5 Цель и задачи воспитания в современной школе

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идеал всесторонне и гармонично развитой личности, который идет из глубины веков

В Украине общая цель воспитания - всестороннее развитие человеческой личности как равновеликой ценности 1 - конкретизируется через систему воспитательных задач, которые объединены в направления Так, интеллектуальное (умственное) воспитание предусматривает:

- усвоение системы знаний, которая спроектирована с соответствующих учебных предметов и содержит перечень смысловых элементов общественного опыта (фактов, понятий, определений, теорем, законов, положений, правил, а алгоритмов деятельности и т.д.)

- развитие познавательного интереса, творческой активности, мышления, рациональной организации учебного труда;

- развитие критического мышления, способности сознаю ваты и отстаивать личную позицию;

- выработка умения самостоятельно добывать знания;

- готовность к применению знаний, умений в практической деятельности;

- формирование личностного мировоззрения - обобщенного понимания всего мира в целом на почве большого количества упорядоченных взглядов, убеждений, идеалов

Гражданское воспитание:

- формирование потребности и умения жить в гражданском обществе;

- готовность развивать демократическое гражданское общество в Украине;

- воспитание гражданского долга перед страной, обществом;

- воспитание любви к родному краю, своего народа, государства;

- формирование национальных мировоззренческих позиций, идей, взглядов и убеждений;

- воспитание уважительного отношения к национальным святыням, украинского языка, истории и культуры всех коренных народов и национальных меньшинств, проживающих в Украине;

- формирование культуры межэтнических и межнациональных отношений;

- формирование политической культуры

Правовое воспитание:

- привитие уважения к правам и свободам человека и гражданина;

- воспитание уважения к Конституции, законов Украины, государственных символов (герба, флага, гимна);

- усвоение основ государственного, трудового, гражданского, семейного и уголовного права;

- формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, прав человека и его гражданской ответственностью;

- воспитание уважения к правам и свободам других людей;

- формирование активного противодействия случаям нарушения законов

Нравственное воспитание:

- формирование у учащихся основ общечеловеческой и народной морали: совестливости, порядочности, тактичности, сострадания, милосердия, доброты, честности, гуманности, толерантности и других добродетелей;

- воспитание уважения к родителям, духовного единства поколений;

- воспитание чувства собственного достоинства: чести, свободы, равенства, трудолюбия, самодисциплины;

- готовность строить свою жизнь на принципах гуманизма;

- подвижничество в преодолении страха, насилия, жестокости, мести;

- воспитание культуры поведения

Художественно-эстетическое воспитание:

- овладение основами народного искусства, музыки, архитектуры, устного народного творчества, национальной песенной и танцевальной культуры, быта, ремесел, игры;

- формирование системы знаний о мировой культуре и искусстве;

- развитие эстетических потребностей и чувств;

- развитие художественных способностей и творческой деятельности;

- готовность строить собственную жизнь по законам красоты

Трудовое воспитание:

- выработка сознательного отношения к труду как высшей ценности человека и общества;

- формирование трудовых навыков и умений;

- формирование умения самостоятельно и эффективно работать;-развитие потребности в творческом труде;

- воспитание деловитости, предприимчивости;

- воспитание чувства хозяина и хозяйственной ответственности;

- формирование готовности к работе в условиях рыночной экономики

Экологическое воспитание:

- формирование понимания необходимости гармонии человека с природой;

- усвоение знаниями о природе родного края;

- воспитание чувства ответственности за природу как национальное богатство, основу жизни на земле;

- формирование готовности к активной экологической деятельности;

- формирование основ глобального экологического мышления

Физическое воспитание:

-вооружение школьников научно обоснованными знаниями о здоровье и средства его укрепления;

- воспитание ответственного отношения к укреплению собственного здоровья и здоровья других людей;

- обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи; физическое, духовное и психическое закаливание;

- формирование навыков санитарно-гигиенических норм, режим дня и питания;

- развитие потребности в здоровом образе жизни Половое воспитание:

- психосексуальная подготовка;

- формирование готовности заключить брак и выполнять семейные обязанности;

- формирование культуры семейных и половых отношений 1 .

Цель и задачи воспитания, предписанные обществом, имеют объективный характер, поскольку вытекают из объективной необходимости Без четкой стратегии невозможна социальная перестройка: неизбежно возникнут р размыты идеалы, фальшивые образцы жизни, эталон поведенияи.

