Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников

Физическое воспитание и речевое развитие дошкольников – важные направления коррекционно - педагогической работы. Многие учёные, исследуя физическое состояние детей с нарушением речи, отмечают у них недоразвитие мелкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений, отсутствие необходимого двигательного опыта. В связи с этим наша задача не только выделить характер, но и структуру дефекта, увидеть потенциальные возможности физического развития ребёнка. Среди организованных видов двигательной активности для дошкольников огромное значение имеют игры, игровые упражнения, игровые разминки с речевым сопровождением, считалки. Участие в игровых заданиях различной интенсивности позволяет преодолевать недостатки в нарушение речи и осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная деятельность детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых материалов. Дети проговаривают и усваивают слова, обозначающие движения, учатся применять их в подвижных играх, упражнениях. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано, чтобы не снижать двигательную активность детей. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища совершенствует движение артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для дошкольников проговаривание стихов, считалок и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, чёткой и эмоциональной. Установлено, что на формирование речи влияют: моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей. Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специально организованные формы двигательной деятельности. Это:

1. Коррекционно-оздоровительная гимнастика, которая проводится в утренние часы. Гимнастика позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на весь день.

2. Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров - система физических упражнений для коррекции речи. Данная гимнастика является составной частью всех обучающих занятий и включает в себя элементы логоритмики – движения, сочетающиеся с речевым сопровождением. При выполнении таких движений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются.

3. Релаксация- особые упражнения на расслаблении мышц рук, ног, туловища, успокаивающие детей и снимающие мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи. 4. Подвижные игры- незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие смекалки, ловкости, сноровки, морально- волевых качеств. В играх дети очень хорошо осваивают и развивают свою речь.

В заключении хотелось бы отметить, что речь и движения очень тесно связаны, и дополняют друг друга. Интеграция двигательной и речевой деятельности способствует расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивает основные психические процессы, память, внимание, мышление.

Источник: www.maam.ru