Задачи воспитания

Цель воспитания как система распадается на составные части – общие и конкретные задачи. Глубинная перестройка общества и школы, вызвавшая пересмотр и переориентацию целей воспитания, породила множество противоречий в определении конкретных задач воспитания. Эти противоречия не только не устранены, но стали еще острее. В связи с этим нам придется рассматривать как традиционные для общей цели всестороннего и гармонического развития задачи, так и новые, вызванные к жизни рыночными процессами, принятыми концепцией и национальной (федеральной) программой развития образования в стране. Воспитательная система инертна и от укоренившихся традиций избавляется медленно, даже если ставится задача коренным образом ее изменить. Напомню, что в нашем случае требуется не разрушить данную систему до основания, а лишь модернизировать, осовременить, привести в соответствие с новыми реалиями жизни.

Традиционными для отечественной воспитательной системы являются следующие составные части: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Своими корнями они уходят в древнейшие воспитательные системы.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований личности. Его главная задача – вооружить обучаемых системой знаний основ наук. Получает поддержку идея продуктивного образования – вооружения школьников необходимыми для осуществления их личных планов и намерений знаниями, умениями и навыками, опираясь на которые они смогут реализовать свою жизненную стратегию. С этим связана намеченная профилизация старшей школы.

Большинство философов и педагогов по-прежнему отводят школе главную роль в формировании основ мировоззрения. Мировоззрение – система взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения объяснять эти явления и определять свое отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания следующие:

– усвоение определенного объема научных знаний;

– формирование мировоззрения;

– развитие умственных сил, способностей и дарований;

– развитие познавательных интересов;

– развитие потенциальных возможностей личности;

– формирование познавательной активности;

– развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общей и специальной подготовки;

– вооружение учащихся методами познавательной деятельности.

Непреходящая ценность умственного воспитания как важнейшей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей, широкой общественности вызывает направленность (направленность – специальный термин) умственного воспитания, содержание которого по инерции все еще нацелено не на развитие личности, удовлетворение ее запросов, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т.д. Все еще недостаточное внимание уделяется приобщению школьной молодежи к общечеловеческим ценностям, созданию условий и возможностей для самореализации каждого ученика, удовлетворения его запросов. В результате утрачивается не только гармония образования, но и целесообразность его получения.

Общественные деятели, ученые всех стран мира, в том числе и нашей, обеспокоены непрекращающейся идеологизацией образования, деформацией истинного содержания научных знаний, уводящей молодые умы в субъективизм идеологических противостояний. Педагоги требуют коренной перестройки содержания образования, которое невероятно разрослось в процессе некритического отбора. Необходимо осуществить скорейшее структурирование основных идей и знаний, облегчающее их понимание и практическое применение.

Реализация задач интеллектуального воспитания осуществляется с учетом личных и общественных потребностей, в среде гуманистических отношений, на основе закономерностей интеллектуального и духовного формирования человека и с опорой на возрастные возможности.

Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех известных миру воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания следующие:

– укрепление здоровья, правильное физическое развитие:

– повышение умственной и физической работоспособности;

– развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

– обучение новым видам движений;

– развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

– формирование гигиенических навыков;

– воспитание нравственных качеств: смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма;

– формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;

– развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура – обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание и политехническое образование. Трудно себе представить современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, в которых формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи – формирование интереса к производственный деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, т.е. такой труд, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд характеризуется: 1) материальным результатом; 2) организацией; 3) включением в систему трудовых отношений всего общества; 4) материальным вознаграждением.

Несомненно, с организацией производительного труда школа испытывает большие трудности, которые в связи с переходом на новые условия хозяйствования не только не снижаются, но, наоборот, увеличиваются. В школах продолжает преобладать утилитарный учебно-производственный труд. Часто это лишь формальный придаток к школьной учебе, средство искусственной профессионализации общего образования. Такой труд слишком слабо связан с целью всестороннего и гармонического развития личности, перспективными тенденциями современного производства, потребностями, интересами, запросами школьников. Воспитательное значение такого труда невелико. Кризис "трудовой подготовки" в школе стал глубоким и очевидным. Свой вариант решения проблемы предлагают санкт-петербургские ученые под руководством академика Е. Башмакова: превращение всех предприятий населенного пункта в своеобразные школьные классы для получения реальной трудовой подготовки выпускников (так называемый проект СAS (City As School)).

