История физической культуры

Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции

Процесс формирования национальных систем физиче­ского воспитания проходил в начале XIX века на основе развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии.

Рост промышленности, науки и техники, военного дела привел к необходимости улучшения всего дела воспитания и образования молодежи. Это явилось одной из главных причин возникновения гимнастических и спортивно-игро­вых систем физического воспитания. Влияние на этот про­цесс оказали исследования врачей, анатомов, гимнастов, физиологов и педагогов, призывавших использовать физи­ческие упражнения и закаливание организма в целях улуч­шения физического развития молодежи.

Гимнастические системы преимущественно создавались в странах континентальной Европы (Германия, Швеция, Франция). Это было обусловлено особенностями их поли­тического и военного развития. Наполеоновские войны начала ХIХ века, с применением массовых армий требовали большого количества физически подготовленных резервов. Занятия гимнастикой давали возможность обучать кон­кретным двигательным навыкам, соответствующим тактике ведения боя того времени, а также четкому выполнению строевых команд.

Немецкая система гимнастики

Основателями немецкой системы гимнастики были Йо­ганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян, Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снаря­дах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.), во­енно-игровые упражнения, туризм, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины.

Фридрих Ян (1778 - 1852) в 1811 году на лугу Хазен-хайде под Берлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством зани­малась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» - искусство изворотливости (сокращенно — турнен), и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдель­ных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.

Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стали появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой про­длился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.

Систему Яна применительно к школе развил швейцарец Адольф Шписс (1810 - 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику пре­подавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна - Эйзелена - Шписса состояла из:

1) порядковых упражнений;

2) вольных упражнений;

3) упражнений со снарядами — подвижными и непод­вижными;

4) массовых упражнений;

5) игр.

Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако осталь­ные виды физических упражнений — атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт — развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный мате­риал гимнастики. Поэтому во второй половине ХIХ века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимна­стического движения.

Шведская гимнастическая система

Шведская гимнастическая система создавалась по ини­циативе правительства, поручившего ее разработку Перу Хенрику Лингу (1776 - 1830). По его предложению в 1813 году в Стокгольме был открыт гимнастический инсти­тут, существующий и поныне. Основная цель шведской гимнастики - укреплять здоровье молодых людей, гармо­нически развивать их тело, готовить к военной службе. Все упражнения, в зависимости от их целей и назначения, под­разделялись на педагогическую, военную, врачебную, эсте­тическую гимнастику. Пер Линг установил зависимость формы движений от анатомического устройства тела и по этому признаку классифицировал гимнастические упраж­нения. Они включали упражнения для рук, ног, брюшного пресса, спинных и боковых мышц туловища и др.

Концепция П. Линга основывалась на том, что физиче­ское воспитание должно строиться исключительно на зна­ниях, подтвержденных анатомией и биологией. Его свод правил - каждое занятие - замкнутое единство. Оно начи­налось с разминки. Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, спо­собствующих развитию силы. Завершалось занятие при­вычными упражнениями на расслабление.

Узко понимая физиологическую полезность физических упражнений, он исключил упражнения, которые считал вредными для организма, отгораживал от сложных форм двигательного материала спорта.

Работу отца продолжил его сын Ялмар Линг (1799 -1881). Он подробно описал технику выполнения упражне­ний, предложил методику преподавания, разработал струк­туру урока гимнастики. Урок состоял из 14 - 16 серий по­точно выполняемых упражнений для отдельных частей тела в сочетании с упражнениями в равновесии, ходьбе, беге и дыхательными упражнениями в конце урока. Нагрузка в течение урока несколько раз повышалась и снижалась. Что­бы эффективно воздействовать на отдельные группы мышц, авторы системы придумали новые снаряды - швед­скую стенку, бум, скамейку, плинт. Их назначение принци­пиально отличалось от снарядов, принятых в немецкой гимнастике. Там занимающиеся стремились проделать все движения, какие можно было выполнить, а в шведской гимнастике снаряды играли вспомогательную роль. Они либо облегчали, либо затрудняли выполнение движений, в зависимости от поставленных задач, давая возможность изолированно воздействовать на отдельные группы мышц. Для шведской гимнастики были характерны симметрич­ность, прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий, из-за чего крити­ки называли ее «гимнастикой поз». Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнастики.

