Статья по теме:

У народов Севера в результате многовекового опыта жизни сложились собственные идеалы, особая культура и традиции физического воспитания. Воспитания молодого поколения в духе гуманности отношений и взаимного уважения между людьми является одной из основных традиций духовности. Опыт народного воспитания помог народу сохранить и развить родной язык, традиции национальной культуры и искусства. Под непосредственным воздействием старшего поколения молодое поколение людей воспринимает и развивает в себе те необходимые нравственные качества народов Севера, которые соответствуют мировоззрению учения айыы и школы «кут-сюр».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение.

Происходящие в настоящее время события и изменения в мире захватывают этническую сферу регионов Севера и территорий, приравненных к ним в такой степени, в какой она не обнажалась на протяжении всего предшествующего периода: под угрозой уничтожения находятся национальные культуры коренных малочисленных народностей Крайнего Севера, усиливаются процессы их ассимиляции и дезадаптации.

Вопросы сосуществования этносов в поликультурном обществе требуют нового осмысления.

Возрастающую актуальность приобретают ценности традиционной культуры, позволяющие сохранить духовные богатства, накопленные человечеством. Для направленности подрастающего поколения на сохранение и преумножение культуры значимую роль играет принятие им соответствующих этнических ценностей, которые входят в состав национальной культуры и способствуют её сохранению. Посредством формирования этнических ценностей происходит становление общечеловеческих ценностей. Этнические ценности — это их конкретизация. В связи с этим необходимы новые подходы в образовании и воспитании, переоценка ценностных оснований и педагогическое содействие становлению их у школьников. Изменения, происходящие в жизни народов России, рост национального самосознания, поиск своих «корней», реальностей исторического происхождения выдвигают специфические задачи перед российской многонациональной школой: формирование нового поколения социально активных граждан, достойных преемников традиций и духовной культуры народа. Важно, чтобы каждый ребёнок был причастен к общественной работе, испытывал чувство ответственности за то место, где он живёт, за каждый уголок малой родины, Отечества.

«Этнический» происходит от греческого слова ethnos — народ. Под этническими общностями понимаются «большие группы людей, связанные между собой культурными нормами, языком, моделями поведения, которые чаще всего оказывают принудительное воздействие на человека, заставляют его жить по заданным нормам, исповедовать наличные ценности».

Физическая культура является одной из органических составных частей культуры человеческого общества в целом и каждого народа в отдельности. Генетически физическая культура в таких ее проявлениях, как физические упражнения, восходит к древним эпохам существования человечества и его возникновения. Её развитие связано с трудовой деятельностью людей, а также отправлением культовых ритуалов, обрядов. Средства физической культуры, а, следовательно, и физическое воспитание в каждую историческую эпоху обусловливались образом жизни, который вело то или иное сообщество, географической средой, климатическими особенностями. Возникнув из практических потребностей, внутриродовых, родо-племенных обычаев, обрядов, физическое воспитание у различных этносов в разное время превращалось в определенные системы, отвечающие требованиям жизни и соответственно определенным нормам этнокультуры и каждого данного народа, а также родственных по своим этническим особенностям человеческих сообществ.

Основная часть.

Процессы, происходящие в современном обществе, способствуют «открытию» многих считающихся утраченными ранее народных истоков духовности многонациональной России. Народные традиции, составляющие основной пласт народной культуры, имеют исторические корни и в физическом воспитании подрастающего поколения. Потребность же в их возрождении и развитии для малочисленных народов Севера в наше время огромна, так как в этом сконцентрирован опыт прошлых поколений в области воспитания, образования, оздоровления. Народы Якутии в процессе своего исторического развития, промыслово-хозяйственной деятельности (животноводство, оленеводство, рыболовство, охота, собирательство дикоросов), проживания в сложных, экстремальных природно-климатических условиях создали самобытную систему физического воспитания. Многовековой опыт самобытного физического воспитания, его богатейшие формы и содержание, методы и принципы, приемы передавались из поколения в поколение для воспитания физически крепкого, психологически и нравственно устойчивого молодого поколения.

Физическая культура является одной из органических составных частей культуры человеческого общества в целом и каждого народа в отдельности. Генетически физическая культура в таких ее проявлениях, как физические упражнения, восходит к древним эпохам существования человечества и его возникновения. Её развитие связано с трудовой деятельностью людей, а также отправлением культовых ритуалов, обрядов. Средства физической культуры, а, следовательно, и физическое воспитание в каждую историческую эпоху обусловливались образом жизни, который вело то или иное сообщество, географической средой, климатическими особенностями. Возникнув из практических потребностей, внутриродовых, родо-племенных обычаев, обрядов, физическое воспитание у различных этносов в разное время превращалось в определенные системы, отвечающие требованиям жизни и соответственно определенным нормам этнокультуры и каждого данного народа, а также родственных по своим этническим особенностям человеческих сообществ.