Перестройка школы требует эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы, включающие целый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных кооперативов, малых предприятий, фирм, других бизнес-структур, представляющих собой хозрасчетные предприятия, действующие по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

Нравственное воспитание. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, а для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, чти хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства – это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе социального развития. Непреходящие нравственные качества – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Нравственное воспитание лежит в основе духовного развития человека. От простого соблюдения общепринятых норм и требований до глубокого осознания ценностей и потребности подчинить свою жизнь духовному возвеличиванию пролегает путь духовного развития. Разумеется, современная, во многом утилитарная и прагматичная школа не может ставить перед собой главную задачу духовного развития человека, сконцентрировать на этом все свои усилия. Однако и уходить от проблемы, как это было в прежние атеистические времена, она тоже не должна. Многие педагоги, философы, священники небезосновательно полагают, что в школу нужно вернуть изучение если не Закона Божьего, то основ вечной мудрости – философии. Думается, второй вариант наиболее примелем для такого пол и культурного государства как Россия. Автор учебника уже выступил с предложением ввести в учебные планы интегрированный курс духовного направления "Человек, его жизнь и счастье".

Эмоциональное (эстетическое) воспитание – еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.

Задачами приобщения являются:

– формирование эстетических знаний;

– воспитание эстетической культуры;

– овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

– формирование эстетического отношения к действительности;

– развитие эстетических чувств;

– приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

– развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;

– формирование эстетического идеала;

– формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.

Эстетическое воспитание в современной школе еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетического воспитания. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искусства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.

Полноценное духовное развитие школьников, о котором мы говорили выше, тесно связано с эмоциональным воспитанием и практически немыслимо без глубокого развития чувств. Сегодня нас тревожит отчуждение молодежи от культуры, снижение образовательного уровня, эмоциональная бедность, неадекватная оценка своего и чужого поведения, откровенное игнорирование общечеловеческих ценностей. Цель и задачи воспитания поэтому необходимо регулярно пересматривать, чтобы успевать за реалиями жизни.

Перечень задач современного воспитания, несмотря на все наши попытки минимизировать его, имеет тенденцию к расширению. Как бы мы ни старались выбросить из этого перечня задачи национального, идеологического, экономического, экологического, полового воспитания, ничего не получится. Они находятся как бы па стыках традиционно выделяемых частей воспитания. Если задачи выделять не для отдельных составных частей воспитания, а для всей системы, то их структура представляется несколько иной. Предлагая ее в дополнение к изложенной, пытаемся сохранить преемственность между традиционными положениями отечественной педагогики и стучащимися в дверь новыми требованиями.

1. Духовное и нравственное воспитание:

– развитие представлений о духовной жизни человека, путях обретения духовности;

– воспитание моральных понятий, суждений, чувств и убеждений;

– усвоение привычек духовного и нравственного поведения;

– привитие навыков делать моральный выбор в жизненных ситуациях;

– воспитание ответственности за сделанный выбор, за свои поступки;

– развитие потребности постоянного морального самоусовершенствования.

2. Интеллектуальное воспитание:

усвоение обязательного минимума практических и мировоззренческих знаний;

– развитие познавательных сил, способностей и дарований учеников;

– удовлетворение запросов, потребностей обучаемых;

– развитие потребности учиться, постоянно пополнять свои знания.

3. Физическое воспитание:

– понимание связи между телесным и духовным;

– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;

– формирование потребности и привычки постоянно следить за своим физическим и духовным развитием.

4. Трудовое воспитание:

– понимание назначения человека, смысла и направленности его труда;

– формирование привычки много и настойчиво работать;

– привитие ответственного отношения к любой работе;

– воспитание готовности несколько раз поменять работу на протяжение жизни.

5. Эмоциональное воспитание:

– формирование представлений о связи духовного и эстетического;

– привитие навыков гуманного отношения к людям;

– развитие готовности прийти на помощь;

– воспитание привычек культурного поведения;

– формирование небезразличного отношения к жизни;

– развитие эстетичных чувств, вкусов.

6. Экологическое воспитание:

– формирование представлений о вечной гармонии человека с природой;

– приобретение необходимых знаний об окружающей среде;

– воспитание ответственности за свои поступки по отношению к природе;

– привитие навыков жить в согласии с природой;

– формирование готовности прийти на помощь природе.