Таким образом, шведская система содействовала созда­нию основ современной физической культуры за счет ло­кального развития отдельных групп мышц и охраны здоро­вья. Немецкая система — путем физической подготовки и воспитания на коллективной основе.

Французская гимнастическая система

Французская гимнастическая система - создана полков­ником Франциско Аморосом (1770 - 1848). Цель - выра­ботка военно-прикладных навыков. Основные упражнения - ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелезание, переноска груза, плавание и ныряние, борьба, метания, фехтование, вольтижировка и стрельба. В качестве снарядов применяли канаты, мосты, заборы, лестницы. Цель - научить солдата преодолевать пространство и препятствия. Кроме того, Аморос включал в свою гимнастику подготовительные уп­ражнения, сопровождающиеся пением и музыкой, танцы и ручной труд.

При проведении урока Аморос не придерживался какой-либо схемы, а только соблюдал принципы от легкого к трудному, от простых упражнений к сложным, на занятиях учитывал индивидуальные особенности учеников. Он пер­вый ввел письменный учет результатов занятий и кон­трольные карточки на каждого ученика. В эти карточки за­носились данные физического развития занимающихся.

Естественность и военная направленность - основные черты системы Амороса. В этой системе было немало цен­ных методических указаний для проведения занятий гимна­стикой.

Система Амороса нашла отклик за границей. Военные круги многих стран старались возбудить интерес к военной гимнастике. Позднее во Франции стали возникать новые системы гимнастических упражнений, которые во многом сохранили и развили идеи Амороса.

Развитие спортивно-игровой системы в Англии и США. Деятельность Т. Арнольда

Спортивно-игровые системы наряду с гимнастическими были во всех странах мира. Основывались они на иных принципах, нежели гимнастические системы. Основа спор­тивно-игровых систем — упражнения с элементами сорев­нования и направлены они на достижение лучших резуль­татов. Спортивно-игровая система в Англии сложилась раньше, чем в других странах. Обусловлено это было эко­номическим, политическим, культурным развитием, а так­же географическим положением. В связи с тем, что Англия - островное государство ей не нужна была массовая армия.

Помимо этого для захвата чужих колоний Англия создавала экспедиционные отряды, которые нуждались в хорошо фи­зически подготовленных людях. Возглавлялись эти отряды выходцами из колледжей, университетов, военных учебных заведений, где средствами физической подготовки были различные виды спорта и игры.

Ректором одного из таких учебных заведений в местеч­ке Регби (Англия) был Томас Арнольд (1759 - 1842). В то время в английских учебных заведениях нередко наблюда­лись недисциплинированность и непослушание, пренебре­жение школьными правилами, леность и уклонение от ра­боты.

Чтобы добиться перестройки жизни колледжа, Арнольд стал наблюдать за поведением учащихся на спортивных площадках, после чего он пришел к выводу: посредством физических движений и эмоций, связанных с игрой, уча­щаяся молодежь способна формироваться на спортивной площадке, если с этим согласуется воспитательная деятель­ность церкви и школы.

За 14 лет работы Арнольда в Регби сложился новый идеал воспитания - «христианский джентельмен».

Таким образом, закрепление позиций буржуазии приве­ло к тому, что спорт стал привилегией буржуазных и ари­стократических кругов. Стремясь отмежеваться от народа, буржуазные деятели разработали Устав любителей спорта (Англия 1869 г.), по которому людям физического труда запрещалось участвовать в совместных, спортивных сорев­нованиях с выходцами из нетрудовых слоев общества.

Спортивно-игровая система в США создавалась на базе игр, завезенных из Европы, а также на традициях коренных жителей Америки, которым были известны многие игры с мячом, стрельба из лука, метания копий, бег на большие расстояния, прыжки, борьба.

3.2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ (1871- 1917 гг.)

