PHYSICAL EDUCATION IN POLISH HIGHEST SCHOOLS

Josef Voinar. doctor of physical education

Polytechnical institute in Opole, Poland

Key words: highest school, physical education, physical exercises, reforms of education system, academic sports union, youth.

The author has made an attempt of historical periodicity of this process:

The first stage - before the first world war;

The second stage - intermilitary twenty years;

The third stage - after the Second World War and until the present time.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОЛЬСКИХ ВЫСШИХ ШКОЛАХ

Доктор физического воспитания Юзеф Войнар

Политехнический институт в Ополе, Польша

Ключевые слова. вуз, физическое воспитание, физические упражнения, реформы системы обучения, академический спортивный союз, молодежь.

Развитие и история физического воспитания в польских высших школах до начала Первой мировой войны. Концепция физической подготовки студентов развивалась медленно; она практически зародилась с момента создания в Европе первых университетов и рыцарских академий. Характерно, что физическое воспитание формально не значилось в программах указанных учебных заведений, однако играло существенную роль в их общественной жизни. Студенческая молодежь всегда была естественным сторонником физической культуры.

Процесс внедрения физической культуры в студенческую жизнь в университетах и рыцарских академиях протекал по-разному и в значительной степени влиял на общественную жизнь этих учебных заведений. В университетах физическое воспитание являлось личным делом студентов, которые занимались им вне стен учебного заведения, в то время как в рыцарских академиях оно постепенно становилось частью студенческой жизни и входило в учебные программы.

Основными видами физических упражнений служили верховая езда, фехтование, танцы, плавание; эти виды в ХVII в. были весьма популярны в Европе и значились в учебной программе Colleqium Nobilium (1740 г.), школы рыцарской (1705 г.) и Colleqium Theresianum (1776 г.). В этих учебных заведениях студенты в конце учебного года даже сдавали экзамен по физической подготовке.

В некоторых европейских странах (Франция, Фландрия, Пруссия) в середине XVII века была начата реорганизация школьной подготовки. заключающаяся в том, что существенно пересматривались и изменялись учебные программы и методы обучения. Реформы системы обучения не обошли и Польшу: был создан первый в Европе центральный школьный орган - Комиссия народного образования (КНО) (1773 - 1794), в задачу которой входил надзор над всеми школами в стране.

Положения и правила КНО существенным образом влияли и на развитие физической культуры в Польше. Утрата Польшей независимости в 1794 г. привела к прекращению деятельности указанной организации. Однако идеи, сформулированные КНО, оставались источником творческого развития высшей школы и в XIX в. и даже в первой половине ХХ в.

Первая половина ХVIII в. является переломной в вопросах внедрения физических упражнений в высших учебных заведениях Польши. Попытки внедрения физического воспитания студентов предпринял в 1805 г. Ягеллонский университет и присоединившийся к нему в этом Львовский университет. Однако отсутствие специалистов по физическому воспитанию препятствовало реализации этих программ. Лишь в 1817 г. в связи с принятием нового Устава Ягеллонского университета в учебные программы были внедрены спортивные тренировки. Вновь принятый Устав сделал возможным создание специальных подразделений под названием школ верховой езды, фехтования, танцев и плавания.

Чтобы участвовать в занятиях по физической подготовке в данной школе, необходимо было получить специальное согласие ректора, а отсутствие на занятиях 3 раза в течение месяца приводило к исключению. При этом студенты были обязаны сдавать публичные экзамены по спортивным дисциплинам, что, несомненно, способствовало популяризации физического воспитания.

Занятия по спортивным дисциплинам проводили штатные инструкторы, которые оплачивались из бюджета учебного заведения, количество занимающихся в одной группе ограничивалось и обычно не превышало 10 человек. Объяснялось это недостатком помещений для занятий, финансовыми трудностями - не хватало средств на закупку специального спортивного оборудования, а также нехваткой квалифицированных инструкторов-преподавателей.

Деятельность указанных выше спортивных школ была, однако, кратковременной. Фехтованию и танцам обучали в 1817 - 1833 гг.; плаванию - в 1818 г. в 1827 - 1830 гг. и в 1838 - 1845 гг.; конной верховой езде обучали без перерыва до 1853 г.

В 1838 г. благодаря инициативе профессора Людвика Берковского и с согласия сената Ягеллонского университета при университе те была создана гимнастическая школа. В ее программу, исходя из опыта французских и немецких университетов, кроме гимнастики включили пение, вольтижировку, танцы и лечебную гимнастику. Эта школа функционировала до 1842 г.

Несмотря на непродолжительный срок функционирования школ физического воспитания они сыграли важную роль как в улучшении состояния здоровья учащейся молодежи, так и в пропаганде самой идеи физического воспитания в высших школах.

Подход руководства Ягеллонского университета к вопросам физического воспитания свидетельствует о понимании его важной роли в процессе обучения и воспитания студентов. Такой трактовки физического воспитания не было в то время в заграничных университетах .

