МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

Abstract

PHYSICAL EDUCATION AT JUNIOR SCHOOL BY MEANS OF TABLE TENNIS IN CONDITIONS OF THREE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE AT SCHOOLS OF GENERAL EDUCATION

I.A. Chueva

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА В УСЛОВИЯХ ТРЕХ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

И.А. Чуева

Московский государственный областной университет, Москва

Ключевые слова. физические качества, настольный теннис, младший школьный возраст, физическое воспитание в школе.

Введение. На современном этапе развития общества одним из приоритетных направлений в области образования является создание максимально благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития ребенка с учетом его индивидуальных морфофункциональных, физических, соматических, психических особенностей.

Совместное постановление Министерства образования, Госкомспорта и Минздрава России о введении трех уроков физической культуры в неделю в общеобразовательной школе выдвигает задачу научного обоснования дополнительных средств физического воспитания, за счет которых должна увеличиться двигательная активность школьников, тем самым положительно влияя на решение в первую очередь оздоровительных задач физического воспитания.

В начале 90-х гг. В.К. Бальсевичем была высказана идея широкого привлечения средств спорта к процессу обязательного физического воспитания. Суть идеи заключается в адаптировании высоких спортивных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в большом спорте, к повышению эффективности школьного физического воспитания [1, 2].

Общеизвестно, что младший школьный возраст - важнейший период развития ребенка, укрепления его здоровья, формирования двигательных умений и навыков, развития основных физических и психических качеств.

Предполагалось, что из всего многообразия существующих средств физического воспитания учащихся 1-2-х классов включение упражнений из настольного тенниса является предпочтительным. Это объясняется следующими причинами: во-первых, упражнения из настольного тенниса позволяют в полной мере использовать игровой метод при развитии двигательных способностей; во-вторых, настольный теннис - эффективное средство развития скорости двигательной реакции, частоты движений, скорости отдельных движений, координационных способностей, скоростно-силовых способностей, гибкости и общей выносливости, которые в 6-8 лет отличаются высокими темпами естественного развития; и, в-третьих, применение этого средства не требует больших материальных и финансовых затрат [3, 5]. Кроме того, этот вид спорта позволяет использовать метод сопряженного воздействия, когда значительный объём упражнений одновременно развивает физические качества и формирует двигательные умения и навыки. В условиях уроков физической культуры такой подход наиболее целесообразен для повышения моторной плотности учебных занятий.

В этой связи нами была разработана и экспериментально проверена методика физического воспитания учащихся 1-2-х классов общеобразовательных школ, сочетающая базовые средства физического воспитания и средства настольного тенниса.

Методы и организация исследования. Разработка и экспериментальная проверка данной методики осуществлялись в четыре этапа. На 1-м этапе (2000/2001 уч. г.) изучалось состояние исследуемой проблемы по данным научно-методической литературы. Подготавливалась материально-техническая база для проведения педагогического эксперимента. На 2-м этапе (2002

/2003 уч. г.) проводилось исследование с целью выявления взаимосвязи показателей общей физической подготовленности детей с тестами двигательной подготовленности в настольном теннисе. В исследовании приняли участие 30 мальчиков и 30 девочек 7-8 лет, прошедших 1 год теннисной подготовки в ДЮСШ. По результатам исследования была разработана методика обучения настольному теннису в сочетании с базовыми средствами физического воспитания в условиях уроков физической культуры общеобразовательной школы. На 3-м этапе (2003/2004 уч. г.) проводился педагогический эксперимент на базе средней школы № 609 Зеленоградского АО г. Москвы с целью обоснования эффективности разработанной нами методики. В эксперименте приняли участие учащиеся 1-х классов, всего 60 человек. 4-й этап исследования включил в себя систематизацию, обобщение и интерпретацию экспериментального материала.