Возникновение рабочего спортивно-гимнастического движения. Развитие спорта и создание международных спортивных объединений

Во второй период Новой истории, который продолжался от Парижской коммуны до Октябрьской революции, усили­ваются противоречия между трудом и капиталом, что при­водит к росту революционного движения народных масс, обостряются противоречия между самими капиталистиче­скими странами. Чтобы ограничить участие народа в рево­люционном движении, правительства многих государств прибегают к различным средствам: спорту, гимнастике, играм.

В этот период образовалось два противоположных на­правления в спорте - гимнастическом движении: рабочее и буржуазное. Противоречия привели к обострению национа­лизма в физкультурных организациях и появлению новых систем физического воспитания, а также к военизации сис­темы физического воспитания.

В 1839 г. в Женеве было создано Всешвейцарское гим­настическое общество, куда входили эмигранты - револю­ционно настроенные рабочие.

После разгрома революции 1848 - 1849 гг. в США в 1848 г. в Филадельфии было создано гимнастическое обще­ство по оказанию помощи рабочим. В 1850 году состоялось его первое праздничное выступление.

Первые рабочие спортивные организации в Германии возникли в 1850 г. Однако «Исключительный закон» про­тив социалистов, принятый рейхстагом в 1878 г. запрещал существование гимнастических клубов.

После отмены этого закона спортивные организации вступили в новый период своего развития. В начале 90-х гг. в ряде городов Германии состоялись собрания рабочих гимнастических союзов (Берлин, Лейпциг). В 1893 г. был основан Германский рабочий спортивный союз и рабочая федерация гимнастики (АТВ). В 1895 г. начала свое суще­ствование рабочая федерация велосипедного спорта. В 1899 г. в Австрии была организована рабочая федерация велосипедного спорта. В 1904 г. в Бельгии образовалась социалистическая федерация гимнастики, а в Англии рабо­чая спортивная федерация гимнастики.

Возникновение новых систем физического воспитания

Сокольская гимнастика. Деятельность М. Тырша. Со­кольская гимнастика берет свое начало в 60-х гг. XIX в. в Чехии. Название «сокол» означает свободу, храбрость и мужество и связано с освободительной борьбой чешского народа. Сокольское движение связано с Мирославом Тыр-шем (1832 - 1884), профессором истории и искусства Праж­ского университета. Именно им была разработана система сокольской гимнастики.

Основой сокольского движения были гимнастические организации. Сокольские общества получили широкое рас­пространение. Их идея заключалась «в стремлении к физи­ческому и нравственному совершенствованию всего наро­да, к развитию в нем национального чувства». С этой целью «соколы» ввели обращение к друг другу «братья», «сес­тры», занимались в единой форме.

Организаторы сокольского движения добивались внут­ренней дисциплины соблюдением точной формы всех дви­жений и строгим выполнением традиций.

Периодически в Праге проводились слеты «соколов», на которых демонстрировались массовые вольные движения и проводились соревнования на различных гимнастических снарядах.

Создавая свою систему, М. Тырш подробно ознакомил­ся с различными гимнастическими системами и взял из каждой то, что в ней было ценного.

Цель гимнастики определяется «соколами» в самом об­щем виде - «укрепить и сохранить человеку здоровье, сде­лать его неуязвимым, дать ему отвагу и хладнокровие, силу и ловкость, проворство, решительность, смелость, наконец, предохранить от последствий односторонних занятий».

Конкретизация указанной цели в виде частных задач от­сутствовала. Классификация упражнений в сокольской сис­теме исходила из внешних признаков движений:

1) упражнения без снарядов (ходьба, бег, маршировка, приседание, стойки, наклоны и др.);

2) снарядовые упражнения (со снарядами - булавы, об­ручи, палки, флажки и гири и др.);

3) на снарядах (на перекладине, брусьях, коне, кольцах, лестницах, шестах, бревне);

4) групповые упражнения (пирамиды, массовые высту­пления, игры и т.п.);

5) боевые упражнения (бокс, борьба, фехтование).

