Ответы к государственному экзамену по педагогике: Часть 1 - Цели и задачи дошкольного образования и воспитания

Страница 20 из 24

  Цели и задачи дошкольного образования и воспитания.

А) ЗАДАЧИ   ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

К задачам воспитания детей дошкольного возрас­та относится физическое, умственное, трудовое, духов­но-нравственное, художественно-эстетическое, соци­альное развитие.

Исходя из особенностей детей дошкольного возра­ста, все указанные выше задачи воспитания имеют свою специфику в дошкольном учреждении.

Все задачи учебно-воспитательного процесса в прак­тической деятельности находятся в единстве и взаимо­связи, органически дополняя друг друга. Решение этих задач в дошкольном образовательном учреждении на­правлено на реализацию цели воспитания – разносто­роннее развитие личности.

Но при этом сохраняется ориентация на идеальную цель воспитания – всесто­роннее и гармоническое развитие личности.

Б) ПОНЯТИЕ О ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ; ИДЕАЛЬНАЯ, РЕАЛЬНАЯ ЦЕЛИ. КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, 1989.

В современной педагогической науке есть точка зрения, согласно которой целью воспитания считается подготовка всесторонне гармонически развитой лич­ности.

Эта идея появилась в эпоху Возрождения и особенно ярко прозвучала в трудах педагогов-гумани­стов. (Томас Мор Р. Оуэн, Ш. Фурье, Сен-Си­мон, Т. Кампанелла). Они обосновали идею формирова­ния всесторонне развитой личности на основе соединения обучения с трудом.

С подобными идеями о всестороннем воспитании личности выступили отечественные революционные демократы – Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Они провозгласили идеал нового человека – высоко­идейный, истинный патриот Родины и всесторонне гармонически развитый человек.

Однако, несмотря на большой интерес к вопросам всестороннего развития личности на разных этапах становления общества, эта идея осталась лишь гуман­ным призывом, мечтой о подготовке совершенной лич­ности.

Во многих международных документах, законода­тельных актах целого ряда государств провозглашалась цель воспитания – формирование всесторонне гар­монически развитой личности. Это цель благородная, прекрасная. Она является тем идеалом, к которому должно стремиться любое государство.

Но для реали­зации такой цели воспитания необходимы определен­ные объективные условия – правовые, социальные, экономические.

Именно поэтому в реальной действи­тельности очень сложно реализовать идеальную цель воспитания – формирование всесторонне и гармони­чески развитой личности. Но она нужна. Она является ориентиром на возможности че­ловека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В ней за­ложено сильное гуманное начало - вера в возможности человека.

Если существует идеальная цель воспитания, то, должна существовать и реальная цель. т.е. такая цель, которая может быть осуществлена, реализована в конкретном обществе и по отно­шению к конкретным людям.

Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разно­сторонне развитого счастливого ребенка.

Реальные цели воспитания в отличие от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются в за­висимости от целого ряда условий.

Реальные цели воспитания имеют исторический харак­тер. Это значит, что в разные исторические периоды, на разных этапах развития человеческого общества ставились разные цели в зависимости от политики государства, от господствующей идеологии.

Цель и задачи воспитания реализуются в учебно-воспитательном процессе образовательного учрежде­ния. В реальных условиях практической работы с детьми образовательный и вос­питательный процессы функционируют в единстве.

В)   ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ: ПО СТОРОНАМ ВОСПИТАНИЯ И ПО ЛИНИЯМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

1. Задачи физического вос­питания детей   - им отводится ведущее место в дошкольном образовательном уч­реждении.

Сюда входит решение задач:

- по охране и укреплению здоровья, совершенствованию растущего и развивающегося организма ;

- по совершенствованию функциональных возможностей детского организма на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Физическое воспитание направлено на своевременное формирование двигательных навыков, умений и физических качеств, развитие интереса к доступным видам деятельности. В связи с этим важно стимулировать и обогащать двигательный опыт детей, формировать правильную осанку, разви­вать ловкость, гибкость, умение ориентироваться в про­странстве.

2. Задачи умственного воспитания детей до­школьного возраста

- Развитие речи ребенка. обогаще­ние и активизация его словаря, развитие правильного грамматического строя речи и ее звуковой культуры, умение правильно выражать в разго­ворной речи свои мысли – занимает ведущее место.

К старшему дошкольному возрасту речь служит главным источником получения знаний об окружающем мире, средством общения и определенных отношений с окружающими людьми. К выходу из детского сада ребенок уже активно пользу­ется диалогической речью, а затем и монологом, как новой формой речевого общения.