7. Правовое воспитание:

– развитие представлений о духовных началах власти, законов;

– усвоение необходимого объема правовых знаний;

– формирование ответственного отношения к своим обязанностям;

– развитие навыков уважения прав и свобод других людей.

8. Половое воспитание:

– понимание духовного смысла продолжения жизни;

– воспитание ответственности за свой выбор и свои поступки;

– воспитание ответственности за свою семью и будущих детей.

9. Экономическое воспитание:

– развитие представлений о духовном смысле жизни, ее материальной стороне, о превалировании духовного над материальным;

– усвоение знаний о действии экономических законов;

– формирование правильных оценок себя, своих возможностей, своего места в жизни;

– привитие навыков планирования карьеры, профессионального роста.

10. Политическое воспитание:

– овладение знаниями о политической системе государства;

– формирование патриотизма, чувства ответственности перед обществом;

– формирование готовности делать взвешенный политический выбор;

– привитие навыков жизни и поведения в гражданском обществе.

11. Гражданское воспитание:

– понимание ведущей идеи, объединяющей людей в многонациональном и поликультурном обществе;

– принятие гражданственности как общего для всех закона жизни;

– овладение знаниями о гражданском обществе;

– подготовка к жизни в гражданском обществе.

Возвращаясь к рассмотренному выше соотношению между

общечеловеческими и национальными ценностями подчеркнем, что последние составляют как бы общую основу, фон, на котором идет формирование общечеловеческих ценностей. Национальное подразумевается всегда, оно не выступает отдельной составной частью цели воспитания, но необходимо присутствует в каждой воспитательной задаче. Образно говоря, это "дух" российской воспитательной системы.

Едете вы в свой родной город, едете на своей машине, уже долго едете. Сожгли 200 литров бензина, а конца пути не видно. Как вдруг выходит на дорогу человек, поднимает руку и вежливо так говорит: "Стойте, приехали. Дальше идите пешком. Сейчас ваша машина выбросит в атмосферу последний критический миллиграмм дыма. Наступит вселенская катастрофа. Все погибнет. Выбирайте". Если этот человек не унесет вовремя ноги, то, скорее всего, услышит: "Ты рехнулся, философ. Мне нужно ехать, и я поеду. Пусть рушится все. Пошел вон!".

Человек с поднятой рукой у обочины дороги – ваш профессор. Сотни раз проигрывался этот сюжет в аудиториях с вопросом: оставит ли человек свою машину даже перед лицом очевидной опасности? Ответ всегда один – нет. Так мы устроены. Мы едем. И будем ехать. До конца. После нас хоть потоп. Даже геенна огненная с личным участием не останавливает больше человека. Уязвимыми и смехотворными выглядят попытки лишить людей того, к чему они уже привыкли, что стало частью их жизни. Да еще надеяться на то, что все это они сделают добровольно, внемля разумным доводам и остановятся, не достигнув роковой черты.

Как поступить человеку с поднятой рукой? Ведь он прекрасно знает, что люди легко верят тому, чего страстно желают (Вольтер); что не слово, а несчастье есть учитель глупцов (Демокрит). Уповать на милость Божию? Или прослыть чудаком, вроде Диогена, призывая если не остановиться, то хотя бы сбавить прыть наращивания безумия? Будем все же стоять у обочины с поднятой рукой.

Ответ на вопрос, чем должно заниматься воспитание в таком контексте, совершенно ясен. Одна из его главных задач – сдерживание человека, получившего в свои руки мощнейшие средства. Среди первостепенных задач – формирование разумной меры потребления благ. Если говорить о сверхзадаче, то современное воспитание должно способствовать возвращению человека к развилке той дороги, на которую он вступил, выбрав путь всепожирающего прогресса. Если с помощью воспитания мы разовьем в человеке потребность самоограничения, довольствования малым и необходимым, мы, безусловно, сделаем людям добро и подтвердим необходимость воспитания.