Очередная попытка создания академической формы подготовки в физическом воспитании была предпринята еще перед Первой мировой войной, и снова - в Кракове. В результате решения Сената в 1913 г. создана Студия физического воспитания как составная часть Ягеллонского университета. Однако начало военных действий не позволило реализовать решения Сената университета.

Физическое воспитание в высших школах Польши в период межвоенного двадцатилетия. Большое влияние на развитие физической культуры студентов в межвоенном периоде имело образовательное гигиеническое, спортивное и туристическое движение. Оно подтолкнуло академические и государственные власти к проведению мероприятий по вовлечению студентов в обязательные занятия по физическому воспитанию, а также способствовало выделению средств на строительство спортивных объектов.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые в Польше действия в период между двумя мировыми войнами, реализовать обязательное физическое воспитание в высших школах не удалось.

Активными сторонниками внедрения в высших школах обязательного физического воспитания студентов были профессор Евгений Пясецкий, первый в Польше руководитель кафедры школьной гигиены и физического воспитания Университета в Познани (он же был куратором АСС - Академического Спортивного Союза в Познани), и профессор Ягеллонского университета Станислав В. Чехановский.

Сторонником внедрения обязательного физического воспитания в программы высших школ был также АСС, который уже в 1920 г. на Первом общепольс ком съезде студенческой молодежи потребовал от руководства государства открытия кафедр физического воспитания во всех высших учебных заведениях страны и создания этим кафедрам соответствующих условий для работы. Подобные проблемы поднимались и на последующих съездах.

Благодаря публичным выступлениям представителей науки, поддержке указанных идей Первым спортивным конгрессом, состоявшимся в марте 1923 г. а также стараниям Объединения польских академических спортивных союзов вопросами физического воспитания студентов непосредственно занялось Министерство религиозных культов и народного просвещения.

Департамент науки и высших школ этого министерства в феврале 1925 г. издал "Инструкцию по делам физического воспитания студенческой молодежи", которая послужила основой для проведения дискуссии на эту тему среди сенатов вузов. Министерство хотело иметь по данным вопросам мнение о деятельности АСС в распространении физического воспитания и спорта, а также о возможностях внедрения обязательных занятий студентов по физическому воспитанию.

Проблема обязательности занятий по физическо му воспитанию для студентов обсуждалась на заседании научного Совета физического воспитания.

27 июня 1930 г. в Варшаве под председательством министра Славомира Червиньского состоялась конференция представителей сенатов высших школ, на которой рассматривались проблемы физического воспитания академической молодежи. Участники конференции одобрили предложенную Министерством директиву, касающуюся реализации внедрения физического воспитания среди студентов, а именно:

1. Высшим школам предоставлялась автономия в организации физического воспитания академической молодежи.

2. Организацию и внедрение физического воспитания следовало начать в ближайшие годы и развивать последовательно, в зависимости от базы и наличия инструкторских кадров.

3. Ответственными за проведение организационной акции являлись комиссии физического воспитания данного высшего учебного заведения или межвузовская комиссия.

Министерство религиозных культов и народного просвещения признало целесообразным привлечение к работе по организации физического воспитания существующих в институтах АСС.

Большинство участников конференции высказалось за всеобщность физического воспитания, только без его обязательности.

В апреле 1937 г. Министерство религиозных культов и народного просвещения признало состояние физической подготовленности студенческой молодежи неудовлетворительным, в связи с чем на основе договоренности с Государственным управлением по делам физического воспитания и военной подготовки в 1937/38 учебном году было запланировано внедрение обязательных занятий по физической подготовке для студентов 1-го курса университетов (для философского, гуманитарного, естественно-математического, медицинского факультетов), а также для студентов Академии искусств в количестве от 2 до 3 ч в неделю.

Кроме этих обязательных теоретических и практических занятий каждый студент обязан был во время каникул в течение нескольких недель находиться в специальном спортивном лагере. В последующие годы планировалось охватить занятиями по физическому воспитанию студентов 1-го курса остальных факультетов университетов. Однако в 1937/38 учебном году эти намерения не удалось реализовать по причине отсутствия достаточных денежных средств и необходимой спортивной базы. Министерство, однако, не оставило своих попыток разрешения указанной проблемы.

В июле 1938 г. Министерство религиозных культов и народного просвещения обратилось к ректорам высших школ с предложением о реализации возможности внедрения обязательности физического воспитания для студентов по 2 ч в неделю. Данный проект был реализован при поддержке Ученого совета по физическому воспитанию [38,39]. Факультативными занятиями по физическому воспитанию в виде эксперимента было охвачено около 800 студентов из наиболее престижных академических центров (Варшава, Познань, Вильно).

Накануне Второй мировой войны внедрение обязательного физического воспитания в учебные программы высших школ Польши было близко к полной реализации. Главными причинами, тормозящими этот процесс, были финансовые трудности, отсутствие спортивных сооружений и инвентаря, а также недостаток тренерских (инструкторских) кадров.