Занятия проводились по такой схеме: сначала упражне­ния строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов), потом об­щие упражнения (пирамиды), наконец, опять строевые, пос­ле чего занятия заканчивались. Все движения, которые вы­глядели некрасиво, «соколы» исключали.

В методике сокольской гимнастики имелось много но­вого, особенно в организации и проведении занятий, массо­вых выступлений, разработке терминологии и подготовке общественных инструкторов.

Сокольские организации способствовали возрождению и развитию чешской национальной культуры, поднимали национальный дух чешского народа.

Идеи «Сокола» быстро распространились за пределы Чехии. В Словении в 1863 г. был создан «Южный Сокол».

В том же году общество «Сокол» возникло с участием Франь-Бучара в Загребе (Хорватия) и под руководством польского врача Венанты Пясецкого в Львове.

Гимнастика Жоржа Демени (1850 - 1917). Жорж Деме­ни начал работать в области физического воспитания в конце XIX в. когда значительно продвинулось вперед раз­витие биологических наук, в том числе и физиологии.

Изучив существующие системы гимнастики, Ж. Демени пришел к выводу, что их общим и основным недостатком является чрезмерная искусственность. Изучая физиологию мышечной деятельности, Демени понял, что одного лишь деления физических упражнений по анатомическому при­знаку недостаточно и следует создавать благоприятные условия для развития отдельных частей тела и с позиций физиологии.

Ж. Демени полагал, что «цель физического воспитания не приобретение силы, а пользование ею».

Цель гимнастики для юношей сводилась им к воспита­нию людей сильных, ловких, гибких, способных быстро и экономно действовать в любых условиях, владеющих ос­новными видами военно-прикладных движений. Иные за­дачи ставил Ж. Демени при физическом воспитании деву­шек: главной целью было приобретение ими гибкости, лов­кости, хорошей осанки, умения двигаться плавно и граци­озно путем включения в урок танцевальных шагов, а также упражнений с булавами, палками, венками и т.п.

Ж. Демени определил семь видов спортивных упражне­ний: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, поднимание и переноску тяжестей, метание, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей, например: прыж­ки на месте, с одной ноги на другую, с продвижением впе­ред, назад или в сторону, с разбега.

Как педагог и физиолог Ж. Демени сформулировал ряд принципов физического воспитания.

1. Гимнастика должна быть динамичной, следует избе­гать статических упражнений. Неестественность упражнений: скорость движения должна быть в обратной пропор­ции с движущейся массой частей тела.

2. Движения должны выполняться с полной амплиту­дой. Если одну мышцу напрячь до полного сокращения, то противоположные мышцы нужно расслаблять до конца.

3. Движения должны быть естественными и размаши­стыми, а не отрывистыми и угловатыми.

4. Те мышцы, которые не участвуют в движении, долж­ны быть полностью расслабленными.

5. При разучивании упражнений необходимо перехо­дить от простых к сложным, от более легких к более труд­ным, от неизвестных к известным.

Ж. Демени предложил свой план урока и методические указания к нему. Урок состоял из 7 серий: 1-я - строевые упражнения, 2-я - движения всего тела; 3-я - подвешивание и опора; 4-я - бег и игры; 5-я - специальные движения ту­ловища; 6-я - прыжки и игры, требующие большой траты сил; 7-я — дыхательные упражнения.

От урока Ж. Демени требовал, чтобы упражнения ис­пользовались интересные, способные гармонично развить мускулатуру занимающихся. Не следует доводить учеников до усталости, но постепенно нужно увеличивать трудность и интенсивность выполнения упражнений.

Считая общеразвивающее направление в физическом воспитании самым важным, Ж. Демени адресовал свою систему упражнений для физического воспитания детей школьного возраста. Лишь для учеников старших классов он допускал упражнения военно-прикладной гимнастики (для юношей) и элементы гимнастики для девушек.

Он первый начал определять величину нагрузки: мощ­ность и время работы.

