Мотивация и оптимизация процесса физического воспитания подростков

Вышерассмотренные исследования физического состояния различных групп школьников, проживающих в условиях Дальнего Востока, будет более полным, если увязать выявленные тенденции с мотивационным аспектом физического воспитания. Двигательная и спортивная деятельность на различных возрастных стадиях подростков связаны, прежде всего, с формированием физического статуса человека, прожи­вающею в разных условиях среды, а это значит, что необходима концепция управления физическим воспитанием школьников для устранения негативных факторов, влияющих на этот процесс.

Как и в структуре любого поведенческого акта, в структуре, определяющей двигательную деятельность, узловым ведущим момен­том является мотивация (в данном конкретном случае - мотивация к занятию спортом). Она может быть по-разному выражена и неодинаково проявлена у различных возрастных групп, но ее присутствие чувствуется всегда, когда речь заходит о физических усилиях и требует пристального внимания исследователя.

Это и климато-географические условия, и степень урбанизации места проживания человека, и социальные ус­тановки. То есть - тот фон, та внешняя среда, в которой происходит формирование физических навыков подростков.

Немаловажное значение имеют и тесно связанные с обстановочными факторами пусковые механизмы, к которым можно отнести программное обес­печение процесса физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы, роль личности воспитателя-преподавателя, воспитательных воздействий в семье и т.д. На основании этого комплекса факторов вырабатывается система действий со стороны поведенческих и физиологических механизмов, обеспечивающих на каж­дом возрастном этапе подростка тот или иной уровень его физического со­стояния, контроль за оптимальностью этого уров­ня.

Такой подход к рассмотрению проблемы физического совер­шенствования юных спортсменов имеет некоторые преимущества в том, что подчеркивает тесную связь и учет всех тех компонентов, которые прежде различными исследователями рассматривались изолированно. Всю эту цепочку явлений, сопровождающуюся результатом, необходимо представлять в целом при воспитательной работе по обеспечению гармоничного развития человека, поскольку нарушения в каком либо одном звене могут существенно нарушить весь ход индиви­дуального развития. Возможно, с этим связано нередко возникающее угасание интереса подростков к занятию спортом даже и тогда, когда ими достигнуты хорошие результаты.

Среди факторов, существенно влияющих на процесс физической подготовки юных спортсменов. особое место занимают методико-педагогические аспекты. К настоящему времени наработан значительный опыт в области теории и практики организации тренировок. Например, современная спортивная подготовка подростков предусматривает использование самых разнообразных тренировочных средств, где основными являются различные виды бега, циклические упражнения, тренировки методами непрерывного выполнения упражнений (без пауз), методами прерывного выполнения упраж­нения (в чередовании с отдыхом), контрольно-соревновательным методом и т.п.

При этом учитываются такие физиологические особенности человеческого организма как аэробное производство энергии и ана­эробное. В первом случае кислородный путь обработки гликогена дает в 18-20 раз больше молекул АТФ, чем во втором случае – в бескислородном обмене, когда вырабатывается гликолиз. Установлен уровень концентрации молочной кислоты в крови у спорт­сменов в состоянии покоя, он не превышает 22 мг %. Принято считать, что выполняемая работа находится в аэробном режиме энергообеспечения в том случае, если молочная кислота не превышает 36 мг %. Обычно реализуется работа в смешанном режиме, когда концентрация молочной кислоты в крови варьирует от 37 до 90 мг %. При этом энергия поступает за счет аэробных и анаэробных процес­сов. Если концентрация молочной кислоты превышает уровень 90 мг %, то ра­бота выполняется в анаэробном режиме.

Анализ многолетней тренировки бегунов на средние дистанции показал, что основная часть беговой нагрузки выполняется спортсменами в аэробном режиме. Общий объем нагрузок сме­шанного энергообеспечения постепенно увеличивается от разряда к разряду и достигает максимальных величин у спортсменов высокой квалификации. Ана­логичное положение имеет место и при рассмотрении беговой нагрузки ана­эробного режима. В то же время следует отметить, что не зависимо от спор­тивной квалификации бегунов этот вид нагрузки составляет 3-5% от общего объема

Источник: www.medinfluence.ru