Физическое воспитание в высших школах после Второй мировой войны. В Польше в 1946 - 1949 гг. возникли инициативы, направленные на внедрение физического воспитания в программы стационарного обучения. Эти идеи были внесены в проекты Ученого совета по физическому воспитанию еще в 1927 - 1938 гг. а также содержались в предложениях организаторов гигиенического движения в Польше и в постулатах предвоенного АСС.

В 1947 г. на проведенной в Варшаве Общепольской конференции высших школ был сформулирован призыв к руководству государства и к спортивным организациям о создании в каждом академическом центре специальных межвузовских комиссий по физическо му воспитанию, которые служили бы основой будущих учебных учреждений физического воспитания. В этих предложениях содержалась мысль, чтобы в организации общеобязательных занятий по физическому воспитанию опираться на организационные структуры АСС, как это проектировалось еще в межвоенном периоде.

Вопрос о необходимости внедрения физического воспитания в высших школах был поставлен еще раз на конференции, созванной Министерством образования. 17 мая 1945 г. Университет в Лодзи, первый в Польше, выступил с предложением о внедрении в 1949/50 учебном году обязательного физического воспитания на 1-м и 2-м курсах для студентов медицинского факультета.

28 сентября 1949 г. Политбюро Центрального Комитета Польской объединенной рабочей партии приняло решение по вопросам физической культуры. Это решение в полной мере не относилось к высшей школе, однако, без сомнения, сыграло важную роль в принятии решения об обязательном участии студентов и студенток 1-го и 2-го курсов в занятиях по физическому воспитанию. Это решение было принято, исходя из постановлений Министерств образования и здравоохранения от 5 января 1950 г. По сути данного постановления эта обязанность не распространялась на студентов, занимающихся военным делом. Координация управления деятельностью по физическому воспитанию поручена Отделу физического воспитания (начальник - магистр Тадеуш Краевский) организованного в 1950 г. Министерства высшего образования. Создана была также и ведомственная комиссия по вопросам физического воспитания.

Распоряжение от 5 января 1950 г. касалось только немногих высших школ, что было связано с отсутстви ем необходимых кадров и материальной базы для проведения занятий. После внедрения обязательного физического воспитания им в 1950 г. систематически занималось около 20% студентов, а неявка студентов на занятия в некоторых случаях доходила до 35%.

Только 26 января 1952 г. распоряжениями Министерства просвещения, Министерства высшего образования, Министерства здравоохранения и Министерства культуры и искусства урегулирован комплекс основных вопросов, связанных с обязательным физическим воспитанием на дневных формах обучения в высших школах. Обязательное физическое воспитание охватывало студентов 1-го и 2-го курсов в университетах, политехнических институтах, экономических, сельскохозяйственных школах, в медицинских академиях, в педагогических, музыкальных школах, школах искусств и театральных.

Большое значение имело решение Министерства высшего образования от 26 мая 1952 г. о создании курсов физического воспитания как организаций дидактически-воспитательных, реализующих программы обязательного физического воспитания.

Управления высшего образования, здравоохранения, культуры и изящных искусств до конца 1955 г. ввели занятия по физическому воспитанию в своих профильных институтах.

До 1953 г. обязательные занятия по физическому воспитанию проводились в соответствии с программой, разработанной преподавателями физического воспитания, работающими непосредственно в высших учебных заведениях, в связи с чем появилась возможность объединения всех усилий в этом направлении и создания единой общей программы физического воспитания. Реализовано это было в 1953/54 учебном году. Программа основывалась на программах для средних школ и была ориентирована на нормативы комплекса "Готов к труду и обороне".

Решение Совета министров от 6.04.73 г. утвердило создание новой программы развития в преподавании физического воспитания до 1975 г.

Годом позже указанная выше программа была радикально изменена. Главным поводом к этому было создание 9.04.1974 г. вместо Студии физического воспитания Студии физического воспитания и спорта в связи с изданием нового, основополагающего Устава, который был одновременно и Уставом Клубов высшей школы АСС.

Программа, отразившая все указанные выше перемены, сделала возможным проведение занятий по физическому воспитанию на всех курсах в объеме 2 ч в неделю.

Исходя из образцовой программы и учитывая "Программу развития физического воспитания и спорта в высших школах", каждая высшая школа должна была подготовить свою собственную программу физического воспитания, спорта, туризма и рекреации и составить годовой календарь спортивных мероприятий. Эти документы были подготовлены совместно Студией физического воспитания и спорта и Клубом высших школ АСС.

Программа предусматривала 2-часовые в неделю занятия по физическому воспитанию для студентов всех курсов и специальностей. Были организованы следующие учебные группы:

- подготовительная группа физического воспитания для молодежи 1-го курса с низкой общей физической подготовкой;

- группы по определенным спортивным интересам для молодежи, не подготовленной, однако, к серьезным занятиям спортом;

- группы лечебной физкультуры для студентов, имеющих соответствующее заключение врача.