Якуты – самый северный скотоводческий народ с особым хозяйственным укладом, материальной и духовной культурой, своеобразными методами и средствами воспитания молодого поколения. Испокон веков старшее поколение якутского народа передавало свой опыт воспитания молодому поколению. Обычаи,  являясь частью традиций воздействуют, в основном, на мораль, быт, право и семейные отношения. Это устойчивые нормы общественных отношений людей в быту. Через обычаи новому поколению передаются комплекс моральных норм и правил поведения, права и обязанности членов семьи.

Физическое развитие ценилось у якутов очень высоко, с детьми занимались с ранних лет. Физическому развитию якуты придавали очень большое значение со времен Тыгын Дархана. В учении айыы, школе «кут – сюр» имеются своеобразные мысли о совершенном человеке, в котором  сохранены национальные, семейные, бытовые традиции народного воспитания.

Содержания учения айыы, школы «кут-сюр» складывается в воплощении закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления в реальной действительности, выработке норм морали, поведения людей и их духовности и нравственности. Школа «кут-сюр» помогает человеку развить свою личность через воспитание в материнской школе. У якутов сложились свои представления о жизненно важных умениях и навыках, о физической закалке, об уважении к труду, любви к природе.

Школой нравственности в семьях северян является их честность, справедливость. Охотники и рыбаки обычно делили добычу поровну и больше давали тому из участников промысла, у кого было детей. При этом оказывалось помощь и тем семьям, которые не могли добывать сами пищу, не способны были самостоятельно промышлять.

Одним из положений учения айыы является воспитание молодежи храбрыми и мужественными, непреклонными борцами за народное счастье. Это сквозная идея олонхо, сказок и пословиц. В героическом эпосе – олонхо герой представлен как храбрый воин – освободитель племени айыы от порабощения абаасы айма5а.

Одним из главных моральных требований учения айыы является трудолюбие и уважение к людям труда, в духе которых воспитывались дети с ранних лет. Школа «кут – сюр» внушала детям, что труд основа человеческой жизни. Воспитание трудолюбия нужно начинать с ранних лет. Совершенный человек должен добросовестно выполнять любую работу, труд должен стать его потребностью. Труд – потребность здорового организма, нужно создавать блага своим трудом, а для этого надо любить труд, надо иметь привычку трудиться. Воспитание привычки трудиться является важной стороной нравственной и психологической подготовки молодежи к будущей жизни. Большое внимание в своем творчестве народ уделяет воспитанию бережного отношения к результатам труда. Успех труда зависит от самостоятельности и творческой инициативы участников трудового процесса. В процессе труда молодежи вырабатываются такие высокие моральные качества, как гуманизм, честность и правдивость, дружба и товарищество, коллективизм.

Учение айыы и школы «кут – сюр» позволяют в известной степени судить о путях и средствах приобщения молодого поколения к основным положениям формирования личности совершенного человека. В этом отношении большое педагогическое значение имеют словесные средства. В формировании убеждении и взглядов совершенного человека особое место занимает назидание или наставление членов семьи. Это одобряющие или осуждающие, получающие или намекающие средства воздействия на человека. Чтобы дети выросли трудолюбивыми, необходимо было убедить их в значимости труда для жизни человека, семьи, общества.

Содержания учения айыы, школы «кут – сюр» складывается в том, что оно представляет собой совокупность и взаимосвязь представлений, взглядов, суждений, идей, убеждений, навыков и приемов народа по вопросам развития и воспитания подрастающего поколения.

Важным условием совершенствования воспитания сельских детей является систематическая связь процесса их к будущей самостоятельной жизни и приобретения соответствующей специальности. При этом целесообразно использовать все многообразие традиционных средств, форм и методов воспитания. Все это объективно повышает уровень воспитания молодого поколения.

Формирование своеобразной национальной культуры у якутов происходило в условиях их разобщенности, при низком уровне производительных сил, в борьбе с суровой природой. Из поколения в поколение среди якутов было принято передавать из уст в уста, от старших младшим рассказы о славных предках, оставивших о себе добрую память. Героями якутских сказок всегда были богатыри, наделенные недюжинной силой, ловкие, хитроумные, изворотливые. Видимо, в связи с этим издревле непреходящее значение в системе народного воспитания имел дух состязательства.

