Современные информационные технологии в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: информационные технологии, компьютер, дошкольники, физическая культура, здоровый образ жизни.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества физического воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, И. Пашелите, С. Пейперт, Г Петку, Б. Хан-тер и др.). Самым веским доводом в пользу применения компьютера в дошкольном образовании вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты.

Однако значительные потенциальные возможности современных информационных технологий в системе физического воспитания детей дошкольного возраста еще не нашли своего должного применения. При этом обнаруживается недостаточная разработанность методики использования современных информационных технологий в физическом воспитании дошкольников.

Дошкольный возраст - это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребенка наиболее интенсивно развиваются до 6-7 лет

Известно, что в раннем возрасте визуальное (зрительное) восприятие доминирует. Все дети рождаются с преобладанием развития правого полушария мозга, которое отвечает за чувственное, образное и целостное восприятие мира. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Функцию правого полушария ребенка можно определить как «творческую», а левого - как «вычислительную».

Для построения точных движений человек пользуется правой рукой (если он не левша), «подведомственной» левому полушарию, что требует постоянного анализа информации управления мышцами. И чем тоньше движение, тем больше объем подобной работы.

Занимаясь на компьютере (работая с клавиатурой и «мышкой»), ребенок вынужден совершать точные движения, развивая при этом тонкую моторику рук, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие его головного мозга. Компьютер помогает «задействовать» левое полушарие головного мозга, что способствует гармоническому развитию обоих полушарий, а межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций.

Нами была выдвинута гипотеза, что применение информационных технологий, развивающих мыслительную и координационную деятельность, может способствовать более эффективному физическому воспитанию дошкольников.

Цель нашего исследования - показать эффективность использования компьютерных программ в усвоении основ знаний по здоровому образу жизни и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Методика формирования основ знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством применения компьютерной обучающей программы

В задачи исследования входило:

Изучить педагогическое воздействие обучающих компьютерных программ на усвоение основ знаний по здоровому образу жизни детьми старшего дошкольного возраста.

Выявить влияние занятий с компьютером на физиологические функции и физическое состояние детей.

Разработать и внедрить методику использования современных информационных технологий в процесс физического воспитания дошкольников.

В ходе всей экспериментальной исследовательской работы уделялось большое внимание важнейшим компонентам деятельности обучения - умственным умениям анализировать, сравнивать, прогнозировать и ориентироваться.

Созданная нами компьютерная обучающая программа состоит из двух частей. Первая часть программы представляет собой мультимедиа учебник,

где в доходчивой для детей дошкольного возраста форме приводятся основы знаний по здоровому образу жизни, а также тестирующие вопросы. Вопросы и варианты ответов озвучиваются, поэтому дети, не умеющие читать, легко работают с программой. В качестве примера можно привести один из вопросов, предлагаемых детям: «Для чего нужны волосы в носу?». И варианты ответов - «Они вообще не нужны», «Благодаря им из носа меньше течет при насморке», «Они задерживают грязь и пыль, чтобы те не попали в легкие».

Вторая часть программы представляет собой игру, условием успешного проведения которой служат знания, полученные детьми в первой части программы.

Эта программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на один год обучения при еженедельных одноразовых занятиях, продолжительностью 30 мин (10 мин непосредственной работы на компьютере).

В экспериментальном исследовании участвовали две группы детей старшего дошкольного возраста - 70 человек (30 детей в экспериментальной группе (ЭГ) и 40 - в контрольной (КГ). Дети ЭГ наряду с традиционной программой по физическому воспитанию занимались по предложенному нами курсу обучения с использованием компьютера, тогда как с КГ занятия проводились по традиционной программе физического воспитания дошкольного образовательного учреждения.

Разработанная нами методика использования компьютера в процессе физического воспитания старших дошкольников для обучения их основам знаний по здоровому образу жизни представлена в таблице.

Исследования показали, что в ЭГ произошли существенные изменения в усвоении основ знаний о здоровом образе жизни (об этом свидетельствует анализ устных ответов и результатов тестирования на компьютере: дети стали применять полученные знания на занятиях по физической культуре и в самостоятельной деятельности). Если в начале эксперимента различие уровней знаний о здоровом образе жизни у детей ЭГ и КГ было минимальным, то в конце исследовательской работы - значимым.