- Формирование интереса детей к рассказыванию, к описанию картины, пересказу сказки и т. п. которое связано с задачами по развитию речи.

- Развитие различных видов мышления. У детей дошкольного воз­раста особое место занимает развитие логического мышления – сравнение, установление доступных ре­бенку причинно-следственных связей, первичный ана­лиз фактов, явлений, событий.

Успешное решение задач умственного воспитания детей дошкольного возраста зависит от умения воспи­тателя подбирать содержание и методику занятий с детьми и организацию их разнообразной деятельности.

3. Задачи нравственного воспитания включают формирование:

- уважения к взрослым, сверстникам,

- навыков культурного поведения,

- ответ­ственного отношения к выполнению доступных пору­чений,

- организованности, самостоятельности,

- умения дружно играть и трудиться,

- стремления поступать хорошо и воздерживаться от того, что не дозволено,

- справедливо оценивать свои поступки и действия сво­их сверстников.

Развитие нравственных чувств, воспитание нравствен­ных привычек, формирование нравственных суждений и оценок – все это является составными частями при решении задач нравственного воспитания детей до­школьного возраста.

Здесь следует отметить, что в со­временных программах для дошкольных образователь­ных учреждений специально не выделяется раздел нравственного воспитания детей, но нравственность пронизывает все направления деятельности с детьм и: игру, знакомство с культурой быта, развитие познава­тельной активности, речевое развитие ребенка, соци­альное развитие и т.п.

4. Задачи эстетического воспитания дошкольников включают в себя формирование чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественного раз­вития.

Для детей дошкольного возраста в связи с их импульсивностью и эмоциональностью характерна осо­бая восприимчивость к произведениям искусства. Му­зыка, изобразительное искусство, художественная ли­тература способствуют развитию эстетических чувств, воображения, обогащают духовный мир ребенка.

5. Задачи трудового воспитания.

- Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.

- Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.

- Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

6. Задача подготовки в процессе учебно-воспитательной деятельности к обучению в школе - в ажная задача детского сада.

В течение всего пребывания воспитанников в детском саду необходимо развивать у них качества, важные для будущей учебы в школе. Это прежде всего интеллектуальные умения и навыки. нравственно-воле­вые качества. без которых невозможен систематичес­кий учебный труд. Особое значение эта задача приоб­ретает в старшей и подготовительной группах детского сада, где все обучение и воспитание подчинено задачам формирования готовности ребенка к школе.

Г) ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ.

Закономерности воспитания - это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания.

Закономерности отражают сущностную характеристику процесса развития.

Закономерности конкретизиру­ются в принципах воспитания; принципы - в технологии; технология   в средствах, методах; методы - в приемах.

Если такая цепочка имеет единый смысловой стержень - результат в воспитании в значительной мере обеща­ет быть положительным.

Рассмотрим данную цепочку на конкретных примерах.

1. Воспитание индивида становится возможным. если сам ребенок активен в данном процессе. Это объективная, проверенная наукой и практикой закономерность.

На основе данной закономерности педагогика формулиру­ет принцип воспитания - поддерживать и направ­лять потребность ребенка в активности. учитывать соотношение между мерой ак­тивности малыша и его возможностями.

Для реализации этого принципа технология выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою актив­ность в деятельности. Это значит, что педагогический про­цесс представляет собой логическое сочетание разных ви­дов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным.

Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы. направленные на повышение познавательной, эмоциональ­ной, двигательной и другой активности.

2. Потребность ребенка в любви - зако­номерность. Малыш благополучно развивается и воспиты­вается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того что­бы ребенок реализовывал свои возможности как развива­ющаяся личность.

Принципом воспитания. который выстраивается на ос­нове данной закономерности, с учетом ее, являются терпи­мость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.

Для реализации принципа технология включает обращенность педагога к ребен­ку, ситуации, которые дают малышу возможность почув­ствовать, что его любят, верят в его силы. Педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, «мажорными» ситуациями, обучением способам выражения любви.

Методы и приемы для конкретизации такой технологии должны быть личностно-ориентированы, т.е. показывать ребенку, что его уважают и любят. В этой связи особое зна­чение придается педагогической оценке и личностному об­щению.

3. Личность эффективно развивается лишь в ситуации успеха - закономерность. Маленькому человеку на пути вхождения в мир людей важно постоянно ощу­щать, что он на правильном пути. Такое ощущение закреп­ляет нужные формы взаимодействия с социальным миром.