В рамках спортивных часов необходимо было проводить занятия по плаванию и по двум-трем другим спортивным дисциплинам. Программа спортивной специализации охватывала тренировки по избранному виду спорта и обучение плаванию для студентов, не умеющих плавать.

В группах лечебной физкультуры и реабилитации занимались студенты, состояние здоровья которых не позволяло им посещать одну из первых двух групп. Программа занятий в последней группе предусматривала занятия специальной лечебной физкультурой под наблюдением врача и при его консультациях.

Следующей (факультативной) формой занятий по физическому воспитанию были непосредственно спортивные занятия (тренировки) для студентов всех курсов (4 ч еженедельно и дополнительно 1 ч для участия в соревнованиях). Эта форма занятий предназнача лась только для студентов, имеющих серьезные намерения и интересы в спорте, регулярно тренирующихся, стремящихся к повышению спортивного мастерства и желающих участвовать в соревнованиях.

Студии физического воспитания и спорта были обязаны организовывать на территории учебного заведения различные спортивные мероприятия для студенческой молодежи. Большой популярностью среди студентов пользовались спортивные лагеря, подготовка организаторов спорта и судей. Программа предусмат ривала хотя бы разовый выезд студента в летний или зимний спортивный лагерь.

В программе 1974 г. впервые предусматривалось проведение научной работы в области физического воспитания и спорта, которая ранее проводилась нерегулярно.

Указанная программа использовалась в высших школах до 15 декабря 1978 г. когда была принята новая программа по физическому воспитанию.

Сущностью новой программы были обязательные 2-часовые в неделю занятия по физическому воспитанию, которыми надо было охватить всех студентов дневной формы обучения. В 1979 - 1985 гг. по мере развития спортивной базы планировалось увеличение количества часов, предназначенных для обязательного физического воспитания, до 3 - 4 ч в неделю. Независимо от этого вузы должны были проводить факультативные занятия в соответствии с потребностями молодежи и своими возможностями. Содержание и объем спортивных занятий зависели от физического состояния и интересов занимающихся. Применительно к этому новая программа предусматривала создание следующих групп занимающихся:

- группы общего физического развития;

- группы спортивной подготовки;

- группы спортивной специализации;

- спортивные группы АСС;

- группы лечебной физкультуры и реабилитации.

Кроме проведения занятий в указанных выше группах программа предусматривала создание определенных настроений, способствующих развитию оборонных видов спорта.

Предусматривались обязательные занятия с учетом различного уровня физической подготовленности студентов, а также факультативные занятия за рамками обязательных еженедельных занятий. Имелись в виду в основном рекреационные занятия, спортивные учебные и туристические лагеря, курсы организаторов спорта, судей, спасателей, водолазов, а также спортивные и туристические мероприятия.

Впервые в рамках программы оказался и спорт высоких достижений. Наконец это направление физической культуры оказалось признанным как органическая часть работы в вузах. В новой программе физического воспитания и спорта определены направления развития спорта высоких достижений.

Исходя из "Программы физического воспитания, спорта и туризма в высшей школе на 1978 - 1985 годы", студии физического воспитания и спорта разработали отдельные программы, в которых обобщены и представлены специфика вузов, его условия - кадровые и материальные. Эти программы утверждал ректор.

Студия физического воспитания и спорта одновременно со студенческими спортивными организациями была обязана ежегодно оценивать степень реализации вузами программ по физическому воспитанию.

Новая программа содержала также требования к преподавателям физического воспитания в вузах. Они должны были быть подготовлены как дидактики, воспитатели и как организаторы и исследователи. Обязательным для них стало также систематическое повышение квалификации. Вуз же, в свою очередь, был обязан создать такую материальную базу для проведения занятий, которая делала бы возможной реализацию данной программы.

Указанная выше программа действовала до 1985 г. Однако Устав о высших школах, одобренный Сеймом 4.05.82 г. изменил ситуацию. Этот Устав давал руководству вузов большую самостоятельность в подготовке и реализации учебно-воспитательных программ, в том числе и программ реализации и развития физического воспитания. Вместе с тем, к сожалению, было начато необоснованное ограничение как обязательных, так и факультативных занятий по физическому воспитанию.

В 1980 - 1982 гг. общая кризисная ситуация в стране привела к снижению объема занятий по физическо му воспитанию среди студентов на 50%, то есть с 4 до 2 лет, а в некоторых вузах появились тенденции к ликвидации обязательных занятий по физическому воспитанию вообще.

Общественные перемены в Польше оказали влияние на высшую школу и физическую культуру: высшей школе было дано больше самостоятельности и автономии, уменьшено количество учреждений, руководящих вузами, а решение большинства вопросов, ранее входивших в компетенцию министра, передано самим вузам.