Прогресс развивает ненасытность человека. Плата за прогресс – это не только сотни тысяч погибающих ежедневно на планете людей, но сонмища мятущихся, потерявших смысл жизни существ. То, что обычно называют прогрессом, есть на самом деле величайшее заблуждение. Среди зачинщиков никто не знал ни его конечной цели, ни масштабов, ни пределов, не мог определить, куда и как повернет развитие человечества, никто не мог предвидеть последствий неуправляемого движения к первоначально благородным и весьма заманчивым целям. Теперь отчетливо видим: то к чему пришло человечество, есть вовсе не вымечтанный утопистами прогресс возвеличения человека. Это регресс, деградация и угасание. Прогрессируем регрессируя, движемся вверх по лестнице, ведущей вниз. Прогрессирующая цивилизация вплотную приблизилась к своему закату.

Пусть каждый сопоставит цифры, характеризующие основные параметры жизни людей на Земле хотя бы за последние 100 лет. Они неумолимо свидетельствуют: на пути своего прогрессивного развития люди получили гораздо меньше того, что они потеряли. В мнимом выигрыше остались единицы, проиграли все. Так и хочется задать вопрос неизвестно кому: к этому ли стремились общества и государства, вставшие на путь прогресса?

Что понимает под прогрессом обычный человек? На вопрос мы получим столько ответов, сколько людей пожелает высказаться на эту тему. Для одних прогресс – это мобильные телефоны и ядерные станции, для других – современные автомобили и телевизионные программы, третьи свяжут его с питьевой водой в пластиковых бутылках, четвертые, может быть, сочтут прогрессом отделанную пластиком квартиру, пятые усмотрят прогресс в применении комбайнов и тракторов для сельскохозяйственных работ, шестые. Найдутся и такие, кто прогрессом объявит развитие науки, распространение грамотности, возможность получать и распространять любую информацию. Медики прогрессом почитают ультразвуковую терапию, астрономы – открытие воды на Марсе, педагоги – внедрение технологии развивающего обучения. Куда как чудно. Знаем больше, передвигаемся быстрее. Завтра будет лучше, чем вчера.

Цена, которую пришлось заплатить за прогресс, страшная, непостижимая никакими доступными человеку мерками. В природе ведь ничего не возникает из ничего. Согласно закону сохранения, сколько прибывает в одном месте, столько исчезает в другом. Сколько получили, столько потеряли. Только получили ненужное, утратили основное.

Для построения, скажем, мобильной связи, пришлось истребить миллионы тонн естественных ресурсов: добыть железо и редкие металлы, вырастить кристаллы, изготовить пластмассу, построить передатчики, опутавшие землю вредоносными лучами, добыть электроэнергию, на производство которой тратятся невосполнимые ресурсы Земли и т.д. Удовольствие, конечно, но какой ценой. Так ли оно необходимо?

Для производства электроэнергии человек расщепил атом, не понимая толком процессов, которые при этом происходит, не представляя ни ближайших, ни дальних последствий своего вмешательства. Создав сеть атомных станций, он сделался заложником неуправляемых процессов, ведь каждую минуту и каждую секунду может наступить ядерный конец света. Зачем же понадобилось столько энергии? Замысел был как бы благородный – для облегчения тяжелого физического труда, но последнего сколько было на Земле, столько и осталось. Подсчеты показали, что более 90% электроэнергии тратится на производство и поддержание средств производства той же электроэнергии. Чтобы добыть уголь, нужна электроэнергия, чтобы добыть электроэнергию уголь нужно сжечь на тепловой станции. Выплавленный металл уходит на постройку машин для добычи руды. Где же и в чем тут выигрыш? Только вред – прямой и очевидный. Страшный. Непоправимый. От прогресса остаются пустыни истребленной земли, которая уже ни питать человека, ни поить его, ни растить, ни защищать не будет.

Что там у нас дальше такого прогрессивного? Чтобы произвести продукты питания, которые Земля раньше давала с избытком и с минимальными затратами труда, приходится производить всевозможные удобрения. Для их производства нужно строить химкомбинаты, сжигать газ, электроэнергию, расходовать воду, развивать транспортные сети. В атмосферу выбрасываются миллионы тонн вредных веществ, которые отравляют среду обитания человека. Человечество в бессилии опустило руки перед реальной угрозой экологического коллапса. Где же и в чем здесь достигнут прогресс?