Согласно учению айыы, единственным эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, включая способность переносить низкие температуры, является закаливание. В условиях Якутии основным средством закаливания служит перманентное бодрое состояние тела, которое вызвано постоянным пребыванием человека на свежем воздухе, а также под открытым небом во время атмосферных осадков. Теплая и легкая одежда, регулярный отдых, своевременная сушка влажной одежды и обуви, правильное употребление горячей  и холодной пищи – все это помогает человеку оставаться здоровым  и в самых суровых условиях.

Обращаясь к истокам традиций народного воспитания, необходимо еще раз отметить, что к числу традиционных средств воспитания и физического развития относиться труд, воспитывающий у детей такие жизненно важные качества, как сила, ловкость, умение мгновенно оценивать ситуацию. Необходимость этих качеств обуславливала сама жизнь, с малолетства включая ребенка в систему трудовых обязанностей. В работе подрастающее поколение вырабатывало свое отношение к окружающей жизни, природе, ребенок рано взрослел духовно и физически. Зоркость, сноровка, хорошая терморегуляция становились как бы врожденными свойствами человека, которые помогли адаптироваться к местным условиям проживания: резко континентальному климату и интенсивной солнечной радиации. Хорошо организованный физический труд способствовал физическому развитию и закалке детей.

Основной формой организации физического развития якутских детей являются национальные виды спорта. К ним относятся якутские прыжки (кылыы, ыстана, куобах), борьба «хапса5ай», перетягивание палки. Национальные виды спорта – проверка на ловкость, силу, выносливость, они способствуют повышению работоспособности мышц, подвижности суставов, улучшению координации движений. В ходе спортивных игр разрабатывается целый комплекс взаимосвязанных физических качеств.

Национальные виды спорта носили массовый характер и способствовали лучшему самоопределению детей. Проводились они во время летнего праздника «ысыах». Соревнования выявляли сильнейших в том или ином виде спорта, слух об их победе распространялся далеко. Победители нередко становились героями легенд, непререкаемым авторитетом и примером для подражания. Предания об их спортивных подвигах передавались в народе из уст в уста, а рекорды служили символом их силы, красоты и величия. Этнопедагогические задачи, традиции, обычаи заключались в том, чтобы не нарушать природного равновесия, уважать опыт предков, уметь понимать и принимать правильное решения.

В настоящее время при всем многообразии видов спорта коренное население отдает предпочтение таким, как борьба «хапсагай», перетягивание палки, конские скачки. Хапса5ай и перетягивание палки это самые приоритетные виды спорта.

Широкое распространение традиционных подвижных игр стало действенным средством физического воспитания детей. Игры детей отражают образ жизни их родителей, их быт, труд, общественные устои, их представления о чести, мужестве, дают возможность игрокам в сочетании с ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений проявить выдержку, творческую смекалку, волю и стремление к победе.

По своему содержанию все подвижные игры очень выразительны и доступны. Они активизируют детское мышление, расширяют кругозор, представления об окружающем мире, совершенствуют их психические процессы, стимулируют переход детского организма на более высокую степень развития.

В своем научном труде на основе многолетней исследовании Н.К. Шамаев подробно изучив впервые обосновал и классифицировал традиционные средства физического воспитания народов Севера, которые наиболее подходяще и приемлемы в суровых условиях Севера, при этом преимущественно для подготовки населения к чрезвычайным ситуациям. К ним относятся, прежде всего, национальные физические упражнения, игры и виды спорта. Они могут быть с успехом применены и на учебно-тренировочных занятиях, на уроках физической культуры, в полевых, походных условиях, так как эти средства не требует большого объема инвентаря и оборудования, очень доступны, интересны и состязательны.

Якутские национальные способы физического тренинга подразделены на пять групп: физические упражнения, подвижные игры, настольные игры, развлечения и виды спорта.

В свою очередь, физические упражнения также имеют различную специфику – при выполнении одних копируются либо трудовые движения, либо повадки зверей, птиц, а также воспитывают у них чувство ритма, координацию и красоту движений.

Подвижные игры делят на индивидуальные, коллективные и игры-единоборства. Все эти игры имеют познавательно-развивающее направление и самовоспитывающий потенциал. В процессе игры развиваются чувства коллективизма, патриотизма, взаимной выручки, долга, ответственности.

