"Развивающая предметная среда,

это система материальных объектов

деятельности ребенка,

функционально моделирующае содержание

его духовного и физического развития".

Предметно – развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Кроме того, предметно –развивающая среда, в детском саду, должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а самое главное она должна быть организована с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Важно, чтоб предметно-развивающая среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Правильно организованная предметно-развивающей среда в детском саду несет эффективность воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Характеристики предметно-развивающей среды

1) Комфортность и безопасность обстановки чаще всего дости­гается через сходство интерьера групповой комнаты с домаш­ней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка, со­здает чувство уверенности и безопасности.

В результате пре­бывания в естественной, уютной обстановке у ребенка скла­дываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать та­ким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим часто вносятся разнообразные бытовые пред­меты, а в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются ес­тественные вещи. Раз­нообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе ин­теллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста.

3) Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельнос­ти и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными матери­алами.

Такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опы­та социальной жизни и его интериоризации, становлении объектной позиции, развивает его самостоя­тельность и инициативность. Кроме того, ситуация занятос­ти и увлеченности интересной деятельностью каждого ребенка снижает потенциальную возможность возникновения организационных и дисциплинарных проблем.

4) Обеспечение возможности для исследования и научения.

Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Ребенок очень много узнает еще до того, как приходит в дошкольное учреждение. К этому моменту он уже имеет значительный опыт и понимает окружающий мир на основе этого опыта.

Процесс образования в дошкольном учреждении должен основываться на этом предыдущем опыте ребенка и учитывать собственную точку зрения ребенка на окружающий мир.

"Дом" – это старейшая детская сюжетно-ролевая игра, служащая имитацией взрослой семейной жизни. Инициаторами и участниками игры выступаю и мальчики и девочки. Четких правил игры не существует, все держится на самой идее и распределении ролей, походу игры способных легко меняться. В ходе игры дети воплощают реальные жизненные ситуации, воссоздают систему отношений в семье.

В игре ребенок познает окружающий мир, развивается его мышление чувства, воля, происходит овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками, формируются взаимоотношения со сверстниками, а самое главное происходит становление самооценки и самосознания.

"Салон красоты". Маленькие дети с удовольствием «ходят» в салон красоты, где они могут «примерить» на себя взрослые роли. Эта сюжетно-ролевая игра также помогает овладению нормами и правилами поведения в обществе, учит выстраивать диалог, развивает речь, мышление, воображение, воспитывает в детях аккуратность, стремление быть красивыми, вызывает положительные эмоции и создает хорошее настроение на весь день.

Уголок «Больница» в детском саду - это, пожалуй, одна из самых игровых зон малышей. В доктора любят играть и мальчики и девочки.

Развитие сюжета в «Больнице» позволяет использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; формировать внимательное отношение к пациентам, умение принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия; вызывать сочувствие к заболевшим игрушкам.

Зона развития мелкой моторики с я ркими пирамидками, игрушками-шнуровками разного вида, сюжетно-дидактическими панно с пуговицами, разными видами мозаик, настольно-печатных игры, кубиками, пазлами, замочками, ленточками помогают малышу в р азвитии пальчиковой моторики, освоению операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое, развитию зрительного восприятия и внимания, формированию исследовательских навыков, знакомству с геометрическими фигурами и формами предметов, обучению группировки предметов по цвету, размеру, форме, выявлению отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один). а самое главное - о богащению активного словаря детей и развитию памяти.

Строительный уголок . Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования состоящий из различных геометрических фигур: кубики, призмы, цилиндры, овалы, прямоугольники разных цветов. Из этих элементов дети играя создают «что –то» целое: дома, машины, мосты, лесенки… Это игра не только увлекательна, но и полезна. Ведь когда малыш строит, он ориентируется на некий образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление, воображение и память. Конструируя «что – то» ребенок подстраивает свои руки к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определённого результата, он развивает целенаправленность собственных действий.

Физкультурный уголок. Детство — это движение. Возможность свободно двигаться должна быть у каждого ребенка. Современные дети более привычны к сидячему образу жизни, и значительную часть времени проводят дома у телевизора. Вот почему так важно побуждать их к движению в детском саду. Особенно это значимо в раннем возрасте, который является важным периодом в формировании человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. Очень важно вовремя научить малыша правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом.

Работа по физическому воспитанию помогает каждому ребёнку быстрее освоить основные движения, повышают внимание, укрепляют организм и способствует повышению иммунитета.

Для проведения физкультурной работы в группах организованы физкультурные уголки, которые включает в себя: разноцветные кегли, кубики, платочки, набивные мешочки, мячи различного диаметра от маленьких до больших, мягкие модули, массажные коврики, атрибуты для дыхательного аппарата и многое другое.

Физкультурный уголок в группе создает благоприятную обстановку для двигательной деятельности детей, которая приносит огромную радость малышам.

Уголок природы – необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду. Он помогает научить детей воспринимать красоту природы, привить милосердие и сострадание к растениям и животным, понимание необходимости беречь природу, другими словами – сформировать экологическую культуру личности.

В уголке природы размещены не только комнатные растения, но и календарь погоды, яркие иллюстрации, познавательные энциклопедии, книги о природе, дидактические игры, поделки из природного материала.

Уголок рисования. Рисование – это любимое занятие многих детей, начиная с раннего возраста. Малышам интересно наблюдать, как ложиться краска на листы бумаги, узнавать, как получаются кляксы или знакомые персонажи мультфильмов. Но больше всего их радует, когда все это они могут сделать сами. Для этого в группах нашего детского сада созданы уголки рисования.

Книжный уголок. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте, поэтому ребенку надо читать как можно больше и для этого в каждой группе нашего детского сада организован книжный уголок. где можно самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу, спокойно рассмотреть и «перечитать» её.

Главная задача ознакомления детей с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.

Уголок театрализованной деятельности. Занятия с детьми театрализованной деятельностью – одна из форм образовательного процесса в детском саду. Театрализация доставляет детям не только радость и положительные эмоции, но и развивает воображение и фантазию, формирует личностную культуру, развивает социальные навыки.

Театральная деятельность является основой самостоятельного творчества каждого ребенка его эстетического чувства, развития артистических способностей. В ходе театрализованной деятельности ребенок развивает игровое поведение, умение творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях детей.

Немаловажную роль театрализованная деятельность играет в развитии артикуляционнойгимнастики, речевой интонационной выразительности и мимики.

Музыкльный уголок. Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, а трибуты, музыкально-дидактические материалы, наглядные пособия. Поэтому

оснащение наших музыкальных уголков разнообразно, оригинально и привлекательно, а самое главное доступно для детей. Музыкальная среда помогает решать развивающие и воспитательные задачи в доступной для детей игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.)

У голок уединения. Любят малыши уголок уединения, в котором можно посмотреть в одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть от детского коллектива, создовая себе "своё" личное пространство.

Наша гордость - раздевалка . Группы нашей здесь лицо!

Она радостно встречает всех открывших дверь ее!

Информационный уголок с разной информацией всех родителей здесь ждет

И буклеты, и советы, и вопросы к папам, мамам от детей,

И меню на день, а также папки-передвижки,

Которые читать родителям не лень!

Есть место, где увидим все творения ребят:

Здесь поделки и рисунки как на выставке висят.

Источник: teremok-2013.ru