Может быть, прогрессом назовем пластиковые бутылки, в которых нам сегодня продают питьевую воду? Вода становится непригодной для питья, запасы ее истощаются, в некоторых регионах воды уже нет. Гомоварвар близок к уничтожению первоосновы земной жизни. И вот уже, ничтоже сумняшеся, тратит огромные средства, чтобы хоть как то очистить отравленную воду, подать ее в города. Только опять же, чтобы провести очистку, нужны реагенты, необходимо тратить энергию, а получить ее можно, отнимая все новые ресурсы у природы. Затраты с каждым днем увеличиваются. Цена прогресса, как утверждают, растет в геометрической прогрессии. По прогнозам, уже в ближайшем будущем человечество будет больше всего обеспокоено поисками пресной воды. Вот он страшный и закономерный венец прогресса – человек с пластиковой бутылкой в руках, от которой зависит его жизнь. Кстати, сама бутылка будет разлагаться 300 лет, отравляя все это время землю и воду продуктами своего распада. Проекты транспортировки айсбергов для получения чистой питьевой воды куда как заманчивы. Хотелось бы знать, сколько цистерн понадобится, чтобы доставить ее в Москву. Человек под "кайфом" чадного газа, который при этом образуется, не скоро сообразит, что вода уже не поможет.

На близком горизонте уже маячат продавцы воздуха. В больших мегаполисах появился и этот бизнес. Пророчества Нострадамуса о людях в скафандрах, скорее всего, относятся к весьма ожидаемому уже в близком будущем человеку в маске и защитном костюме. Представляете, как романтично будут знакомиться люди, прикасаясь масками друг к другу? И не говорите, что прогресс несет в себе только негатив.

Как все начиналось? Древний Египет, управляемый жрецами, благоденствовал 50 тыс. лет, а для нас уже в начале третьего тысячелетия отчетливо видна перспектива заката. Те, кто идиотски-наивно искушал простаков – "нам не нужно ждать милости от природы, взять их наша задача" – исходили из собственного больного предположения: то, что есть, уже никуда не денется. Дерзай, человек, иди вперед, наш минимум обеспечен всегда. Построим гидроэлектростанцию, станем освещать города и села, проведем радио, пустим телевизор. Заманчиво. Только, как всегда и везде, просчитались, не обратили внимания на такие пустяки как родничок под горой, ручеек за селом, рощица в овраге.

Впереди прогресса шло скудоумие, забвение вечных заповедей. Если человек позволит себе сдвинуть хоть одну песчинку в построенном Всевышним храме природы, пишут в шумерском клинописном тексте, быть беде. Человек может что-то одолжить, чтобы тут же вернуть. Закон Творца строп и в природе, и в человеке нет лишнего, ненужного.

Получен и ответ на основной вопрос: что движет прогресс? Отнюдь не благое намерение сделать людей более счастливыми. Впереди всего алчность, жестокость, стремление к власти и наживе. Людей, корпораций, государств. Нет такой подлости, которая не была бы совершена для увеличения прибылей, распространения влияния.

За последние 20 лет не появилось ни одного оптимистического прогноза развития цивилизации и жизни на Земле. Один мрачнее другого. Под всеми реальные основания, которым трудно не поверить. Главные тенденции становятся необратимыми, жизненно важные процессы приобрели такую силу и направленность, что остановить их уже невозможно. Вопрос в том, найдет ли в себе силы все человечество и его лидирующие сообщества, к числу которых принадлежит и Россия, правильно оценить достигнутое и перспективы развития.

Человечеству нужно притормозить

Воспитание должно способствовать решению данной задачи. Как оно может это сделать? Простым и естественным путем – ограничением неуемной страсти людей к приобретению все новых благ. Как известно, конца всему этому нет и не будет. Человек так создан. Во все времена философия, религия и воспитание учили его довольствоваться малым. "Без чего может обойтись человек?" – спрашивали Диогена. "Пойдите на рынок и посмотрите", – был ответ. Все, на что люди тратят свою жизнь, для чего истребляют природу, губят себя, никому не нужно. Невозможно обойтись только без необходимого.

Воспитание должно формировать разумную меру потребления

Мысль далеко не новая. Скорее, старая, как мир. Вспомним библейские призывы к самоограничению, строгие посты, направленные против чревоугодия, создание общественной нетерпимости к пьянству и разврату. Вспомним традиции российского дворянства, когда иметь несколько костюмов считалось расточительством, мотовством, вызовом общественному мнению. Даже самый "крутой" барии шил себе один праздничный фрак едва ли не на всю жизнь. Люди понимали – удовольствия обижают природу. Нас бы никогда не было на свете, живи они так, как мы.