В эксперименте приняли участие три группы испытуемых. Контрольная группа (КГ), в которой дети занимались физкультурой по комплексной программе 1996 г. 3 раза в неделю. При этом базовая часть составила 82 ч, а вариативная (занятия аэробикой) - 20 ч учебных занятий. Первая экспериментальная группа (ЭГ1), занималас ь по методике, сочетающей базовые средства физического воспитания с элементами настольного тенниса. Суть методики заключается в сопряженном методе обучения, когда одновременно формируются умения и навыки настольного тенниса и развиваются физические качества. При этом базовая часть составила 52 ч, а занятия настольным теннисом - 50 ч, из них 10 ч заняли теннисные упражнения, развивающие физические качества, и 40 ч - упражнения на овладение техникой настольного тенниса. Во второй экспериментальн ой группе (ЭГ2), в которой дети также сочетали базовые средства физического воспитания и элементы настольного тенниса (52 и 50 ч соответственно), использовались те специальные теннисные упражнения, которые по результатам проведенных нами исследований более тесно взаимосвязаны с двигательными качествами детей, наиболее эффективно развивающимися в этом возрасте. При этом 30 ч отводилось упражнениям на развитие физических качеств в настольном теннисе, а 20 ч - на обучение умениям и навыкам игры в настольный теннис.

Тестирование учащихся проводилось в два этапа: в начале и в конце учебного года по 9 общепринятым тестам физической подготовленности [4]. По результатам первого и второго этапов педагогического эксперимента мы провели сравнительный анализ влияния трёх вариантов физической подготовки на физические качества девочек и мальчиков 6-8 лет.

Сравнительный анализ проводился путём сопоставления средних арифметических величин (Х), средней ошибки средних арифметических (m), дисперсии (G), а также абсолютного прироста показателей по каждому физическому качеству. Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента. Для проверки гипотезы о нормальности распределения признаков использовался W-критерий Шапиро-Уилка.

Результаты исследования. Предварительное исследование по выявлению взаимосвязи между тестами общей физической подготовленности и тестами двигательной подготовленности в настольном теннисе у 8-летних детей проводилось с помощью методов парной корреляции и множественного регрессионного анализа. Установлена тесная взаимосвязь специальных физических упражнений, применяемых в практике настольного тенниса у детей 6-8 лет, с общепринятыми тестами, определяющими их скоростно-силовые качества (у девочек r = 0,85, у мальчиков r = 0,75), координационные качества (у девочек r = 0,74, у мальчиков r = 0,83), скоростные качества, а именно частоту движений (у девочек r = 0,45, у мальчиков r = 0,65). Выявлена достоверная взаимосвязь некоторых специальных технико-тактических теннисных тестов с общепринятыми тестами на общую физическую подготовленность у данного контингента детей. Это позволило нам скорректировать нашу методику в плане увеличения тех специальных теннисных упражнений, которые в большей степени будут воздействовать на развитие таких физических качеств и навыков, которые целесообразно развивать в этом возрасте.

В результате проверки эффективности разработанной нами методики органичного включения настольного тенниса в процесс физического воспитания младших школьников получено достоверное улучшение результатов в ЭГ1 и ЭГ2 по большинству показателей и практически по всем значениям абсолютного прироста показателей, кроме теста "Наклон вперёд сидя", как у девочек, так и у мальчиков. В КГ также наблюдается положительная динамика изменения результатов, но изменения достоверны лишь в трёх тестах из девяти (см. таблицу).

Кроме того, выявлены достоверные межгрупповые различия результатов в тестах "Бег на месте" и "Прыжок на разметку" в КГ и ЭГ1 и ЭГ2, как у мальчиков, так и у девочек. В экспериментальных группах результаты в данных тестах значительно выше. Прирост результатов ЭГ2 относительно ЭГ1 несколько выше по большинству показателей, но различия между ними недостоверны.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что, сочетая базовые средства физического воспитания и средства настольного тенниса, можно успешно решать задачи воспитания физических качеств детей 6-8 лет. Кроме того, большое разнообразие технико-тактических приёмов и специальных подводящих упражнений, связанных с проявлением мелкой моторики, значительно расширяет арсенал двигательных умений и навыков младших школьников, способствует развитию ловкости и координации движений.

Изменение показателей физической подготовленности мальчиков и девочек до и после педагогического эксперимента

Источник: lib.sportedu.ru