Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей" width="89" height="39" align="LEFT" />- подготовка физкультурного инвентаря (набивной мешочек и др.),

- изготовление атрибутов для подвижных игр, для физкультурного досуга и праздника (фишки, эмблемы, и др.);

- составление таблиц, распределение физических упражнений по возрастным группам на основе программы;

- систематически совершенствовать навыки выполнения физических упражнений, входящих в программу детского сада;

- повышать уровень личной физической подготовленности;

- упражняться в объяснении физических упражнений, указаний, в подаче команд, распоряжений на разных этапах обучения.

Указания к выполнению самостоятельных заданий даются в процессе занятия (11).

В курсе методики физического воспитания и развития детей, как предлагает А. Шестова, преподаватель использует разные виды самостоятельной работы. К ним относятся беседы, доклады, составление альбомов, схем, фотоматериалов. Кроме того, студенты самостоятельно составляют план изложения новой темы на уроках (45).

По мнению Валеевой А.М. самостоятельной работой в процессе преподавательской практики занимаются на занятиях и внеаудиторно. Здесь управление самостоятельной работой предполагает непосредственное и косвенное воздействие преподавателя. Если вначале он является источником информации, то затем становится организатором и координатором занятия.

Вызывает принципиальное выражение понимание самостоятельной работы при обучении физическому воспитанию только как репродуктивной деятельности, в процессе которой студент выполняет лишь тренировочные упражнения. Даже в условиях косвенного воздействия преподавателя возможна неподготовленная и инициативная деятельность, а также стимулирование творчества и мышления. Именно спонтанность предполагает самостоятельность в выборе содержания, проявление мыслительной активности (4).

Организация самостоятельной работы в педагогическом колледже предполагает направленность на такие формы ее проведения, которые являются методически важными для формирования основных функций будущего педагога (конструктивно-планирующей, мотивационно-стимулирующей, коммуникативно-обучающей).

Роль преподавателя предполагает косвенное и непосредственное управление деятельностью студента, а также организацию и корректировку процесса подготовки и проведения самостоятельной работы (4).

Полезно предложить студентам, по мнению Семушиной Л.Г. Борщанской Б.Р. Подлесской Н.С. проанализировать конспекты товарищей и дать им оценку. Так студенты приобретают опыт педагогической деятельности. Так же целесообразно дать практическое задание - составить советы родителям по конкретным вопросам по закаливанию, воспитанию гигиенических навыков в домашних условиях (31).

Благодаря приобретенным знаниям, студентам доступны следующие виды самостоятельной работы, которые выделила Шестова А. ( 44 ):

Подбор различных упражнений и игр для каждой возрастной группы (на практических занятиях);

Придумывание подвижной игры или нового варианта известной игры; подготовка сценариев спортивных праздников; составление плана физкультурного занятия или плана комплекса утренней гимнастики для каждой возрастной группы;

Правильная организация работы с книгой (текст учебника должен не механически повторяться, а дополняться новыми примерами, дополнительными упражнениями). Если содержание темы доступно студентам, то они изучают ее самостоятельно;

Использование памятки.

Формирование у студентов умения самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке информации - одна из важнейших задач. Самостоятельная работа является незаменимым средством развития познавательных способностей, - считает А. Шестова ( 45 ).

Перегуда В.Н. (1991) выделил следующие моменты организации самостоятельной работы:

Форма и содержание самостоятельной работы студента должна иметь оптимальную мыслительную нагрузку. Только через синтез, анализ, абстракцию, обобщение и другие формы мыслительной деятельности она может быть результативной.

По возможности вся работа должна иметь творческий характер;

Необходимо учитывать специфику работы, предусматривать варианты заданий на развитие умений и навыков, необходимых воспитателю, заведующему, старшему воспитателю.

Теоретический и практический курс, по мнению Перегуды В.Н. познания соединяются через такие виды самостоятельной работы, как составление рецензий, аннотаций на литературу, самостоятельная разработка вопросов для анализа различных форм организации физического воспитания, разработка тезисов консультаций, семинаров-практикумов, педагогических лекториев для родителей ( 27 ).