Призывы к самоограничению не смолкают. В новой философии воспитания очередная кампания вылилась в практический воспитательный подход сравнительно недавно. В начале 50-х гг. XX в. когда трезво мыслящими учеными были сделаны прогнозы дальнейшего развития жизни на Земле в условиях сохранения набравших уже тогда силу неблагоприятных тенденциях, во всем мире началось движение за разумное потребление, ограничение благ. Школа обязана была прививать будущим гражданам необходимые способы мышления и деятельности для ограничения их желаний. Не оказался в стороне от мирового движения и СССР, где также началась реализация данного проекта. Программа построения коммунизма содержала строгие предписания по этому вопросу. Однако непрекращающееся мировое соперничество перекроило и отбросило все начинания. Амбиции перевесили. Западный образ жизни стал привлекательным и для нас.

Нужно найти силы пересмотреть траекторию жизни. Воспитание должно перейти на решение задач формирования человека сдержанного, экономного, рационального, который довольствуется малым, на формирование общественных ограничений и самоограничений, разумной меры потребления.

Да, это трудно, многие сочтут даже, что невозможно. Проблема затрагивает всех и сразу же переходит на бытовой уровень. Как? У меня отнимут машину, мобильный телефон, Интернет? Трудно тормозить прогресс, но необходимо жертвовать малым ради большего. Без жертвы ничего не будет. Выбирайте – смерть с мобильным телефоном в руках и в чаду собственной машины или жизнь, вполне достойная, но без излишеств и ненужных вещей.

Что должен сделать алкоголик, если он хочет жить, но уже не способен самостоятельно остановиться в своем безумном стремлении выпить всю водку? Или погибнуть, или вернуться туда, откуда он начинал, т.е. к трезвому образу жизни. Третьего не дано. Найдите человека, который бы этого не понимал. Однако продолжаем тешить себя абсурдными иллюзиями: когда нужно, мол, остановимся.

Воспитание, повторим еще раз, есть приспособление человека к жизни. Мы уже видим, куда она поворачивает. Будем и воспитание направлять, потакая настроениям большинства, или же сделаем еще одну, может быть, последнюю попытку гармонизации отношений человека со средой обитания? Заплатим за прозрение чудовищную цену, лишившись половины, как предупреждает прогноз ООН, населения страны? Поставим же среди главных задач воспитания и разумное самоограничение, поможем себе сами справиться с проблемами.

Основы новой духовности

Отчетливо видим: основы прежней духовности разрушены. Кризис духовности нарастает, и вскоре она изживет себя. Пришло время отвечать на вопросы: что есть духовность в наше время, какие духовные ориентиры надлежит принять людям в XXI столетии. Пока мы уходим от решения этих вопросов, возрождая обветшалые религиозные догмы. Однако они уже не станут движущей силой поведения современного

Вспомним: в Советском Союзе в основу духовности был положен атеизм, отрицавший религию и духовность, которую она в себе несла. В капиталистическом мире осталась религия, но и она постепенно растеряла свое влияние на духовность. Выходит, одинаково неприемлемы для создания новых духовных основ и религия, и атеизм.

Атеизм породил лицемерие, ханжество, безразличие к себе и окружающим, леность мысли, себялюбие и другие пороки, что привело к бездуховности людей и к развалу империи. Заметим, что все пороки прошлого мы взяли с собой и стремимся пронести их в будущее. Проблему пытаемся решать, возвращаясь к религии. Правительства и СМИ постсоветских государств, дабы заполнить "духовный" вакуум стали ее усиленно превозносить, олигархи бьют поклоны и осеняют себя крестным знаменем, строят храмы и замаливают грехи. Сознание людей развернули на 180 градусов к "новому духовному источнику".

Но это не выход. Религия, там, где она еще сохранилась, постепенно вырождается, распадаясь на многочисленные конфессии, течения, направления и секты, одинаково неспособные дать людям истинные основания для духовного развития. Прежняя духовность исчезает, а чем ее заменить никто не знает. Необходим исход из обветшалого храма философских догм и духовно-этических норм к принципиально новой парадигме духовности и преображенным нормам.