Конкретизирующий эту закономерность принцип - ува­жение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности».

Этот принцип ложится в основу технологии, методов, приемов воспитания. Мы часто «обучаем детей беспомощ­ности»: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду» и т. п. По­добными оценками и характеристиками мы приучаем ре­бенка к тому, что он начинает бояться ошибиться, пред­восхищает ошибку, еще не начав что-то делать, и поэтому ограждает себя от отрицательной оценки взрослого, отка­зываясь от попытки действовать. В результате у него выра­батывается осторожно-пассивный тип поведения.

Если же взрослые (воспитатель, родители) выстраивают воспитание в соответствии с обсуждаемыми закономерностью и прин­ципом, то в основе педагогической технологии будет формирование у детей умения не бояться ошибок, а исправлять их. Поломал игрушку - нужно вместе подумать, как ее по­чинить. Не стоит говорить малышу с укором: «Вот, сам поломал - сам и ремонтируй». Это по­хоже на наказание трудом, что недопустимо. Лучше выра­зить сожаление и сказать: «Жаль, конечно, что поломалась. Но давай попробуем исправить. Подумай, как ты ее отре­монтируешь, а я немножко помогу, если тебе будет очень трудно». Постоянно ругая малыша за погрешности, мы вос­питаем человека неуверенного и, что особенно плохо, склон­ного ко лжи и апатии, а иногда и к агрессии.

Множество ошибок совершается воспитателями и роди­телями именно из-за незнания и непонимания закономерно­стей воспитания и логики организации его процесса. Из-за этого к детям предъявляются неадекватные их возрасту тре­бования, не используются оптимальные формы организации деятельности и т.д.

Д) ГУМАНИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ И ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:      ОРИЕНТИРЫ     И     ТРЕБОВАНИЯ     К     ОБНОВЛЕНИЮ.     МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, 1992.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей.

В Концепции дошкольного воспитания от 16 июня 1989 г. N 7/1 говорится, что ключевыми позициями обновления   детского сада   являются

- охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического),

- гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми,

- раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду,

- обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка,

- радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания

- перестройка системы управления.

В «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.). впервые публично был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного состояния общественного дошкольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка указывалось на использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах.

Отмечалось, что в основном дошкольное воспитание по существу сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребенка.

Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию.

Важные идеи концепции - гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

В Концепции раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения педагогической работы с детьми.

Различия между моделями определяются не только процессом, но и его конечным результатом - тем, каким в итоге становится ребенок, какой складывается его личность.

Учебно-дисциплинарная модель характеризуетсяя следующими признаками:

- Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание;

- Лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми -"Делай, как я!".

- Способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

- Тактика - диктат и опека.

- Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.

В личностно-ориентированной модели, которая альтернативна учебно-дисциплинарной модели, воспитатель в общении с детьми придерживается принципа. "Не рядом и не над, а вместе!" Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Это предполагает решение следующих задач.

- развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье);

- формирование начал личности (базис личностной культуры);

- развитие индивидуальности ребенка.

Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей; исходя из задач, максимально полно развернуть возможность их роста.

Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.

Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т. д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка.

Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Вторая модель способствует становлению ребенка как личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развитие индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т.е. способствует гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми.

Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования, способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы дошкольного образования – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).

Федеральные государственные требования – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования (обновления содержания образования, технологий, используемых в ходе обучения, системы оценивания качества результатов дошкольного образования).

Теоретико-методологическую основу ФГТ составили: гуманитарный и системно-деятельностный подходы.

Гуманитарный подход в контексте ФГТ рассматривается и как обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, то есть становление в каждом ребенке его субъектности.

ФГТ в соответствии с теоретико-методологическими основами системно-деятельностного подхода выделяют основные виды деятельности. которые являются основными формами практики для ребенка дошкольного возраста. Это коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная деятельность, а также чтение (восприятие) художественной литературы. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является детская игра.

Реализация вышеобозначенных концептуальных основ ФГТ возможна за счет системных обновлений:

- содержания дошкольного образования,

- технологий, используемых в ходе обучения,

- системы оценивания качества результатов дошкольного образования,

- обновления структуры образования в целом,

- введения новой системы оплаты труда руководящих и педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений,

- внедрения государственно-общественной модели управления дошкольным образованием

- создания открытой информационной среды дошкольного образовательного учреждения.

Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования. что является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает субъектность дошкольного образования. В условиях развития вариативности появляются современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку.

Источник: otveti-examen.ru