовательной школе. Школьной программой пре­дусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигатель­ных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, ме­тательных движениях с установкой на дальность и меткость, под­вижных, спортивных играх.

    Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой из­бранного вида спорта, во втором — избранной профессией.

    В видах спорта, где предметом состязаний является сама техни­ка движений (спортивная и художественная гимнастика, фигур­ное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более ус­ложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амп­литуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.

    Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движе­ния и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере тре­буется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, ко­торые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переклЮ' чаться с одних точно координированных действий на другие.

    В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации. до максимально возможной степени совершенства.

    Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП)

    Многие существующие и вновь возникающие в связи с науч­но-техническим прогрессом виды практической профессиональ­ной деятельности не требуют значительных затрат мышечных уси­лий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других ана­лизаторов.

    Включение человека в сложную систему «человек—машина» ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, пе­реработки за короткий промежуток времени полученной инфор­мации и очень точных действий по пространственным, времен­ным и силовым параметрам при общем дефиците времени. Исхо­дя из этого, определены следующие задачи ППФП по развитию координационных способностей:

    1) улучшение способности согласовывать движения различны­ми частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);

    2) развитие координации движений неведущей конечности; развитие способностей соразмерять движения по простран­ственным, временным и силовым параметрам.

    Решение задач физического воспитания по направленному раз­витию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:

    — значительно быстрее и на более высоком качественном уровне

    овладевают различными двигательными действиями;

    — постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);

    — приобретают умения экономно расходовать свои энергети­ческие ресурсы в процессе двигательной деятельности;

    — испытывают в психологическом отношении чувства радостии удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.

    Методические подходы и методы воспитания координационных способностей

    При воспитании координационных способностей используют­ся следующие основные методические подходы.

    1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широ­ко используется в базовом физическом воспитании, а также на

    первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигатель­ный опыт, но и развивают способность образовывать новые фор­

    мы координации движений. Обладая большим двигательным опы­том (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

    Прекращение обучения новым разнообразным движениям не­избежно снизит способность к их освоению и тем самым затормо­зит развитие координационных способностей.

    1. 2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятель­ность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физичес­
    ком воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
  • 3. Повышение пространственной, временной и силовой точ­ности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко использует­

    ся в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играхи др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

  • I 4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное рас­слабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызыва­ет определенную дискоординацию движений, что приводит к сни­жению проявления силы и быстроты, искажению техники и преж­девременному утомлению.

    Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тони­ческой и координационной).

    1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состо­янии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значи­тельном мышечном утомлении и может быть стойким.

    Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) раз­нообразные маховые движения конечностями в расслаблен­ном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые про­цедуры.

    2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу рас­слабления).

    Для преодоления координационной напряженности целесо­образно использовать следующие приемы:

    а) в процессе физического воспитания у занимающихся не­обходимо сформировать и систематически актуализировать осоз­нанную установку на расслабление в нужные моменты. Факти­

    чески расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;

    б) применять на занятиях специальные упражнения на расслаб­ление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп.

    Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслаб­ления одних мышечных групп с напряжением других; контроли­руемый переход мышечной группы от напряжения к расслабле­

    нию; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

    Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стан­ дартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный .

    При разучивании новых достаточно сложных двигательных дей­ствий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

    Метод вариативного упражнения со многими его разновидно­стями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативно­сти действий и условий выполнения. К первому относятся следу­ющие разновидности методических приемов:

    — строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых па­раметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную

    силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

    — изменение исходных и конечных положений (бег из положе­ния приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование ко­нечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);

    — изменение способов выполнения действия (бег лицом впе­ред, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и

    — «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

    — выполнение освоенных двигательных действий после воз­действия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

    — выполнение упражнений с исключением зрительного конт­роля — в специальных очках или с закрытыми глазами (напри­мер, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

    Методические приемы не строго регламентированного варьи­рования связаны с использованием необычных условий естествен­ной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местно­сти), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-так­тических действий в условиях не строго регламентированного вза­имодействия партнеров.

