Тестирование знаний учащихся по предмету «физическая культура».

Близится к концу учебный год. Скоро зазвенит последний звонок, и в школах начнутся выпускные экзамены. Вот уже десять лет прошло с тех пор, как в программу выпускных экзаменов по выбору впервые был включен экзамен по физической культуре, предполагающий оценку не только физической, но и теоретико-методической подготовленности учащихся. Кроме того, по предмету «физическая культура» ежегодно проводится Всероссийская Олимпиада школьников, одна из задач которой – определение уровня знаний учащихся в области физической культуры.

Одной из наиболее популярных форм контроля в образовании в настоящее время является тестирование, основа которого – тест – представляет собой стандартное задание, соответствующее требованиям однозначности, краткости и простоты. Его выполнение позволяет оценить уровень знаний каждого учащегося и определить степень усвоения теоретического материала.

Для оценки знаний учащихся обычно используют тестовые задания, которые по форме ответов бывают открытыми и закрытыми:

а) открытая форма не имеет вариантов ответа – для выполнения такого задания необходимо продолжить или вставить недостающую часть утверждения. От испытуемого требуется произвольный ответ на поставленный вопрос;

б) закрытая форма предполагает наличие вариантов с одним или несколькими правильными ответами, которые испытуемый должен выбрать. К разновидностям закрытой формы относят определенным образом представленные тесты на соответствие и тесты на установление правильной последовательности.

Логической основой формы задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных является закон исключенного третьего. Выбор правильного ответа дает истинное суждение, а выбор неправильного – ложное суждение. Третьего не дано. Из этого следует методическое правило: в каждом задании с выбором одного ответа правильный ответ должен быть, что придает однозначность замыслу самого задания и не допускает противоречивых толкований у испытуемых.

Тестовые задания строятся из заданий в тестовой форме, которые отвечают требованиям соответствия задания цели его применения, кратности, адекватности формы содержанию заданий. Тестовые задания должны соответствовать также следующим требованиям: содержательно-педагогическая корректность заданий; логическая точность и непротиворечивость высказываний; необходимость эмпирической проверки статистических свойств заданий.

Тестовое задание должно формулироваться из точных терминов и не содержать метафор, лишних слов. Некорректно сформулированное задание может продуцировать как правильные, так и неправильные ответы, а то и вызвать недоумение.

Пример терминологически неправильно сформулированного задания Олимпиады школьников Москвы по предмету «физическая культура»:

Отличительным признаком двигательного умения является:

а) автоматизм двигательного действия, стереотипность параметров действия;

б) сокращение времени выполнения;

в) сознательное выполнение двигательного действия.

Или вот, например, некоторые задания Всероссийской Олимпиады школьников по предмету «физическая культура»:

Физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки к трудовой или иной деятельности характеризуется:

а) запасом надежности, эффективности и экономичности работы систем организма;

б) уровнем развития систем дыхания, кровообращения, энергообеспечения;

в) уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта.

Комментарии, как говорится, излишни.

Наиболее важным слагаемым здорового образа жизни является:

а) закаливание организма;

б) рациональное питание;

в) двигательный режим;

г) личная и общественная гигиена.

Все перечисленные факторы, без исключения, являются основой здорового образа жизни. В данном случае бедному школьнику будет очень трудно выбрать правильный вариант.

Идея обоснованности содержания теста тесно переплетается с принципом содержательной правильности тестового задания. Неточно или двусмысленно сформулированные задания, порождающие несколько правильных или условно правильных ответов, вообще не следует включать в тест.

Кроме того, тестовые задания должны быть изложены понятным для всех учащихся языком и соответствовать уровню подготовленности учащихся. В связи с этим еще раз вернемся к тестовому заданию на Олимпиаде школьников Москвы по предмету «физическая культура»:

Бег на сверхдлинные дистанции относят к работе в физиологическом фоне:

а) максимальной мощности;

б) субмаксимальной мощности;

в) большой мощности;

г) умеренной мощности

Создается такое впечатление, что составители этого задания вообще никогда не заглядывали в школьную программу по физической культуре. Некоторые из этих вопросов могут вызвать затруднения даже у студентов физкультурного вуза, не говоря уже о школьниках, которые такие сведения на уроках физической культуры вообще вряд ли получали.

Примерное число заданий должно быть не более 30, чтобы обеспечить достаточную точность педагогических измерений, а общее время тестирования – не более 40 мин. Увеличение времени, как и его уменьшение, снижает дисперсию тестовых результатов, а следовательно, ухудшает дифференцирующую способность всего теста.

Одним из современных требований к тестовым заданиям является технологичность, что позволяет вести процесс тестирования с помощью технических средств и делать это точно, быстро, экономично и объективно. Тесты становятся технологичными, если испытуемые правильно и быстро понимают их содержание и если форма заданий способствует процессу компьютеризации тестирования.

Нужно отметить, что, являясь следствием многих педагогических новаций, тестовые задания позволяют не только получить объективную оценку уровня теоретико-методических знаний учащихся по физической культуре, но и выявить проблемы, возникающие при усвоении данного учебного предмета.

Проведенный нами предметный тестовый контроль теоретико-методических знаний учащихся показал, что тестирование может с успехом использоваться при текущей проверке успеваемости учащихся, подготовке к экзамену по выбору в выпускных классах и к поступлению в физкультурные вузы.

Для контроля и оценки уровня теоретико-методических знаний учащихся выпускных классов по предмету «физическая культура» нами предлагаются тестовые задания закрытой формы. Для этого с помощью конструктора тестов в программе Adobe Flash создан накопитель тестовых заданий, который представляет собой базу данных специальной структуры, используемой для хранения информации о форме и содержании тестовых заданий, параметрах генерации тестов и способах оценивания результатов тестирования.

Пример задания закрытой формы (вид на экране монитора):

Если у вас в школе отсутствует такая компьютерная программа или вы еще не успели ее создать, то можете воспользоваться бумажным вариантом теста. Для этого предлагаем примерные тестовые задания и образец бланка для ответов на вопросы.

По своему усмотрению в зависимости от уровня подготовленности учеников вы можете усложнить или упростить некоторые задания или создать тематические задания, например по истории физической культуры и олимпийского движения, разделам школьной программы по физической культуре, основам здорового образа жизни и т.д.

Тестирование учащихся можно организованно провести на уроке физической культуры, заранее приготовив бланки для ответов.

Приводим пример тестовых заданий.

Оценка «5» ставится за правильное выполнение 25 и более заданий;

оценка «4» – за правильное выполнение 20 и более заданий;

оценка «3» – за правильное выполнение 15 и более заданий;

оценка «2» – за правильное выполнение менее 15 заданий.

Тестовые задания для контроля и оценки теоретико-методических знаний учащихся по учебному предмету «физическая культура»

Вам предлагается ответить на 30 вопросов. В каждом вопросе 4 варианта ответа. Вам необходимо выбрать один правильный ответ. Выбранные вами ответы отмечайте в соответствующей графе бланка для ответов на вопросы тестового задания. Для этого вам необходимо выбрать правильный вариант (по вашему мнению) и обвести кружком соответствующую букву.

Будьте внимательны, отмечая правильные ответы в бланке. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Заполните в бланке для ответов свою фамилию, имя и класс, в котором вы учитесь.

1. Впервые в истории человечества Олимпийские игры состоялись:

Источник: bmsi.ru