Учет индивидуально-типологических особенностей в процессе физического воспитания школьников

Одними из основных задач реформирования системы образования являются разработка и внедрение в практику общеобразовательных школ новых педагогических подходов, учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

Уходят в прошлое времена, когда образование было ориентировано на «среднего ученика», которого в природе вообще не существует; система образования на современном этапе должна создать индивидуальную траекторию развития ребенка.

Необходимость индивидуальности обучения можно увидеть в трудах К.Д. Ушинского [9], который, анализируя познавательную деятельность человека с целью найти принципиальные основы обучения, писал, что «общие рецепты не приведут к успеху потому, что дети по-своему и по своей природе очень индивидуальные».

Необходимость индивидуального подхода при занятиях физическими упражнениями отмечалась П.Ф. Лесгафтом [5], который писал: «. что за воспитание будет без знания строения и отправления организма, без точного определения внешних влияний на тело? Какую пользу может принести эмпирическая умозрительная педагогика без основного знания человеческого организма?»

Понятие «индивидуальный подход» тождественно понятию «дифференцированный подход», предполагающий способ организации учебного процесса на основе учета индивидуально-типологических признаков личности путем создания определенных групп.

То есть дифференциация предполагает одновременный учет как индивидуально-своеобразного в личности, так и типического.

В практике физического воспитания в качестве критериев индивидуально-дифференцированного подхода выдвигаются такие признаки, как уровень здоровья, уровень физического развития, степень двигательной подготовленности, половая принадлежность, типы телосложения, стадии полового созревания, индивидуальные особенности личности, а также интерес к определенному виду спортивной деятельности.

Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью индивидуального подхода. От этого будут зависеть содержание, средства, формы организации, величина физической нагрузки и критерии оценки деятельности каждого учащегося.

Правомерность выбора уровня физического развития в качестве критерия дифференцирования основывается на имеющейся связи между физическим развитием и мышечной работоспособностью, функционированием дыхательной системы, состоянием нервно-мышечного аппарата и показателями развития двигательных качеств учащихся [4].

Другим критерием распределения учащихся на группы является уровень физической подготовленности. При организации физического воспитания школьников происходит комплектование групп, создание временных отделений путем отбора в них учащихся с учетом уровня развития физических качеств [3].

Учет стадий полового созревания при дифференцированной двигательной подготовке школьников основывается на том, что паспортный возраст, особенно в период полового созревания, не всегда соответствует биологическому. Различные темпы морфофункционального развития школьников в пубертатный период создают своеобразный комплекс индивидуальных количественных и качественных особенностей [10].

Встречаются исследования, в которых осуществляется дифференцированный подход к занимающимся в зависимости от свойств нервной системы и типов темперамента. Однако данный критерий довольно трудно использовать в практике физического воспитания, поскольку он требует использования относительно большого числа лабораторных и нелабораторных методов.

В некоторых работах приводятся внешние характеристики четырех типических групп (активные, замкнутые, взрывные и зависимые) и набор физических упражнений для каждой типологической группы, используя которые процесс физического воспитания, спортивной тренировки будет более эффективным, так как они будут воздействовать на физическую и психическую сферы с учетом типа ребенка [7].

Не секрет, что не все учащиеся с радостью посещают уроки физической культуры. Ребенка на уроке ставят в жесткие рамки. Все упирается в оценку за сданный норматив, который он зачастую не может сдать. В итоге - нежелание ходить на уроки под любым предлогом. Такие уроки физической культуры не формируют положительного отношения (интереса) к занятиям физическими упражнениями, не дают возможности развития ребенка.

Выходом из данного положения может быть реализация в физическом воспитании принципа свободы выбора как одного из путей, лежащих в основе индивидуализации. Ярким примером этого является спортивно ориентированное физическое воспитание (спортизация физического воспитания) [1]. Под спортизацией понимается активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся [6].

В последние годы появились работы, посвященные индивидуализации физического воспитания на основе учета таких индивидуально-типологических особенностей детей, как особенности телосложения и степень развития физических качеств (структура моторики) [2, 4, 8 и др.].

Данная концепция индивидуального подхода базируется на учете природной разнокачественности морфофункциональных свойств людей. Обоснованием ее служит экспериментальное доказательство того факта, что представители разных типов конституции существенно отличаются не только по показателям физического развития, но и по двигательным возможностям.

Таким образом, знание отличительных особенностей детей поможет педагогу определить наиболее целесообразные и эффективные средства, методы, формы организации работы на уроке, объективно оценивать деятельность учащихся, решать проблему положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями.

  1. Бальсевич В.К. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.Н. Прогонюк // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 4. -С. 56-59.
  2. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: Автореф. дис. д-ра пед. наук / В.В. Зайцева. - М. 1995. - 47 с.
  3. Короткова Е.А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е.А. Ко-роткова. - Омск, 2000. - 46 с.
  4. Левушкин С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональ-ные типы: Монография / С.П. Левушкин. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 232 с.
  5. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому обучению детей школьного возраста / Собр. соч. Т. 1 и 2. - М. ФиС. 1951; 1952.
  6. Лубышева Л.И. Спортизация общеобразовательных школ и механизмы ее реализации / Л.И. Лубыше-ва // http://www.adygnet.ru
  7. Родионов В.А. Применение индивидуализированных программ сопряженного физического и психического развития подростков на уроке физической культуры / В.А. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 6. - С. 52.
  8. Сонькин В.Д. Индивидуально-типологические подходы в физическом воспитании школьников и студентов / В.Д. Сонькин // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): Материалы конф. - М. 1999. - С. 191-195.
  9. Ушинский К.Д. Собрание сочинений о воспитании памяти. Т. 10. - М. 1950. - С. 431-438.
  10. Фарбер Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фар-бер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. - М. Педагогика, 1990. - 64 с

Источник: bmsi.ru