Духовность может быть основана на двух несовместимых основаниях – вере и знании. Духовность, основанная на вере, может быть и высокой, и правильной, но не достойна Человека Разумного. Достойна его только духовность, основанная на знании. "Есть только одно благо – знание и одно зло – невежество", – читаем объяснения, пришедшие из древнейших цивилизаций.

Духовность, основанная на вере, доступна всем. Знать ничего не нужно, объяснять причинно-следственные связи не положено, следует верить всему, что говорит кумир. Духовность, основанная на знании, доступна только развитым умам. Необходимо все понимать, рационально объяснять, что происходит в мире и с человеком, почему происходит именно так, как происходит, почему не может быть иначе. Это рациональная духовность, которая ведет к осознанию Истины и Творца. Основу ее составляют знания. Человек, понимающий свое назначение, свое место в жизни, свою миссию, и пришедший к необходимым выводам не на основании веры, а в результате знания, может быть назван духовным, ибо что такое духовность, как не признак сознания человека, вместившего в себя систему понятий, явлений, законов, критериев, знаний о своем происхождении и предназначении, которые побуждают строить собственную жизнь и действовать в соответствии с результатами самосознания. Глобальные изменения духовной сущности могут произойти только при условии раскрытия космического назначения Человека Разумного.

Как обрести новую духовность? Путем познания Истины, постепенным освоением все новых и более высоких элементов Знания. Постепенно этот путь введет человека в храм Истины, и у него больше не останется сомнений. Вера уступит место знанию. Знающий человек наконец-то займет положенное ему место в иерархии вселенских биовидов.

Это может произойти скоро, может растянуться па века, а может не произойти никогда. Все зависит от того, как поведут себя правительства, общества, люди, созданные ими системы воспитания. Развитие событий на Земле активно подталкивает человека к новым действиям.

Эсхатологические (пугающие) мысли по этому вопросу высказывает профессор С. П. Поляков, который пишет, что обретение новой духовности будет происходить очень болезненно, с большими жертвами, но иного пути у человечества нет. Особенно тяжелым этот процесс будет в постсоветских государствах и странах третьего мира. Для постсоветских государств обретение новой духовности станет второй ломкой, которая будет сопровождаться бесчисленными потерями. Погибнет все то, что не будет в состоянии обрести новую духовность.

Источник новой духовности – Истина. Только ее постижение делает человека свободным. Духовность, базирующаяся на вере или ложной науке, сделала человека потребителем, который только берет, губит природу и себя самого. Наполнение Земли людьми, лишенными духовных ориентиров, привело к катастрофам и кризисам в социальной сфере, экологии, экономике. Выйти из глобального кризиса человечество сможет только на основе постижения Истины, постижения смысла жизни

На наших глазах создаются видимые очертания будущего мира, в котором будут жить новые поколения людей, опирающихся на новые духовные ценности и ориентиры. Начался процесс глобализации, сопровождающийся многими событиями, которые в конце концов изменят облик мира и сформируют для его нужд нового человека. К таким событиям можно отнести следующее.

1. Формирование единого информационного поля Земли.

2. Создание единого языка (прежде всего научного) для глобального общения.

3. Создание единой экономики Земли, которая будет управляться единым финансовым объединением.

4. Выработка единых культурных критериев для всех жителей Земли при сохранении этносной самобытности.

5. Обеспечение единой политической доктрины для всех государств.

6. Перевод государств третьего мира в экономические колонии с целью физического уничтожения невежества и подъема уровня развития сознания и воли подданных до уровня развитых стран.

7. Отмирание частей общества с низким уровнем развития сознания

8. Постижение всеми гражданами Земли назначения жизни для целей Вселенной.

9. Освоение заблокированных программ нашего мозга, раскрывающих безграничные возможности по созданию материалов с заданными свойствами, овладением энергетикой эфира, безынерционным перемещением, передачей мыслей на расстояние.

Процессы глобализации начались очень болезненно, но без "кровавого пожара" люди не смогут обрести новую духовность. В связи с этим на земном шаре будет непрерывно расти число природных катастроф, которые причинят материальный ущерб и унесут человеческие жизни. Возникнут новые или изменят свой облик старые болезни, против которых будет бессильна классическая медицина. Только через страдание человечество может перейти к новому мышлению, постигнуть новую духовность.