Исследования ученых-педагогов и психологов, как считает Пидкасистый П.И. (19), позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка студентов к самостоятельной деятельности.

Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных средствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индивидуальным и дедуктивным выводам.

Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Таким образом, по мнению Валеевой А.М. можно не только дифференцировать содержание самостоятельной работы и гибко регулировать и постепенно увеличивать ее объемы и промежутки во времени между получением заданий студентами и контролем их выполнения.

Таким образом, можно сделать вывод, насколько разнообразны используемые виды самостоятельных работ студентов, и, естественно, основной задачей любого студента должно быть стремление к самостоятельной деятельности.

Глава II. Экспериментальное выявление особенностей самостоятельной работы студентов педагогического колледжа

При изучении опыта работы педагогов Клинцовского педагогического училища (с 01.09.2006 – является колледжем) был использован опыт преподавателя методики физического воспитания и развития детей.

В Клинцовском педагогическом училище нами был изучен и проанализирован рабочий тематический план занятий по методике физического воспитания и развития детей. Изучение и анализ опыта работы преподавателей по руководству исследовательской деятельностью студентов проводился на базе Мезенского педагогического колледжа и Клинцовского педагогического училища.

В качестве основного метода при изучении опыта были использованы метод беседы (с педагогами, ведущими дисциплину «Методика физического воспитания и развития детей») и анализ документации (государственный образовательный стандарт, рабочая программа дисциплины, планы работы). Благодаря этим методам, были получены нижепредставленные результаты.

Из беседы с Лелетко Ниной Ивановной, с двадцатилетним стажем работы, мы узнали, что при преподавании курса «Методика физического воспитания и развития детей», она опирается на Государственный образовательный стандарт для специальности 0313 «Дошкольное образование» и рабочую программу дисциплины.

В целях самообразования, преподаватель использует множество разнообразной литературы: это учебники (Хухлаева Д.В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» (1984); Глазырина Л.Д. Овсянкин В.А. «Методика физического воспитания» (1999) и др.), журналы («Дошкольное воспитание», «Педагогика», «Специалист» и многие другие), методические пособия. Эта литература была рекомендована ею нам для использования при написании выпускной квалификационной работы.

В практике преподавания методики физического воспитания и развития детей преобладают занятия практического характера. Изучив учебно-тематический план, дисциплины, мы увидели, что практическим занятиям отводится более 50% от общего количества аудиторных часов.

По словам преподавателя, в ходе таких занятий, учащиеся овладевают практическими умениями, закрепляют полученные теоретические знания. Также, занятия практического характера помогают учащимся овладевать двигательными навыками, знакомиться с основами методики проведения физических упражнений, техникой их выполнения и навыками составления планов-конспектов физкультурных занятий, утренней зарядки, подвижных игр и других форм работы по физическому воспитанию в детском саду. Учащиеся также учатся составлять перспективные и календарные планы работы, разрабатывать программы и сценарии физкультурных праздников, составлять консультации и рекомендации для родителей и воспитателей. Все эти виды работы проходят под чётким руководством преподавателя; Нина Ивановна Лелетко чётко ставит задачи и даёт инструктаж работы, проверяет теоретическую и практическую готовность учащихся, обращает внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентирует учащихся на самоконтроль. Так же мы выясним, что важным для формирования самообразовательной компетенции является не только то, научится ли студент работать самостоятельно, но и то, будет ли он делать это после окончания педагогического колледжа в изменившихся условиях жизнедеятельности. Одним из содержательных компонентов перспективной самостоятельной работы является работа студента над своими типичными ошибками и собственными резервами совершенствования педагогических навыков. Для того, чтобы сделать эти недочеты объектами сознательной целенаправленной работы самого обучающегося, целесообразно фиксировать их в специальной индивидуальной карте профессиональной подготовки студента и давать индивидуальные задания. Эти задания должны быть направлены на устранение соответствующих пробелов путем дополнительной работы по учебным пособиям, сознательного введения студентам в свою работу новых умений, с которыми связаны ошибки.

