Организация физического воспитания детей с использованием русского фольклора. Детский сад 82

Организация физического воспитания детей с использованием русского фольклора

Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

На каждом занятии стараемся решать следующие виды задач:
  • оздоровительные (коррекционно -профилактические): содействие разумному физическому воспитанию ребёнка, повышение общей жизнестойкости организма, предупреждение и преодоление различных отклонений в двигательном развитии здоровья детей;
  • развивающие. развитие необходимых двигательных качеств;
  • воспитательные. воспитание личностных качеств будущих людей Земли;
  • общеобразовательные. ознакомление детей с основами мироздания и земного бытия (в широком и современном смысле этих понятий);
  • обучающие. содействие естественному формированию основных движений у детей и организация условий для их совершенствования.

Я работаю в ДОУ инструктором физкультуры. До этого работала воспитателем, поэтому очень хорошо знаю природу дошкольника. В результате чего скоро пришла к выводу, что не нужно учить детей основным движениям, а нужно создавать на занятиях благоприятные двигательно-игровые условия для самостоятельной реализации детьми их естественного двигательного потенциала. Не вмешиваться в природу со своими надуманными методиками, а лишь помогать естественному двигательному началу появиться во всей полноте. Поэтому стараюсь создать в учреждении условия, поощряющие двигательную активность, тогда ребёнок будет расти гармонично, наливаться силой, здоровьем и радостью.

Физическое воспитание детей не должно сводиться только к мускульной деятельности, как это традиционно культивировалось в практике. Двигательная активность является чудесной основой для других видов учебно-воспитательной работы. Никакая другая деятельность не является столь благоприятной для освоения детьми знаний об окружающем мире, его законах, особенностях.

Вот некоторые из сопутствующих задач.
  1. Формирование посредством движений пространственных, временных, энергетических представлений (в зависимости от уровня интеллектуального развития ребёнка):

длинный – короткий (длиннее – короче); узкий – широкий (уже – шире);

малый – большой (меньше – больше); верхний – нижний (выше – ниже);

дальний – ближний (дальше – ближе); левый – правый (левее – правее);

задний – передний (назад – вперёд); тонкий – толстый (тоньше – толще);

медленный – быстрый (медленнее – быстрее); частый – редкий (чаще – реже);

много – мало (больше – меньше); долгий – скорый (дольше – скорее);

сильный – слабый (сильнее – слабее).

  • Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств, фактуры материалов и предметов по типу: тяжелый – легкий, гладкий – шершавый, плотный – пористый, эластичный–хрупкий, мягкий – твердый, холодный – горячий, мокрый – сухой и т.д.
  • Ознакомление в процессе физического воспитания с назначением различных типов предметов (приспособлений) и формирование на этой основе элементов "орудийной" логики (для чего и как применяется этот предмет)
  • Уточнение, расширение и активизация глагольного словаря детей: ловить, бросать, катать, набивать, футболить (мяч);

    висеть, перехватывать руками, раскачиваться, подвешивать (предметы и приспособления) на перекладине;

    подниматься, опускаться, лазить, наклоняться, спрыгивать (с использованием гимнастической лестницы).

  • Развитие посредством двигательных заданий, игр и эстафет математических представлений, а также внимания, логики, памяти, наблюдательности.
  • Воспитание у детей необходимых личностных качеств – таких как честность, смелость, сострадание, настойчивость, справедливость, скромность, целенаправленность.
  • Формирование в процессе двигательной деятельности необходимых эстетических и этических норм: женственности, мягкости, аккуратности, (у девочек), мужественности, лидерства, джентльменства (у мальчиков); воспитание правил хорошего тона во взаимоотношениях друг с другом, педагогом, старшим, другими окружающими; пробуждение у детей, чувства прекрасного, гармонии (в действиях, языке, музыке, природе и т.д.)
  • Коррекция эмоционального состояния детей: формирование и закрепление положительных эмоций в процессе занятия двигательной деятельностью, создание мотивации к ней, выработка правильных эмоциональных реакций на те или иные двигательные (игровые ситуации).
  • Под основным двигательным режимом мы понимаем реализуемые в жизни основные движения, подготовительные и подводящие упражнения к ним, их методическое обеспечение, закрепляющие игры, эстафеты, соревнования, а также наличие необходимого материально-технического оборудования.

    Под общим двигательным режимом мы подразумеваем всю совокупность двигательно-игровой активности детей в течение дня, как специально организованную педагогом, так и самостоятельную, произвольную.

    Мы много думали над тем, как перестроить свои занятия, учитывая то, что дети не могут одинаково отвечать требованиям педагога. Решили дать ребенку в начале занятия расслабиться, т.е. заняться тем, чем ему хочется: кто-то крутит обруч, кто-то играет в мяч, кто-то упражняется на канате, а кто-то просто стоит наблюдая за всеми.

    Но так как на любом занятии стоят определенные цели, мы стараемся переключить внимание ребят на нужное упражнение. Заинтересовать их появлением какого-то сказочного героя, игрушки, снаряда или просто возникновением постороннего шума. И ребенок, сам того не замечая, перестраивается и выполняет любое задание. Очень важно при этом демонстрировать собственную расположенность, которая проявляется в том, как мы улыбаемся, с какой интонацией говорим. Одному ребенку приятно наше тактильное соприкосновение. Дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе, к другому нужно обратиться с какими-нибудь словами, назвать по имени, сказать что-либо в его адрес. А третьему, возможно, будет достаточно то, что мы просто смотрим на него и устанавливаем контакт.

    Очень часто в своей работе с детьми обращаемся к русскому народному

    творчеству. Ребенку все это доступно, а значит и интересно. Живая веселая сказочность, образность, юмор, потешки, присказки, пословицы, игровой характер занятия делает его интересным для детей любого возраста. Мы замечаем, что наши ребята, особенно любят такие занятия. Всё это помогает наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

    Начать занятие можно так:

    “Готовы ли вы позабавиться?

    Да потешиться? Удалью похвастаться,

    Силушкой померяться?!”

    Или так: “Собирайся народ,

    Вас много интересного ждет!

    Видно, как загораются глазёнки ребят, как поднимается их настроение, появляется желание двигаться.

    Так как дети очень любят сказки и сказочные герои им близки, занятие можно начать с рассказывания сказки или потешки:

    Источник: ds82.ru