«Естественный метод» Эбера. Жорж Эбер (1885 - 1957), один из учеников Ж. Демени, продолжил развитие при­кладного направления в физическом воспитании, типично­го для Франции со времен Амороса.

«Естественный метод» физического воспитания Эбера состоит из связанных между собой частей:

1) часть вспомогательно-подготовительная, состоящая из элементарных упражнений для рук, ног, туловища, упо­ров, висов, равновесий, подпрыгиваний, дыхательных уп­ражнений;

2) часть основная, состоящая из «воспитательно-при­кладных» упражнений, имеющая целью усовершенствовать человека с помощью восьми естественных упражнений: ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания, поднимания, за­щиты-нападения и плавания;

3) часть вспомогательная, дополнительная, включающая спортивные игры и ручной труд.

Военный характер своей гимнастики Ж. Эбер объяснял преимуществами физической подготовленности дикаря пе­ред цивилизованным человеком. Он пытался доказать ник­чемность специальной гимнастики для женщин и спортив­ной специализации. Ж. Эбер заявлял, что своей гимнасти­кой хочет устранить дефекты физического развития совре­менного культурного человека, вызванные нездоровым об­разом жизни и недостатком движения.

Ж. Эбер использовал все известные естественные виды передвижений и упражнений, а также заимствовал формы физических упражнений из других систем физического вос­питания.

Занятия Ж. Эбер предлагал проводить на местности, без какого-либо специального оборудования. Для занятий го­дилось все: деревья - для лазания, канавы - для прыжков, заборы - для перелезаний и т.п. Преподаватель, ориентиру­ясь в обстановке, должен был изобретать нужные упражне­ния в различных условиях. Это не исключало искусствен­ных препятствий, но они должны были заменять естествен­ные при их отсутствии.

Ж. Эбер как опытный практик внес ценный вклад в раз­витие средств и методов физического воспитания. В свои уроки он вводил гигиенические процедуры — обтирание, души, ванны и пр. Он ввел метод систематических прове­рок достигнутых результатов и определения физических способностей занимающихся, разработав таблицу норм по 12 видам упражнений.

Практические рекомендации Ж. Эбера заключались в следующем.

1. Преподаватель физического воспитания в ходе уп­ражнений должен вместе с учащимися развивать различные группы мышц. Он должен это делать с помощью таких уп­ражнений, в результате которых он убедился лично.

2. Необходимо ежедневно создавать возможности для физического воспитания, во время занятий преподаватель должен использовать природные условия.

3. На занятиях должны выполняться упражнения на вы­носливость.

4. Учащиеся должны заниматься обнаженными до пояса и на свежем воздухе.

5. Каждый урок необходимо заканчивать массажем и купанием.

Ж. Эбер ввел комплексный зачет по 12 видам по 15- бал­льной системе. К недостаткам Эбера можно отнести то, что он не разработал рекомендаций для занятий физическими упражнениями девочек.

Гимнастика Н. Бука. Датчанин Нильс Бук (1880 - 1950) имел гимнастическую школу в г. Оллерупе.

Продолжатель шведской гимнастики Н. Бук разработал первоначальную ступень гимнастики, которую назвал «примитивной», или «основной». При определении цели своей гимнастики Н. Бук исходил из того, что по различ­ным причинам, в том числе и вследствие повседневного, тяжелого труда, мышцы и связки человеческого тела утра­тили эластичность и мягкость, а потому человек не спосо­бен к ловким и экономным движениям. Чтобы выполнить такие движения, нужно подготовить себя к ним, а для этого и служит «основная» гимнастика. Н. Бук подчеркивал, что она создана для того, чтобы здоровых, но неловких дере­венских парней так «обработать» гимнастикой, чтобы они стали ловкими и подвижными, пригодными к несению во­енной службы.

Как и в шведской системе, упражнения классифициро­вались по анатомическому признаку. Н. Бук полагал, что упражнения могут развивать силу, ловкость и гибкость в зависимости от формы и характера их выполнения.

В связи с этим анатомический принцип классификации упражнений Бук дополнил разбивкой всех упражнений по их функциональному влиянию на отдельные части тела и на человека в целом, это было шагом вперед по сравнению со шведской классификацией.