Мы выяснили, что на самостоятельную работу отводится очень мало времени, поэтому над устранением ошибок работают на практических занятиях. Для работы со студентами мы выбрали раздел «Основные формы организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении» в частности - физкультурные занятия и утренняя гимнастика – для самостоятельной деятельности студентов. Самостоятельно студенты выполняют планы, конспекты. Эти задания нами будут включены в работу студентов. Таким образом, мы предлагаем задания студентам «составить план и конспект на темы «физкультурные занятия» и «утренняя гимнастика»

Также предлагаем студентам сделать картотеку по данной теме.

Вначале вводим игру по уже изученным книгам студентами в процессе обучения, которые связаны с темой и те, с которыми студенты работали при подготовке к данным темам.

Игра «Угадай книгу по аннотации».

Карточки с аннотациями по книгам:

- Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. –М.,1992.

В пособии рассказывается об организации различных спортивных игр и упражнений в детском саду, даются советы по методике их проведения. Рассказано о методике проведения популярных физкультурных праздниках, днях здоровья, физкультурных досугов.

- Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада/ составитель А.В.Кенеман; под ред. Т.И.Осокиной. – М. 1988.

В пособии представлены наиболее распространенные игры, в которые дети играют на физкультурных занятиях и в свободное время; предлагаются методические рекомендации по использованию игр в целях нравственно – патриотического, интернационального и физического воспитания дошкольников. Книга красочно иллюстрирована национальными орнаментами и рисунками, поясняющими правила игры.

-Лескова Г.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. -М. 1981.

Пособие подготовлено разными авторами и имеет несколько разделов: в первом разделе описаны методические рекомендации к проведению общеразвивающих упражнений во всех возрастных группах детского сада и примерные упражнения для детей подготовительной к школе группы; второй раздел описывает примерные упражнения для детей младших и средних групп, и третий раздел– примерные упражнения для детей старшей группы.

- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М. 1983.

В книге рассматриваются задачи, содержание и методика педагогической работы по физическому воспитанию во всех возрастных группах детского сада, начиная с первой младшей. Описаны все виды упражнений, а также методика проведения различных подвижных игр.

-Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. – М.,1983.

Пособие написано в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». В нем дается перспективное планирование основных видов движений, раскрываются особенности проведения физкультурных занятий во второй младшей группе детского сада на весь год.

-Фомина А.И. Физические занятия и спортивные игры в детском саду.- М. 1984.

В пособии представлены опыты работы по физическому воспитанию в подготовительной к школе группе детского сада. Автор дает примерные планы занятий по физической культуре. комплексы утренней гимнастики, подвижные игры и спортивные развлечения для проведения с детьми 6-7 лет.

- Хухлаева Д.В. Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет в малокомплектном детском саду.-М.,1992.

Пособие написано в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». В нем дается перспективное планирование основных видов движений, раскрываются особенности проведения физкультурных занятий в младшей группе детского сада.

-Фролов В.Г. Физические занятия, игры и упражнения на прогулке. –М.,1986.

В пособии представлены опыты работы по физическому воспитанию в детском саду на прогулке. Автор дает примерные планы занятий по физической культуре. комплексы утренней гимнастики, подвижные игры и спортивные развлечения на воздухе.

В заключение следует остановиться на некоторых путях улучшения самостоятельной работы по подготовке к текущим занятиям по практическим дисциплинам. Эта форма работы требует значительного совершенствования. Назовем лишь наиболее важные его направления, отражающие результаты опроса:

обеспечение всех основных тем физического воспитания практическими занятиями; создание и внедрение обучающих игр.

Необходимо целенаправленно развивать у студентов навыки и умения самостоятельной работы.

Подготовить специальные пособия по ее методике, сборники упражнений по практическим занятиям, ориентированные на активную самостоятельную деятельность студентов.

Таким образом, кардинальное улучшение самостоятельной работы по практическому курсу «Методика физического воспитания и развития детей» требует как значительного совершенствования ее традиционных видов, так и всестороннего развития тех ее форм, разновидностей и приемов, которые ориентированы на формирование самообразовательной компетенции.

