СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО

ВЦСПС ЦК ВЛКСМ Комитетом по физической

культуре и спорту при совете

Министров СССР

28.0303.79

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ

Задачи физического воспитания в пионерском лагере

Физическое воспитание в пионерском лагере представляет собой один из важнейших участков работы с детьми и направлено на решение следующих основных задач:

формирование у детей моральных и волевых качеств, содействие военно-патриотическому воспитанию пионеров и школьников;

укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие и закаливание детей;

массовое развитие физической культуры и спорта на основе подготовки и сдачи пионерами и школьниками нормативов 1 и П. ступеней Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороте СССР», проведения массовых спортивных соревнований «Старты надежд»;

массовое обучение пионеров и школьников плаванию;

формирование санитарно-гигиенических и организаторских навыков по физической культуре, закрепление интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Основные требования, предъявляемые к организации

и методике работы

Мероприятия по физическому воспитанию должны:

соответствовать возрасту детей (7-9 лет, 10-11 лет, 12-13 лет, 14-15 лет), состоянию их здоровья, физическому развитию и уровню физической подготовленности;

быть неотъемлемой частью режима пионерского лагеря в объеме не менее 3 часов в день;

способствовать вовлечению в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих в пионерском лагере;

отражать важнейший принцип построения работы в пионерской организации – всестороннее развитие инициативы и самодеятельности детей;

обеспечивать разнообразие занятий, в первую очередь такими видами спорта как плавание, легкая атлетика. подвижные и спортивные игры, туризм, упражнения и игры на местности, преодоление полосы препятствий для детей 10-13 лет;

сочетаться с общественно полезным трудом (посильные работы по благоустройству и поддержанию в порядке мест занятия спортом, изготовление и ремонт простейшего спортивного инвентаря и т. д.).

Руководство, распределение обязанностей,

содержание работы

Руководство физическим воспитанием детей требует четкого распределения соответствующих обязанностей между работниками пионерского лагеря и согласованного осуществления этой работы всем педагогическим коллективом.

Начальник пионерского лагеря

осуществляют общее руководство и несут ответственность за постановку физического воспитания в пионерском лагере;

создают условия в пионерском лагере для активных занятий физической культурой и спортом пионеров и школьников.

Педагог по физическому воспитанию:

осуществляет общелагерные массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, работу секций по видам спорта, организует туристические походы, подготовку значкистов ГТО на каждую смену;

проводит методическую и инструктивную работу с педагогами-воспитателями и вожатыми пионерских отрядов, а также с физкультурным активом;

организует и проводит совместно с физкультурным активом, руководителем по плаванию, пионервожатыми и воспитателями физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, в т. ч. утреннюю гимнастику, занятия спортивных кружков, групп, команд;

организует и проводит совместно с активом и педколлективом общелагерные физкультурно-оздоровительные, спортивные и туристические мероприятия: спартакиады, игры «Старты надежд», соревнования по многоборью ГТО, туристические походы, праздники и спортивные встречи с соседними пионерскими лагерями;

организует совместно с инструктором по плаванию занятия по обучению детей плаванию, праздники на воде, мероприятия по закаливанию пионеров и школьников;

проводит совместно со старшим пионерским вожатым и активом общелагерные игры на местности, военно-спортивную игру «Зарница»;

осуществляет руководство физкультурно-оздоровительными мероприятиями в отрядах, самостоятельными занятиями детей физическими упражнениями и играми;

совместно с активом готовит места занятий по физической культуре и спорту, организует обеспечение спортивных занятий инвентарем и оборудованием;

осуществляет контроль за проведением мероприятий по физической культуре и спорту, закаливание в режиме лагеря; ведет учет результатов работы по обучению детей плаванию и сдачи норм комплекса ГТО, выдает документы лицам, сдавшим нормы комплекса ГТО и спортивной классификации, проводит мероприятия, представляет отчет о работе за смену.

Инструктор по плаванию:

совместно с педагогом по физическому воспитанию участвует в проведении всех физкультурно-оздоровительных, спортивных и туристических мероприятиях;

организует и проводит мероприятия по закаливанию, занятия по обучению пионеров и школьников плаванию, приемам спасания и оказания первой помощи тонущим;

организует и проводит соревнования по сдаче норм комплекса ГТО, на приз «Нептун»;

готовит инвентарь для обучения детей плаванию.