Указанные перемены касались и занятий по физическому воспитанию. Проблема эта была в значительной степени решена в рамках так называемого малого пересмотра Устава о высших школах (в версии 1985 г.). С этого момента решение вопросов определения количества и форм занятий по физическому воспитанию, проводимых в высших школах, а также составления планов и программ занятий было передано непосредственно самим вузам.

12.09.90 г. вступил в силу новый Устав о высшем образовании в Польше. Он расширил самостоятельность вузов, существенно уменьшая права министра. Согласно статье 51, пункт 2 этого Устава утверждение программ обучения, а также планов занятий стало компетенцией советов факультетов, а в малых вузах - cенатов вузов.

Устав о высшей школе передал Главному совету по делам высшего образования (ст. 42, уст.1, пункт 1) право постановки и решения вопросов (самостоятельно или по поручению Министерства народного образования), связанных с разработкой минимумов программных требований по общим предметам, в том числе и по физическому воспитанию.

Министр народного образования, принимая во внимание большое значение физической культуры для студентов, вынес на Главный совет предложение о том, чтобы при определении минимальных программных требований физическое воспитание рассматривалось в качестве обязательного предмета.

Несмотря на нехватку финансов на физическую культуру в вузах, в начале 1992/93 учебного года была предпринята попытка затормозить тенденции ограничения количества занятий по физической культуре. Результатом этого явилось:

1. Согласно рекомендации Главного совета по делам высшей школы от 28.11.91 г. по вопросам изучения гуманитарных и общеобразовательных дисциплин, в том числе и физического воспитания, на последнее должно быть выделено не менее 120 ч в течение двух лет обучения.

2. Руководящие указания из Министерства народного образования, направленные ректорам вузов, требуют от них сохранения в программах занятий по физическому воспитанию хотя бы на минимальном уровне.

На переломе 1989/90 гг. наряду с автономией и большой самостоятельностью вузов выявились две главные тенденции:

- утрата государственной монополии в вопросах высшего образования;

- утрата влияния АСС в деле руководства физическим воспитанием в вузах.

Академический спортивный союз в сотрудниче стве с Министерством образования, а также вузовскими студиями физического воспитания и спорта предложили обобщенную модель обязательного физического воспитания для студентов. Главная идея этой модели - добровольный выбор вида занятий по физическому воспитанию наряду с обязательным участием в таковом хотя бы в минимальном объеме в течение первых трех курсов. В тех вузах, где занятия по физическому воспитанию были существенно ограничены, рекомендуется создавать группы факультативных занятий с оздорови

тельным уклоном.

Из сказанного выше следует:

- физическое воспитание в вузе остается в программах дневного обучения в государственных и негосударственных учебных заведениях;

- объемы и форма занятий по физическому воспитанию зависят исключительно от руководства вуза (на уровне факультетов и кафедр).

Устав о физической культуре, который вошел в силу на 7-м году общественно-политических перемен в Польше, принял за основу западноевропейскую модель физического воспитания детей и молодежи, в которой основа физического воспитания закладывается в общеобразовательных и средних школах. Физическое воспитание студентов в вузах, которое является как бы конечной формой физического воспитания молодежи, рассмотрена в этом Уставе как дело второстепенное.

Как уже отмечалось в Уставе о высшем образовании, Главному совету по делам высшей школы поручено определение минимальных программных требований, которые подлежат обязательному исполнению в рамках указанного выше Устава. Принимая во внимание предложение министра народного образования, Главный совет утвердил программы по физическому воспитанию для разных направлений обучения, устанавливая для них обязательные занятия по физическому воспитанию главным образом в объеме 90 ч.

В мае 1997 г. Министерство народного образования провело анализ качества занятий по физическому воспитанию на дневных формах обучения в вузах Польши. При этом изучалось проведение занятий во всех высших школах, в том числе и в Католическом любельском университете (который не был государственным и начал работать только в 1994 г.); кроме того, рассматривалась деятельность по физическому воспитанию в негосударственных вузах, имеющих лицензию на подготовку магистров.

Проведенный анализ показал, что в государственных высших школах практически везде физическое воспитание рассматривалось в качестве обязательного предмета. Чаще всего оно проводилось как обязательное на младших курсах и как факультативное - на старших. Исключением служила Главная торговая школа в Варшаве, где занятия по физическому воспитанию проводились только факультативно. Подобным образом дело обстояло и на некоторых специальностях в теологических вузах. В целом факультативные занятия имеют характер дополнительных.

Анализ работы негосударственных вузов показал, что приблизительно 50% из них проводят занятия по физическому воспитанию как обязательные; таковыми они числятся в учебных планах. В 40% указанных вузов студенты имеют возможность участвовать в занятиях по физическому воспитанию факультативно, а в 10% студенты не проявили интереса к подобным занятиям.

Высшая школа организации и банков в Познани в 1997/98 учебном году объявила о значительном снижении платы за обучение для студентов, занимающихся в спортивных клубах.