Эффективность проведения самостоятельной работы и ее особенностей зависит от профессионально-педагогической направленности практических занятий.

II .2. Программа практикума «Диагностика физического развития детей» и технология руководства самостоятельной деятельностью студентов при его реализации

Пояснительная записка.

Практикум «Диагностика физического развития детей» направлен на формирование самостоятельной работы студентов среднего специального учебного заведения. Включение данного практикума в учебный процесс необходимо, т.к. на изучение диагностики физического развития детей в курсе «Методика физического воспитания и развития детей» отводится очень мало часов(1). Полученные данные в результате обследования детей помогают определить дальнейшую программу воспитательно-оздоровительной и образовательной работы с детьми, а также оценить эффективность работы воспитателя и педагога по физической культуре.

Данный курс позволяет изучить состояние проблемы «Диагностика физического развития детей» и овладеть способами самостоятельной работы.

Основная цель данной программы - просвещение студентов по вопросу использования различных методик для диагностики развития детей дошкольного возраста.

Задачи практикума:

1. Расширить знания студентов по теме «Диагностика физического развития детей».

2. Изучить разные подходы к организации и проведению различных диагностических методик оценки физического развития детей дошкольного возраста.

3.Формировать аналитические умения и навыки самостоятельной работы.

4. Убедить в необходимости изучения практикума и овладения основными методиками обследования физического детей.

Программа предусматривает проведение занятий в форме лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, проводимых в учебной аудитории и базовых дошкольных учреждений.

По окончании практикума, студент должен знать:

• определение диагностики и требования к её организации;

• технологию проведения диагностики в различных возрастных группах;

• формы фиксации данных исследования.

И должен уметь:

• проводить обследование физического развития детей;

• обрабатывать результаты исследований;

• делать выводы, давать рекомендации по результатам исследования.

По итогам изучения практикума, студентам выставляется зачёт. Основные условия его получения:

• выполнить весь объём заданий, предусмотренных программой практикума (всего 30 часов);

• предоставить картотеку методик с краткой аннотацией;

• предоставить оформленный доклад;

• предоставить грамотно оформленные рекомендации по организации и проведению диагностических методик;

• сдать документацию по проводимой диагностике (протокол, характеристика на ребёнка, паспорт здоровья ребенка, рекомендации).

Содержание программы практикума «Диагностика физического развития детей»

Диагностика физической подготовленности детей 4-7 лет:

проблемы и пути их разрешения.

Проблема тестирования физической подготовленности детей 4-7 лет, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях различного вида. Основные гигиенические требования, предъявляемые к тестированию дошкольников. Научно-обоснованная система тестирования физической подготовленности детей с учётом особенностей состояния их здоровья и развития.

Диагностика физического развития детей.

Значение диагностики. Технология проведения диагностики в

разных возрастных группах. Форма фиксации данных, система

оценки и обработка результатов.

Современные подходы к организации и проведению диагностики физической подготовленности детей.

Методики исследования физической подготовленности детей

(Лескова Г.И. Ноткина Н.А. Шебеко В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина

В.А. Бочарова Н.И. Бойко В.В. Юрко П.П. Попкова Н.,

Прищепа С. Степаненкова Э.Я.). Оценка сформированности здорового образа жизни родителей.

Исследования Бойко А. Смирнова Н.К. Чупахи И.В. Пужаевой

Е.З. Соколовой И.Ю.

Значение паспорта здоровья в физическом развитии и физическом воспитании детей. Варианты оформления. Основное содержание (семейный портрет, общее состояние здоровья, группа здоровья, уровень физического здоровья, уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, интересы и склонности, уровень развития психофизических качеств).

Учебно-тематический план исследовательского практикума «Диагностика физического развития детей».

Всего: 30 часов. Из них 1 час - лекций; 23 часа - семинарских и практических занятий; 6 часов лабораторных занятий.

Итоговая форма контроля - зачёт.

Источник: xreferat.com