Якутские настольные игры можно проводить стоя, сидя, более подвижно, тихо. Они хорошо развивают ловкость кистей и пальцев, координационные способности, быстроту мышления, способности к рисованию, рукоделию, музыке. Их можно использовать в виде активного отдыха после тяжелых физических и умственных нагрузок.

Народные развлечения – это коллективные мероприятия, где участвуют много людей, одновременно сочетаются физические упражнения, песни, танцы. Все это происходит на высоком эмоциональном уровне, поэтому коллективные развлечения имеют глубокое нравственное, воспитательное содержание. Развлечение организуются в виде праздников, танцев, батальных игр и состязаний.

Виды спорта – это деление на виды спорта в основном сводится к делению на единоборства и многоборье. К ним относятся, прежде всего, якутские национальные прыжки, борьба хапсагай, перетягивание палки, прыжки через нарты. Они могут быть с успехом применены и на учебно-тренировочных занятиях, на уроках физической культуры так как эти средства очень доступны, интересны и состязательны.

Кроме вышеприведенных традиционных средствами физического воспитания являются: утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительная ходьба, бег, лыжная подготовка, купание на открытом водоеме, езда на велосипеде, элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол, катание на коньках и другие.

В любом этносе одно из главных мест в воспитании подрастающего поколения имело физическое развитие ребенка. Будущий кормилец, защитник семьи должен был уметь быстро бегать, высоко прыгать, метко стрелять, поднимать тяжести,  работать в экстремальных условиях.

Следует заметить, что приемы своеобразного воспитания в суровых климатических условиях Якутии, при умелом их применении, хорошо влияют на нервную систему ребенка, закаливают организм и предохраняют детей от частых простуд. «Спартанское воспитание детей, -писалось в одной дореволюционной газете, - не отнимает у якутов детей и не развивает впоследствии болезней, напротив, так укрепляет тело, что оно и сильный мороз и сильный жар большей частью выносит без особых последствий».

Воспитание детей нашего народа осуществлялось, сообразуясь с природными условиями местности, что вполне диалектически закономерно и объяснимо, так как все живое борется за свое существование, приспособляясь к той среде, в которой оно оказалось. Суровый якутский климат требует особой закалки организма детей. Местные жители отчетливо понимают это и сейчас, в наши дни, перед собою ставят задачу - всевозможными средствами закаливать организм детей.

Заключение.

Таким образом, у народов Севера в результате многовекового опыта жизни сложились собственные идеалы, особая культура и традиции физического воспитания. Воспитания молодого поколения в духе гуманности отношений и взаимного уважения между людьми является одной из основных традиций духовности. Опыт народного воспитания помог народу сохранить и развить родной язык, традиции национальной культуры и искусства. Под непосредственным воздействием старшего поколения молодое поколение людей воспринимает и развивает в себе те необходимые нравственные качества народов Севера, которые соответствуют мировоззрению учения айыы и школы «кут-сюр».

Традиционное физическое воспитание в условиях Якутии должно быть основано на национальных играх, упражнениях, развлечениях, видах спорта и тесно связано с трудовым, нравственным, духовным воспитаниями и само воспитывающими мероприятиями.

Таковы основные средства и формы физического развития личности, опирающиеся на народных традициях, и в настоящее время у нас имеется реальная возможность их дальнейшего совершенствования и модернизации.

Гуманизация воспитания в настоящее время стала одним из важнейших приоритетов отечественной образовательной системы. Динамические процессы ее обновления привели в движение гуманизирующие и культурообразующие функции, реализация которых находит отражение в изменении содержания образования, в повышении требований к общекультурному развитию детей. В полной мере это относится и к физической культуре – сфере образования и воспитания учащихся. Реализация ее культуросозидающей функции предполагает в первую очередь самоопределение личности ребенка в культуре физической, подчеркивает собственно культурную сторону организации их мышления, учения, быта, свободного времени, жизнедеятельности в целом.

Использованная литература.

    Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспитании детей. - Пермь, 1996. – 85с. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха – Якутск: Бичик, 1998. -  80с. Уткин К.Д. Культура народа Саха: этнофилософский аспект.  –       Якутск: Бичик, 1998. -368с. Уткин К.Д. Представление якутов о человеке. – Якутск: Бичик, 1997. – 320 с. Уткин К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии: Учебное пособие в 5-ти частях. – Якутск: Бичик, 2000. – 224 с.

Источник: nsportal.ru