Тема 19 Диагностика воспитанности

1 Диагностика и измерения воспитанности

2 Критерии воспитанности

3 степени воспитанности

4 Методы диагностики воспитанности

1 Диагностика и измерения воспитанности

Во воспитанностью в педагогике понимают комплексную свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности социально ценных качеств и свойств, отражающих обстоятельность ее развития

Диагностирование воспитанности - это распознавания и изучения существенных признаков воспитанности, их комбинаций, форм выражения как реализованных целей воспитания Диагноз устанавливается тогда, когда педагог еще не владеет полной информацией о вых хованисть ученика, а делает вывод на основе ее существенных проявлений с целью установления причин, препятствующих достижению желаемой степени развития качеств и свойств личности, определение фактор ей, способствующих успешной реализации целей воспитанияя.

Диагностика направлена. на изучение учащихся, которые совершенствуют свое самостановления, и педагогов, организующих познавательную, трудовую, художественно-эстетическую и др. деятельность воспитанников, создают условия дл ля изменения позиции личности в системе отношений, ее всестороннего формированияя.

Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а лишь в процессе совместной с ним работы и активной ему помощи

Итак, понятие \"диагностика воспитания\" шире, чем понятие \"измерение воспитания\" Измерение проводится с целью констатации состояния воспитанности В диагностике же оценка воспитанности является причиной более глубокого изучения протекания воспитательного процесса, определение путей его совершенствования на основе знания о способах и условиях взаимодействия его компонентов

Второй важной особенностью диагностики является прогностический характер ее выводов Прогноз нужен для того, чтобы внести необходимые коррекции развития школьника: усилить желательные и нейтрализовать нежелательные тен нденции В этом смысле диагностика является основой индивидуального подхода к воспитаннику Однако, поскольку разрыв между целью и достигнутыми результатами наблюдается постоянно, задачи диагностики воспитаны сти актуален для всех воспитанников Степень воспитанности коллектива определяется на основании своеобразного сочетания воспитанности всех его членеенів.

Третьей особенностью диагностики воспитанности является то, что преимущество в ней придается методам, которые способствуют выявлению целостной позиции личности школьника Измерение же базируется на обобщении оценок отдельных их актов поведения питомца Будучи направленной на нужды организации воспитательного процесса, диагностика предполагает свернуты решение педагога и поэтому предпочитаету интегративной диагностической информации А это предполагает и интегральную оценку степени сформированности позиции личности, а также ее отдельных позиций

2 критерия воспитанности

Критерий (от гр kriterion) - признак, на основе которой осуществляется оценка, мерило Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива)

Критерии воспитанности условно делят на \"твердые\" и \"мягкие\" К \"твердых\" критериев принадлежат важные статистические данные, которые в комплексе характеризуют общее состояние воспитанности молодежи: количество правоп нарушений и тенденции их изменения, количество молодых людей, отбывающих наказание за совершенные преступления, количество разводов и семей, которые распались; темпы распространения пьянства, наркомании, курения, проституци й среди молодежи и многие другие показатели В педагогике эти критерии используются сравнительно мало; протяжении десятилетий не принято было говорить о проблемах, которые проявляются при использовании этих кри териия при використанні цих критеріїв.

Для характеристики школьного воспитания применяются \"мягкие\" критерии, помогающие педагогам получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса

В психолого-педагогической литературе есть немало методик и программ диагностики воспитанности, которые обращаются с разными критериями По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно в разделяют на две группы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности (ведущие качества личности, основные отношения личности, в иддалений результат воспитания, общественная направленность, поведение в проблемной ситуации и др.) и 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя - мотивами, убеждениями, планами, ориентациямми.

Большинство из имеющихся методик и программ изучения воспитанности школьника громоздкие, недостаточно учитывают реальные возможности классного руководителя, фактор его времени Педагог реально может осуществить обосновании ния минимума наиболее типичных признаков, которые характеризуют воспитанность ученикив.

Как определить этот минимум? анисть личности характеризуется не совокупностью отдельных качеств, а их определенной иерархией, смоделированной относительно вектора \"мотив - цель\": мотивы деятельности \"цементируют\" общую направленность лич те на субъективную цель деятельности; осмысленная цель выполняет роль ориентира в построении программы действий; программа определяет модель деятельности, ее этапы, средства и способы решения тех или иных задач; эффекты вне выполнения деятельности предполагает самоконтроль, самооценку, коррекцию, определения цели высшего уровня тощ цілі вищого рівня тощо.

Критериями воспитанности выступают такие интегральные проявления личности, как система ценностей (смыслов), способность включиться в соответствующий вид деятельности, проявить целеустремленность, осмысленность, само остойчивость, творческую активность, ответственность.

Каждый из определенных критериев тесно связан с субъективной позицией личности, ее целенаправленной активностью Поэтому определенные компоненты взаимодействуют, образуют целостность

В определении показателей и признаков воспитанности ученика выходными являются: с одной стороны, интегральные проявления личности, их структура, с другой - их динамика: \"зона ближайшего развития\"

Поскольку субъектом деятельности воспитанник становится по мере того, как развиваются мотивы, цели, способность сознательно и самостоятельно строить и творчески реализовать программу действий, осуществлять самоконтроль, самооценку в, коррекцию деятельности, существенным признаком его воспитанности является степень соотношения регуляции и саморегуляции Именно это соотношение показывает, какие мотивы являются доминирующими, как конкретизируются субъективные эти ли, как сочетаются знания, умения, убеждения, диї.

Таким образом, воспитанность личности учащегося является целостным образованием, которое имеет высокий уровень сформированности содержательного, структурного и динамического компонента

\"Ключом\" для практического определения степени сформированности этих компонентов является дифференцированные описания - признаки различных уровней воспитанности

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Источник: uchebnikionline.com