Процесс глобализации нарастает, а осмысление его и формирование новой духовности отстают. Создалось опасное неравновесие. Избыточное количество материальных благ и отсутствие четкой идеи (назначения человека) ведет к потере у молодежи желания развивать собственное сознание и волю, вследствие чего она скатывается в трясину наркотических и алкогольных иллюзий.

Отсутствие знаний о задачах человека во время земной жизни послужило почвой для деградации молодежи. Телесные наслаждения при полном или частичном отключении сознания легли в основу "убивания" времени. Те молодые люди, которые в минуты просветления собственного сознания смогли понять, что с ними происходит, кончали жизнь самоубийством.

Программа желания познания Истины, заложенная Творцом в каждого из нас, требует действия. Молодой человек, не приученный с детства к постижению знания, непрерывно ощущает дискомфорт, тревогу, собственную ничтожность в огромном мире. Появляется желание избавиться от внутреннего давления на психику, уйти от необходимости удовлетворять потребность в знаниях. Самое простое – это не думать. Психологи неосознанно, а корыстные люди вполне сознательно создают условия, удовлетворяющие потребность в отключении сознания молодежи. Количество увеселительных заведений растет из года в год.

Процесс глобализации – это неизбежность, продиктованная всей предыдущей историей. На этапе глобализации будет идти бескомпромиссная борьба между преобладающим пока первобытным и зарождающимся духовным (ноосферным) мышлением. Процесс глобализации будет сопровождаться гибелью "людей дна", поэтому воспитание нового поколения землян должно стать приоритетным для всех, кто хочет жить.

Процесс глобализации ведет к четкому расслоению и отделению интеллектуалов (когнитариат) от невежд (маргиналы).

Зарождение новой духовной цивилизации на Земле уже началось. Во-первых, растет число людей, у которых раньше раскрываются и расширяются их сенситивные способности (открываются участки программ, которые ранее были заблокированы), а во-вторых, у детей ускорились биологические процессы: быстрее окостеневает скелет, устанавливается размер ног, умственное развитие идет значительно быстрее. Нынешние дети уже в 5 классе соображают на уровне десятиклассников прошлого века. Найдены многочисленные способы ускорения обучения, которые должны сокращать путь к освоению глубинных основ мироздания. Однако это, повторимся, не для всех. Маргиналов незачем тащить в новый мир. Простую работу могут выполнять и роботы.

Глобализация заставит людей ускорить процессы образования. Согласно наиболее взвешенной оценке ООН сумма, которая расходуется в мире на образование, равна 2 трлн долл. или 1/20 валового внутреннего продукта. На долю частного сектора приходится приблизительно пятая часть этих денег. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сейчас 2300 млрд долл. США. В развитых странах более половины всех работающих заняты в сферах информационных технологий. Это ли не аргумент в пользу рациональной духовности.

Обретение новой духовности заставит людей произвести жесткую ревизию накопленных наукой знаний. Что же это за наука, которая допускает различное толкование Истины? Истина – одна, все остальное, как бы близко к Истине не стояло, – заблуждение. На начавшемся этапе переосмысление традиционных концепций Истины, реальности, пространства и времени, человеческой природы и морали порождает сомнения, приводящие многих к унынию и разочарованию. Но люди уже начинают ощущать, что стереотипы веры необходимо коренным образом изменять.

Необходимо подвергнуть ревизии устоявшиеся стереотипы в фундаментальной науке, философии, освободив их от балласта заблуждений. Весь этот "научный хлам" дезориентирует людей и не дает возможности добраться до Истины тем, кто стремится к познанию. Только за последние 50 лет XX в. информации произведено больше, чем за предыдущие 5,8 тыс. лет, и ее количество удваивается каждый год. Согласно расчетам группы исследователей из Калифорнийского университета в Беркли человечество ежегодно производит около двух экзабайт информации (210 в 18-й степени). На современном этане необходимо разработать принципиально новый подход к процессу обучения детей во всех областях знания и создать систему поиска необходимой информации по заданным направлениям, избавляя учащихся, инженеров, ученых от рутинной работы и бездарной траты времени, так как человек усваивает всего лишь от одного до двух гигабайт (1-2-10 в 9-й степени) информации в течение жизни.

Источник: studme.org