Упражнения систематизировались по следующим прин­ципам:

1) порядковые; 2) упражнения для ног; 3) упражнения для рук; 4) упражнения для шеи; 5) упражнения для боко­вых мышц; 6) упражнения для брюшных мышц; 7) упраж­нения для спинных мышц; 8) упражнения с ходьбой и бе­гом; 9) упражнения в прыжках и ловкости.

Н. Бук предлагал большое разнообразие исходных по­ложений. Если исходные положения шведской гимнастики были похожи на позы, то в упражнениях Бука статичность была сведена к минимуму.

Несмотря на анатомо-физиологическую классификацию упражнений, схема урока Бука была построена формально, разделы урока не выявляли содержания и характера работы:

1-я часть урока - упражнения без снарядов (12-30 уп­ражнений);

2-я часть урока — упражнения на шведской стенке и бу­ме (6 - 22 упражнения);

3-я часть урока - ходьба, упражнения в ловкости (9 - 20 упражнений). Для женщин игра с пением.

Весь урок длился 90 минут. Поскольку каждое упраж­нение повторялось от 10 до 15 раз, то нагрузка на уроке была очень высокой. «Кривая нагрузки» урока строилась у Н. Бука с расчетом максимального повышения напряжения в конце второй трети занятия. Урок должен быть непре­рывным, слитным. Наиболее характерными чертами явля­лись усиленный темп и плотность нагрузки, последова­тельная смена одного упражнения другим. Пока выполня­лось одно упражнение, давалась подготовительная команда, и к моменту исполнительной команды занимающиеся без пауз переходили к выполнению следующего упражнения (поточный метод).

Положение о том, что во время урока мышцы, которые не принимают участия в работе, должны быть расслаблены, прогрессивно по сравнению со шведской методикой.

Н. Бук довел моторную плотность урока до предела, а придуманные им упражнения широко вошли в практику и с успехом применяются в современных условиях.

Развитие национальных систем физического воспитания не ограничивалось указанными ранее. Немало других педа­гогов составляли системы средств и методов физического воспитания.

Франсуа Дельсарт (1811 - 1871) обратил внимание на то, что элементы движений балетного искусства помогают выразить характер гимнастического движения.

Ф. Дельсарт и его последователи, делая при обучении упор на эстетические и драматические моменты, заложили основы художественной гимнастики.

Айседора Дункан (1876 - 1927), увлеченная античной гимнастикой, танцем, движением, стремилась выразить сложные человеческие чувства. А. Дункан имела много пос­ледователей, которые использовали выразительную гимнас­тику для физического воспитания девочек.

Ритмическое направление современной гимнастики свя­зано с именем женевского учителя музыки Эмиля-Жака Далькроза (1865 — 1914). Он установил, что выполнение определенных движений способствует развитию чувства ритма и слуха.

При первых же попытках «делать шаги» под музыку были найдены движения, соответствующие данной музыке. Понемногу создалась определенная азбука движений, кото­рой овладевает ученик.

Последовательница шведской гимнастики Э. Бъеркстен в своей гимнастике учитывала физиологическую и эстети­ческую стороны упражнений. Она стремилась физически развить учеников, помочь выработать изящество в движе­ниях. Упражнения в ее гимнастике проводились в быстром темпе при многократном повторении, одновременно учени­кам предлагалось раскрепощать мышцы, не участвующие в работе. Это позволяло сделать движения более экономич­ными.

Э. Бъеркстен отказалась от прямолинейных и угловатых движений шведской гимнастики, в ее упражнениях преоб­ладали плавные, закругленные движения, взятые из ритми­ческой гимнастики.

Можно было бы назвать много других имен, однако уже во второй половине XIX в. все больше начинают говорить о том, что для физического воспитания одной гимнастики недостаточно. Многие авторы пишут о пользе игр и спор­тивных упражнений.

В результате в национальные системы проникают спорт и игры, начинают проводиться спортивные состязания.

Источник: literature-edu.ru