Воспитание в детских дошкольных учреждениях

Физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание осуществляются параллельно. Все эти линии развития настолько связаны между собой, что проводимое специальное занятие не может отвечать задачам только, например, умственного или нравственного воспитания. Проводя с дошкольника­ми праздник 1 Мая, мы говорим им о дружбе наро­дов — нравственное воспитание, о весне и цветах — эс

тетическое воспитание, дети читают стихи — умственное воспитание, с ними проводится подвижная игра — физическое воспитание.

Воспитание детей ведется на основе научных мето­дов и принципов: последовательно — от легкого к трудному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному. В дошколь­ной педагогике используют определенные методы: наблюдение, естественный педагогический экспери­мент, изучение дневников родителей и воспитателей по наблюдению за детьми, беседы с детьми и их роди­телями, изучение произведений детского творчества, а также различные виды контроля за физическим и нервно-психическим развитием ребенка.

Физическое воспитание — это целостная система, в которой сочетаются охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ре­бенка, его полноценное физическое развитие. Физи­ческое воспитание направлено на своевременное фор­мирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.

Как известно, недостаточная двигательная актив­ность (гиподинамия) очень распространена среди взрослого населения развитых стран. При этой болез­ни века возникает нарушение деятельности всех систем организма. К сожалению, такое состояние все чаще встречается и у детей дошкольного возраста, которые в первые годы жизни мало ходят, так как родители вместо прогулки возят их в прогулочных колясках, более старшие длительное время проводят у телевизо­ра. В результате нарушается процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ, среди которых самая частая патология — это нарушение жирового обмена.

Большую роль в борьбе с гиподинамией и в общем развитии ребенка играют занятия физкультурой, по­движные игры, особенно если они проводятся во время прогулок на свежем воздухе. Такие прогулки с физио­логической точки зрения можно рассматривать как сложный комплексный раздражитель, благотворно действующий на все анализаторы, способствующий развитию и совершенствованию функций организма.

Двигательная активность тонизирующее действует на центральную нервную систему ребенка. При дви­жениях импульсы от работающих мышц по нервным волокнам достигают подкорковых центров, а оттуда происходит активизирующее воздействие на клетки всех областей коры головного мозга. При снижении двигательной активности воздействие импульсов от работающих мышц на кору происходит недостаточно. Это в свою очередь приводит к изменениям регули­рующей функции мозга, в частности нарушается регу­ляция деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма.

Усиленная работа мышц обеспечивает также усло­вия для повышения обмена веществ, что способствует росту организма (усиливается выделение гормона роста гипофизом). Физические упражнения влияют и на эмоциональное возбуждение. Мышечная работа снижает нервное напряжение и возникшие при этом отрицательные эмоции. При двигательной активности повышается частота дыхания, что улучшает степень насыщения крови кислородом.

Наблюдения, проводимые учеными, показали, что дети, раньше начавшие самостоятельно ходить, отли­чаются более быстрым совершенствованием речи. Дальнейшие длительные наблюдения за этими детьми выявили более высокие показатели учебной деятель­ности их в школе.

Мощным средством укрепления здоровья и пра­вильного физического развития является закалива­ние. Выдающиеся отечественные врачи, общественные деятели и педагоги подчеркивали важную роль зака­ливающих процедур в профилактике заболеваний. Первая книга в России о закаливании детского орга­низма Г. Н. Сперанского была опубликована в 1910 г. В дальнейшем были разработаны физиологические основы метода и правила закаливания ребенка с ранне­го возраста.

Основными условиями проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий являются постепенность, систематичность, последовательность, индивидуаль­ный подход и учет эмоционального состояния ребенка. Важное значение имеет учет местных климатогеографических условий, т. е. правильное использование при­родных закаливающих факторов: воздуха, солнца и воды. Оздоровительно-закаливающий комплекс включает такие факторы, как воздушные и темпе­ратурные условия детских учреждений, соответствую­щая одежда детей в помещении и на прогулке, на занятиях физкультурой и пр.

Для осуществления задач физического воспитания детей необходимы следующие условия: соответствующая культурная обстановка (условия жизни ребенка);

ü соблюдение гигиенических правил;

ü регулярное, достаточное и полноценное питание;

ü устойчивый правильный режим, создающий воз­можности для нормальной жизни ребенка, его актив­ной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.

При выполнении этих условий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной и воспи­тательной работы в семье и в детских учреждениях.

Умственное воспитание — это формирова­ние у детей представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствование ощущений и восприятий, развитие внимания, вооб­ражения, мышления, речи, игры. Умственное воспи­тание не сводится только к расширению объема при­обретаемых детьми знаний, но также развивает лю­бознательность и умственные способности, формирует простейшие способы умственной деятельности и выра­батывает волевые реакции и поведение ребенка.

Умственное развитие — это количественные и каче­ственные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка. Развитие это протекает на основе опыта, приобретаемого ребенком, и под влия­нием воспитательных воздействий.

Ежедневная умственная нагрузка необходима для развития и укрепления здоровья ребенка, так как она способствует стремлению детей к творческой деятель­ности. Стремление к поиску целенаправленной дея­тельности, как известно, проявляется в самом раннем детстве.

Дети дошкольного возраста при неправильном воспитании иногда праздно проводят время, что является весьма опасным. Еще в XVIII в. выдающийся медик К. В. Гуфеланд отметил, что бездельники и лентяи старятся и дряхлеют значительно раньше времени. Современная наука еще не может полностью объяснить, почему это так происходит. Для правиль­ного умственного развития детей необходимо:

наличие соответствующих игрушек и пособий для проведения специальных занятий и самостоятельной игры;

ü положительное общение детей со взрослыми и между собой;

ü своевременное развитие у детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений, т. е. формиро­вание сенсорной культуры;

Источник: www.refsru.com