Часть вузов уведомила Министерство народного образования о своих намерениях внедрить обязательные занятия по физическому воспитанию в учебные планы.

Занятия по физическому воспитанию в государственных вузах чаще всего проводились в объеме 120 ч и реализовывались по 2 ч в неделю на 1-м и 2-м курсах. Касалось это около 41% государственных вузов. Приблизительно 28% выделяли на занятия по физическому воспитанию по 180 ч на 1, 2-м и 3-м курсах. 15% вузов имели в планах занятия по физическому воспитанию в объеме от 120 до 180 ч, в зависимости от специальнос тей. Остальные вузы выделяли для этого предмета 30 - 60 ч, а на некоторых специальностях Варшавский, Краковский политехнические вузы и Ягеллонский университет - даже 240 ч.

Необходимо отметить, что количество часов, выделяемых на обязательные занятия по физической культуре, а также количество семестров, в которых эти занятия проводятся, в большинстве случаев зависят от характера и вида специальностей.

Наибольший объем занятий по физическому воспитанию реализовывался в политехнических вузах (4 - 6 семестров), затем - в высших педагогических школах, экономических академиях (за исключением Главной торговой школы ) и университетах (4 семестра) [82]. Хуже всего в этом вопросе представлены высшие сельскохозяйственные школы, большинство из которых имеет в программах только 60 ч (2 семестра).

В негосударственных вузах часы на обязательные занятия по физическому воспитанию в учебных планах были реализованы в пределах 60 - 120 ч в первых 2 - 4 семестрах. Остальные вузы ограничили занятия 30 ч. В них требовалось засчитывать занятия по физическому воспитанию по семестрам при условии положительной оценки на занятиях. В некоторых высших школах физическое воспитание засчитывалось без учета оценок.

Во многих вузах студенты могли заменить обязательные занятия по физическому воспитанию другими формами спорта или рекреации. Чаще всего они участвовали в занятиях в спортивных секциях клубов АСС. В таких случаях зачеты по физическому воспитанию - это результат значительно большего (от 4 до 8 ч в неделю) времени на тренировки.

Альтернативными формами физического воспитания были также курсы повышения спортивного уровня (например, обучение плаванию), занятия в группах двигательной реабилитации, лечебной гимнастики, спортивных игр, разного вида спортивные лагеря, а также туристические и рекреационные выезды.

Во многих вузах программы по физическому воспитанию, а также организация структур по их реализации учитывают возможность работы с молодежью с очень большими различиями в уровнях физической подготовленности.

Пример организации занятий:

1. Группы общего физического развития.

На первом году занятий основной акцент в этих группах был сделан на развитии двигательных навыков, устранении недостатков в физическом развитии, на освоении элементов техники спортивных игр, а в некоторых вузах - еще и на обязательных занятиях по плаванию. На втором году занятий целью тренировок было дальнейшее физическое развитие, а также совершенствование в избранном виде спорта.

2. Группы спортивной специализации (для 1 - 2-го курсов).

3. Спортивные группы в секциях АСС (1 - 5-й курсы).

4. Группы диспансерной и лечебной физкульту ры.

Во многих вузах студии физического воспитания и спорта реформируют системы проведения занятий по физическому воспитанию в направлении улучшения подготовки и приближения к общеевропейским нормам. Придерживаясь обязательности физического воспитания, студент имеет право выбора наиболее подходящего для него вида и формы занятий спортом, а также наиболее удобного времени занятий и подходящего преподавателя. Студентам предлагались наиболее популярные среди молодежи виды спорта и разные уровни их проведения. Такой подход позволил создать очень однородные группы, что положительно влияло на уровень проведения занятий и приносило наибольшее удовлетворе ние занимающимся. Подобная система была внедрена, в частности, в Варшавском, Вроцлавском, Свентокжиж ском политехнических вузах, в Университете в Лодзи, в Экономической академии в Познани.

Заключение. Развитие студенческого физического воспитания в польских вузах претерпело большие изменения с момента создания Комиссии по народному образованию. Большое влияние на развитие студенческого физического воспитания оказали преобладающие в преподавании новые практические педагогические подходы. Современные воспитательные системы отмечали необходимость повышения роли физической культуры в деле воспитания детей и молодежи. По мере развития общества наблюдалось дальнейшее развитие физической культуры, в том числе и физической культуры среди студентов.

Во время Второй Польской Республики вопросы здоровья общества находились в центре внимания государственной власти, а на физическое воспитание стали смотреть не только как на средство развития организма человека, но и как на средство морального и интеллектуального воспитания.

Главным препятствием для внедрения обязательного физического воспитания среди студентов были финансовые трудности. Тем не менее накануне Второй мировой войны вопрос был близок к успешному разрешению.

После того как Польша в 1945 г. добилась независимости, в восстанавливаемых вузах физическое воспитание не было обязательным, что было продолжени ем предыдущих многовековых традиций. Попытки внедрения физического воспитания в программы ряда вузов привели к тому, что в 1950 г. впервые в стране физическое воспитание среди студентов стало обязательным.