    Эффективным методом воспитания координационных способ­ностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо опре­деленными двигательными действиями и т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся дос­таточно физически и координационно подготовлены в предлагае­мом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению ко­ординационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные за­дачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

    3.Причины переутомления в спорте и методы его профилактики

    Утомление характеризует падение выносливости, важнейшего физического качества, связанного с длительным выполнением физических упражнений (марафон и др.)

    Различают фазу компенсированного утомления, когда несмотря на возрастающие трудности, человек может определенное время сохранять пре­жнюю интенсивность работы за счет больших волевых усилий. Если рабо­та продолжается, но ее интенсивность снижается, то мы наблюдаем фазу дскомпенсированного утомления. У более выносливых людей и первая и вторая фазы утомления наступают позже.

    Выделяют 4 основных типа утомления:

    а) Умственное, например, при игре в шахматы, решении математичес­ких задач.

    б) Сенсорное. Наступаете результате напряженной деятельности анализаторов, например, утомление зрительного анализатора у спортсме­нов-стрелков.

    в) Эмоциональное, нервное напряжение перед стартом, после выступ­лений на ответственных соревнованиях, при движениях, связанных с рис­ком, преодолением страха и т.п.

    г) Физическое, вызванное мышечной деятельностью .

    В практике физического воспитания и спорта наиболее полно пред­ставлено утомление, вызванное мышечной деятельностью, т.е. четвёртый тип утомления.

    Механизмы утомления, а следовательно и выносливости при мышеч­ной деятельности, различны, т.е. видов специальной выносливости очень много.

    Физические утомления можно сгруппировать по двум признакам.

    1. В зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе.

    2. В зависимости от интенсивности мышечной работы, точнее от харак­тера нагрузки.

    3. В зависимости от мышечной деятельности, утомления классифицируются следующим образом:

    а) локальное, местное утомление — участвует менее 1/3 общего объема мышц тела;

    б) глобальное утомление - при работе более 2/3 мышечной массы;

    в) региональное утомление — в работе участвуют мышцы, составляющие от 1/3 до 2/3 мышечной массы .

    В физическом воспитании и спорте чаще всего приходится сталкивать­ся с глобальным утомлением, особенно в тех видах спорта, где требуется выносливость (бег на длинные дистанции и средние, лыжные гонки, пла­вание, гребля, велосипедный спорт, коньки и т.д). Расход энергии при глобальной работе весьма значителен, что предъявляет высокие требова­ния к сердечно-сосудистой и дыхательной системам, в силу чего и харак­тер утомления зависит от интенсивности и времени выполнения мышеч­ной работы. Известно, что нормальной реакцией организма на посильную нагрузку является утомление. В случаях, когда тренировочное за­ дание чрезмерно или нерационально по структуре, его влияние может быть отрицательным и привести к перенапряжению, пере­утомлению, перетренированности. Предложено выделять два со­ стояния: общее переутомление, расцениваемое как предпатоло-гическое состояние, и перенапряжение одной или нескольких си­стем или органов, которое может вызвать в них патологические изменения. «Перетренированностью» некоторые исследователи считают перенапряжение (прежде всего нервной системы). Пере­напряжение, так же как и переутомление, может быть относи­ тельно кратковременным или хроническим, что требует соответ­ствующих восстановительных, в том числе и лечебных, меропри­ятий.

    В системе восстановительных мероприятий принято выделять три группы средств: педагогические, медико-биологические и пси­хологические .

    Педагогические средства восстановления. Педагогические средства восстановления являются основны­ми, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов. Они включают в себя:

    • рациональное планирование тренировочного процесса в со­ответствии с функциональными возможностями организма спорт­смена, правильное сочетание общих и специальных средств, оп­тимальное построение тренировочных и соревновательных мик­ро- и макроциклов, широкое использование переключений, чет­кую организацию работы и отдыха;
    • правильное построение отдельного тренировочного занятияс использованием средств для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание пожительного эмоционального фона);
    • варьирование интервалов отдыха между отдельными упраж­нениями и тренировочными занятиями;
    • разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах под­готовки;
    • разработку специальных физических упражнений с целью ускоре­ния восстановления работоспособности спортсменов, совершенство­вание двигательных навыков, обучение тактическим действиям.

    Что касается конкретных средств восстановления, то выбор того или иного из них, а также их сочетания должны о

    Источник: alf425.narod.ru