Знания у детей ЭГ существенно улучшились, тогда как в КГ этот показатель увеличился не так значительно. Из этого можно сделать вывод, что педагогическое воздействие применения компьютерной обучающей программы позволило более качественно повлиять на усвоение знаний о здоровом образе жизни, чем традиционные методы физического воспитания.

Для сохранения и укрепления здоровья дополнительно к обучающей компьютерной программе с детьми ЭГ проводились занятия с использованием метода биологической обратной связи (БОС) на компьютерном тренажере БОС «Дыхание».

На занятиях с тренажером БОС «Дыхание» дыхательная аритмия сердца (ДАС) - основной объект диагностики и тренинга. дАс - функциональный показатель адаптационных возможностей организма, чуткий показатель самочувствия, состояния предболез-ни, стресса, психо-эмоционального перенапряжения. Во время сеанса БОС происходят: регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС) с помощью специальных датчиков; преобразование сигнала ДАС в видимые и слышимые сигналы обратной связи.

Как свидетельствуют исследования создателей технологии БОС «Дыхание» (А.А. Сметанкин, ЗАО «Биосвязь», Санкт-Петербург), для овладения навыком правильного дыхания и достижения лечебно-оздоровительного эффекта достаточно провести с тренажером БОС «Дыхание» 10-12 занятий по 20-30 мин каждое. При необходимости через 3-4 месяца занятия можно повторить. В результате ребенок получает навык правильного дыхания на всю жизнь, что, несомненно, положительно влияет на его здоровье [8].

Об эффективности педагогического воздействия предлагаемой методики проведения занятий с тренажером БОС «Дыхание» можно судить по сравнительному анализу результатов физиологических тестов у детей, занимавшихся в КГ и ЭГ до проведения и после окончания нашего исследования.

Снижение ЧСС в покое у детей ЭГ имело стойкий и долговременный характер. Это можно объяснить тем, что дети ЭГ, занимаясь на тренажере БОС «Дыхание», получили навыки правильного дыхания, а так как функция дыхания тесно связана с сердечно-сосудистой системой, произошла экономизация работы сердца.

Еще более показательны изменения на первоначальном и конечном уровнях значений ДАС (разницы между максимальной величиной пульса на вдохе и минимальной на выдохе). Если в начале эксперимента у детей обеих групп значение ДАС было примерно одинаково, то после проведения занятий с тренажером БОС «Дыхание» у детей ЭГ этот показатель стал значительно выше (р<0,01). Рост ДАС указывает на приведение в баланс гомеостатических процессов, восстановление и улучшение функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Гораздо более выраженное влияние оказали занятия детей с тренажером БОС «Дыхание» на улучшение показателей в пробах Штанге и Генче. У детей ЭГ результаты этих проб были на более высоком уровне, чем у детей КГ (р<0,01). Это свидетельствует о том, что дети ЭГ обучаясь на тренажере БОС «Дыхание», приобрели навыки правильного дыхания, что способствовало оптимизации у них дыхательного процесса и способности противостоять дискомфорту в условиях гипоксии.

Учитывая особенности процесса обучения в дошкольных образовательных учреждениях и тот факт что основной целью физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, мы предлагаем: информационные технологии использовать в обучении детей начиная с 5-6-летнего возраста; занятия с детьми на компьютерах проводить перед обедом или после дневного сна; детям предпочтительнее заниматься в парах (при наличии компьютеров и при соблюдении должных санитарно-гигиенических требований количество занимающихся на занятии может быть 6-8 человек); использовать мультимедийные обучающие компьютерные программы, соответствующие возрасту детей; занятия детей с компьютером проводить в виде игры.

Введение компьютера в процесс физического воспитания дошкольного образовательного учреждения позволило установить, что использование информационных технологий обучения способствует: воспитанию интереса к обучению и повышению познавательной активности детей; формированию у них гибких, подвижных представлений и образов, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению; целостному восприятию физического воспитания как системы здорового образа жизни; углубленному изучению некоторых вопросов общеобразовательных и специальных дисциплин и их интеграции в физическом воспитании; формированию у детей двигательных умений (тонкая моторика пальцев рук); оздоровлению детей и профилактике различных патологических состояний (занятия с тренажером БОС «Дыхание»).

Таким образом, использование современных информационных технологий старшими дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей детей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья.

Источник: bmsi.ru