Вожатый пионерского лагеря:

проводит совместно с руководителями физической культуры и плавания учебно-тренировочные занятия по физической культуре и спорту, плаванию и туризму, внутриотрядные соревнования по программе детских спортивных игр «Старты надежд», комплекту ГТО и различным видам спорта, комплектует команды для участия в общелагерных соревнованиях;

обучает пионерский актив играм и физическим упражнениям, организует со своим отрядом утреннюю гимнастику, занятия по физической подготовке, экскурсии и походы с играми на местности;

организует и проводит совместно с врачом мероприятия по закаливанию;

наблюдает за выполнением режима дня пионерами отряда;

Педагог-воспитатель:

принимает активное участие в проведении всех массовых мероприятиях по физической культуре и спорту в отряде и лагере в целом;

обеспечивает педагогическую направленность в самодеятельных занятиях детей играми и физическими упражнениями.

Все мероприятия физкультурно-оздоровительного и спортивного характера проводятся в пионерском лагере под контролем и активным участием медицинских работников.

Основные формы работы по физическому воспитанию

в пионерском лагере

1. Утренняя гимнастика.

Проводится ежедневно, в обязательном порядке в течение 10-15 минут и состоит

из 7-10 упражнений, повторяющихся по 5-6 раз каждое.

Комплексы упражнений для утренней гимнастики составляются для детей разных возрастных групп педагогом по физическому воспитанию совместно с врачом. В течение смены проводится два-три комплекса упражнений.

Занятие рекомендуется начинать с более простых и легких упражнений (Ходьба, легкий бег, дыхательные упражнения и др.), затем включать упражнения на координацию, упражнения с большой амплитудой движений, воздействующие на большие группы, чередуя нагрузку на разные группы мышц. В конце занятий необходимо привести организм в относительно спокойное состояние, что достигается снижением темпа выполнения упражнений (спокойные упражнения, махи, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и т. п.).

Занятия должны проводиться на открытом воздухе; в дождливую погоду – в хорошо проветренных помещениях (террасах и др.). Форма одежды: трусы, майки, тапочки – у девочек, трусы, тапочки – у мальчиков.

Во время проведения утренней гимнастики педагог по физическому воспитанию должен следить за осанкой, правильностью выполнения упражнений. Целесообразно проводить утреннюю гимнастику не всем составом лагеря, а небольшими группами – пионерским отрядом, объединяющим детей одной возрастной группы.

Утреннюю гимнастику рекомендуется заканчивать закаливанием водой.

Детям подготовительной медицинской группы разрешаются занятия утренней гимнастикой с ограничением характера упражнений и нагрузки или подбором специального комплекса.

2. Занятия физической подготовкой в пионерских

отрядах и звеньях

Строятся на основе освоения техники и навыков движения в различных видах спорта, в том числе: легкой атлетике, плавании, гимнастике, играх, преодолении полосы препятствий, туризме и т. д. В занятия включаются также упражнения на местности. Занятия должны отличаться разнообразием в подборе упражнений, эмоциональностью, строгой дозировкой нагрузки, соответствовать возрасту, полу и физической подготовленности детей. Занятия по обучению детей плаванию являются обязательными. Общий объем занятий составляет не менее 3 часов в день.

Занятия связываются с подготовкой к сдаче норм комплекса ГТО, соревнованиям по программе детских игр «Старты надежд» и военно-спортивной игры «Зарница».

3. Прогулки, экскурсии и походы с играми на местности.

Проводятся в звеньях, отрядах и одновременно несколькими отрядами. В походах обязательно участие медицинского работника. В середине или в конце смены лагеря проводятся военно-спортивные игры.

Туристические походы в пионерских лагерях должны проводиться, как правило, не более двух раз в смену по утвержденным местным советом по туризму маршрутам.

Перед походом необходимо от местной санэпидстанции получить данные о санитарно-эпидемическом состоянии местности, провести разведку маршрута, определить источники водоснабжения. наметить места для купания и ночлега.

Все участники похода должны пройти медицинский осмотр. При проведении туристических походов в зависимости от возраста детей рекомендуются следующая длительность перехода, скорость передвижения и вес переносимого груза:

Длительность

походов

Возраст участников

Общая длинна перехода в оба конца (км)

Скорость движения (км/час)

Первоначальный вес груза (кг)

Источник: pandia.ru