Начиная с этого момента обязательность физического воспитания студентов несколько раз находилась под угрозой, однако на сегодня программный минимум по физическому воспитанию для отдельных специальностей рекомендован Главным советом по делам высшего образования и гарантирует предоставление возможности для занятий по физическому воспитанию на дневной форме обучения, однако этот минимум реализован не во всех вузах.

Причина трудностей в реализации обязательного для всех студентов физического воспитания - недостаток финансовых средств и отсутствие собственной базы и спортивного инвентаря. Во многих вузах переход на систему самофинансирования факультетов приводит к ограничению средств на физическое воспитание студентов, так как все расходы несут именно спортивные подразделения. В ситуации, когда нужно финансировать в первую очередь преподавание главных предметов, финансовые ограничения касаются в первую очередь физического воспитания.

Необходимо подчеркнуть очень существенную роль, какую играло и до сих пор играет Министерство народного образования в процессе пропаганды и внедрения здорового образа жизни в вузах страны.

Всевозможные действия, направленные на улучшение физического состояния студентов, расширение потребностей физической активности, увеличение охвата студентов занятиями в спортивных секциях и участие в соревнованиях, имеют огромное значение, так как кроме пропаганды спорта отвлекают молодежь от различных нездоровых увлечений, характерных для академической сферы.

Примечание

1. Obodynski K. . Ksztaltowanie sie kultury fizycznej studentow, Rzeszow 1992, s. 20.

2. Kulczycki Z.. Zarys historii turystyki w Polsce, Warszawa 1970, s. 36.

3. Oszast H. Szkola plywania w Uniwersytecie Jagiellonski w pierwszej polowie XIX wieku, "Wychowanie Fizyczne i sport", 1964, nr 4, s. 517 - 522.

4. Pilicz S. Wychowanie fizyczne mlodziezy akademickiej, Warszawa 1980, s. 19.

5. Haliczowa A.. Wychowanie fizyczne w polskich szkolach rycerskich w XVIII wieku, "Wychowanie Fizyczne i Sport", 1965, nr. 2, s. 243 - 244.

6. Hadzelek K. Wroczynski R.. Postulaty i dzialalnosc Komisji Edukacji Narodowej w dziedzinie wychowania fizycznego (2:) Spuscizna Komisji Edukacji Narodowej w dziedzini wychowania fizycznego, Warszawa 1978, s. 21, 23.

7. Obodynski K.. Ksztaltowanie sie kultury fizycznej. s. 21.

8. Dybczynski P. Zalozenia organizacyjno-programowe Studiow Wychowania Fizycznego i Sportu w szkolnictwie wyzszym w Polsce (1951 - 1993) (w) Studia i Monografie AWF we Wroclawiu, 1993, nr 37, s. 191.

9. Wryk R. Akademicki Zwiazek Sportowy 1908 - 1939, Poznan 1990, s. 25.

10. Tamze.

11. Pilicz S. Wychowanie fizyczne mlodziezy. s. 18.

12. Wryk R. Akademicki Zwazek Sportowy. s. 25.

13. Dybczynski P. Zalozenia organizacyjno-programowe. s. 191.

14. Wryk R. Akademicki Zwiazek Sportowy. s. 25/

15. Tamze.

16. Oszast H.. Stan wychowania fizycznego w Uniwersytecie Jagiellonskim w I polowie XIX wiejy, Rocznik Naukowy WSWF w Krakowie, 1964, t. 2, s. 77 - 147.

17. Oszast J.. Szkola plywania w Uniwersytecie. s. 519.

18. Pilicz S.. Wychowanie fizyczne mlodziezy. s. 19.

19. Dybczynski P. Zalozenia organizacyjno-programowe. s. 191.

20. Policz S.. Wychowanie fizyczne mlodziezy. s. 19.

21. Tamze.

22. Dybczynski P. Zalozenie organizacyjno-programowe. s. 192.

23. Obodynski K. Ksztaltowanie sie kultury fizycznej. s. 27.

24. Nowakowski A. Wybrane prawno-organizacyjne podstawy zajec wychowania fizycznego w szkalach "Wychowanie Fizyczne i Sport", 1989, nr 4, s. 115.

25. Pilicz S.. Wychowanie fizyczne mlodziezy. s. 24.

26. Wryk R.. Akademicki Zwiazek Sportowy. s. 318.

27. Gaj J. Hadzelek K.. Dzieje kultury fizycznej w Polsce, Poznan 1997, s. 116.

28. Wryk R.. Akademicki Zwiazek Sportowy. s. 309.

29. Tamze, s. 310, 311.

30. Wryk R. Akademicki Zwiazek Sportowy. s. 317.

31. Gaj J. Hadzelek K.. Dzieje kultury fizycznej. s. 117.

32. Wryk R.: Akademicki Zwiazek Sportowy. s. 318.

33. Nowakowski A.. Wychowanie fizyczne w polsnich szkolach wyzszych w latach 1946 - 1974, (w: Z najnowszey historii kultury fizycznej w Polsce, Wroclaw 1996, s. 180.