В развитых странах целенаправленное воспитание является главной составляющей деятельности школы, а нравственное, духовное становление личности - ее важнейшими направлениями

Так, в США документ \"Америка-2000: Стратегия развития образования\" (1991) предусматривает использовать школу как \"центр, способный перестроить развитие цивилизованного общества\" Программу нравственного воспитания о оппонирует базировать на библейских ценностях и принципах На первый план выдвигаются честность, целостность, прямота, прилежание, личная ответственность Описаны 60 Главная черт характера, которые следует форму в ать у детей (отвага, стойкость, решительность, настойчивость, сострадание, терпимость и другиетя, терпимість та інші).

В докладе национальной комиссии по образованию Великобритании (1993) сказано, что \"Образование - это не только преимущество знаний, но и наделение моральной, духовной силой\" Школа должна передавать подрастающему поко олинню такие ценности, как гражданственность, правдивость, уважение к другим, чувство долга перед обществом, заботу о людях, а также культурное наследие (музыку, театр, живопись) тощвопис) тощо.

В инструкциях Министерства образования Франции (1985) подчеркивается, что \"В процессе обучения необходимо воспитывать личность цивилизованного и демократического общества, направленную к истине, с верой в лю Иуды ум, с чувством ответственности, собственного достоинства, уважения к другим людям, солидарности, неприятие расизма, понимание универсальности разных культур, любви к Франции, неотъемлемой от люб ове до Свободы, Равенства, Братстваства".

В Японии закон об образовании (1947) провозглашает, что на школу возложена миссия формирования нации, которая служит идеалам мира и человечности Документ определяет цели \"полноценного развития личности\", воспитания \"б строителей миролюбивого государства и общества \", людей, которые\" любят истину и справедливость, личную свободу, труд, ответственных и независимых \"В 1966 году программа школьного воспитания была конкретиз ована Было издано \"Описание идеального японца\", в котором определялись 4 группы качествquot;, в якому визначалися 4 групи якостей:

1) качества персональные: быть свободным, развивать индивидуальность, быть самостоятельным, управлять своими желаниями, владеть чувствами пиетета (лат Риеиа

2) качества семьянина: уметь превратить свой дом в место любви, отдыха и воспитания:

3) качества общественные: быть преданным работе, содействовать благополучию общества, быть творческим человеком, уважать социальные ценности;

4) гражданские качества: быть патриотом, уважать государственную символику, обладать лучшими национальными качествами

В России на основе Закона \"Об образовании\" воспитание рассматривается как деятельность, направленная на формирование и свободное развитие личности ребенка, предоставление ей поддержки в жизненном самоопределении, воспитания качеств гражданина-патриота, профессионала-работника, семьянина-отецина-батька.

Социальный (внешний) план развития личности отражает ее социумнисть Социумнисть характеризуется такими параметрами, как широта и высота поднятия личности к социальным ценностям, степень ори иентации в них и уровень приобретенных на их основе личностных той.

Внутренний план развития личности прежде психофизическое, отражает ЕЕ самость Самость характеризует глубину индивидуальности личности, ее потребности, интересы, ценности

Настоящее воспитания назад и объединяет в себе науку и искусство, и объективные закономерности социального развития в жестких рамках [культуры должны оставить место для индивидуального своеобразия своих обода сюобиспсного \"Я\", становления субъектности'єктності. К Д Ушинский І

Гармония самости (жизнь в себе) и социумности (жизнь в обществе) характеризует личность с позиции целостности Достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания Специфика цели гуманистического воспитания заключается в создании условий для самореализации и саморазвития личности в гармонии с собой и обществом

Такая цель воспитания реализует гуманистические позиции общества по склистости и своего будущего Она раскрывает перед личностью спектр различных жизненных выборов, возможностей самостоятельно строить жизнь я, поведение, деятельность, поступки согласно собственным представлениям о счастье время создает возможность понять свое право и ответственность за раскрытие своих способностей, творческого потенциала, за вла сна судьбу; лучше осмыслить соотношение между внутренней свободой выбора самореализации и саморазвития и целенаправленным воздействием обществва.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Источник: uchebnikionline.com