34. Wryk R.. Wychowanie fizyczne w szkalach wyzszech w latach II Rzeczpospolitej, "Wychowanie Fizyczne i Sport", 1993, nr 4. S. 147 - 158.

35. Grot Z. Goj J.. Zarys dziejow kulture fizycznej w Wielkopolsce, Warszawa - Posnan, s. 305.

36. Warsicki S. Studium Wychowania Fizycznego i Sportu UAM 1951 - 1976, (w:) Dzieje UAM, nr 13, Poznan 1978, s. 7.

37. Wieczorek R.. Etapy rozwoju poznanskiej uczelni wychowania fizycznego, "Roczniki Naukowe AWT w Poznaniu, 1990, z. 39. S/ 33/

38. Gutowski A.. Drogirozwoju kultury fizycznej w Polsce Ludowej w latach 1944 - 1856, Warszawa 1965, s. 18.

39. Nowakowski A.. Wychowanie fizyczne w polskich. s. 181.

40. Nonas Z.. Uniwersytet Lodzki, (w:) Rozwoj kultury fizycznej w Lodzi (1945 - 1975) cz. I: Wychowanie fizyczne i sport w wyzszych uczelniach, Lodz 1975, s. 7, 9.

41. Nowakowski A.. Wychowanie fizyczne w polskich. s. 181.

42. "Dziennik Ustaw RP" 1950, nr 7, poz. 72.

43. Dypczynski P. Zalozenia organizacyjno-programowe. s. 193.

44. Krajewski T.. Stan wychowanie fizycznego w szkolach wyzszych, Kultura Fizyczna, 1959, nr 4, s. 196 - 198.

45. Gaj J. Hadzelek K.. Dzieje kultury fizycznej. s. 208.

46. Zarzadzenie Ministra Szkolnictwa Wyzszego z dnia 26 maja 1952 r. W sprawie utworzenia specjalistycznych Studiow Wychowania Fizycznego, Monitor Polski, nr 63, poz. 965.

47. Dycczynski P.. Zalozenia organizacyjno-programowe. s. 193.

48. Obodynski K.. Ewolucja programu nauczania wychowania fizicznego i sportu w szkolach wyzszych w latach 1953 - 1978, (w:) Kultura Fizyczna Studentow, Warszawa 1983, s. 321 - 340.

49. Strozyk M.. Sport i wychowanie fizyczne w srodowisku akademickim, Warszawa 1985, s. 433.

50. Obodynski K.. Ksztaltowanie sie kultury fizycznek. s. 51.

51. Pogodzinski S. 30 lat Studiow Wychowania Fizycznego i Sportu (w:) Kultura Fizyczna Stidentow, Warszawa 1983, s. 13 - 22.

52. Zarzadzenie nr 21/74 Ministra Nauki, Szkolnictwa Wyzszego i Techniki z dnia 3 IV 1974 r. W sprawie przeksztalcenia Studiow Wychowania Fizycznego i Sporty, Warszawa 9 kwietnia 1974 r.

53. Obodynski K. Ksztaltowanie sie kultury fizycznej. s. 54.

54. "Program rozwoju wychowania fizycznego, sporty i turystyki w szkole wyzszej na lata 1978 - 1985", wprowadzony zarzadzeniem (nr 38 z dnis 15 grudnia 1978 r.) Ministrow: Nauka, Szkolnictwa Wyzszego i Techniki, Kultury i Sztuki, Zdeowia i Opieki Spolecznej oraz Handlu Zagranicznego i Gospodarki Morskiej.

55. Dybczynski P. Zalozenia organizacyjno-programowe. s. 196.

56. Nowakowski A. Wychowanie fizyczne i sport w szkolach wyzszych po 1989 roku. Wychowenie Fizyczne i Sport, 1994, nr 4, s. 128.

57. Dziennik Ustaw 1984, nr 34. Poz. 181 z pozniejszymi zmianami.

58. Porozumienia Okraglego Stolu - Warszawa 6 II - 5 IV 1989, Olsztyn 1989, s. 113.

59. Dziennik Urzedowy 1989, nr 34, poz. 181.

60. Nowakowski A. Wychowanie fizyczne uczniow i studentow w swietle nowej ustawy okulturze fizycznej, Wychowanie Fizyczne i Sport, 1996, nr 3, s. 100.

61. Dziennik Urzedowy 1990, nr 65, poz. 385 z pozniejszymi zmianami.

62. Nowakowski A.. Wychowanie fizyczne i sport. s. 129.

63. Tamze, s. 131.

64. Nowakowski A. Wychowanie fiztyczne uczniow. s. 100.

Источник: lib.sportedu.ru