Аннотация

В статье рассматривается сущность дефиниции «физическая культура личности». Автором дано краткое представление о существующих в настоящее время взглядах на понимание физической культуры личности и ее строение в отечественной теории физической культуры.

Abstract 2006 year, VAK speciality — 13.00.04, author — Nikitina A. A.

Текст

научной работы на тему "О сущности дефиниции «физическая культура личности» в физическом воспитании студентов". Научная статья по специальности "Физическая культура и спорт"

30

УДК 796.01:37.037

А.А. Никитина

О СУЩНОСТИ ДЕФИНИЦИИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается сущность дефиниции «физическая культура личности». Автором дано краткое представление о существующих в настоящее время взглядах на понимание физической культуры личности и ее строение в отечественной теории физической культуры.

The article focuses on the definition of «individual physical culture». The author outlines the recent trends in investigating individual physical culture and its structure in Russian theory of physical education.

В публикациях, посвященных проблеме формирования физической культуры личности в процессе физического воспитания студентов и рассматриваемых в данной статье, представлены различные взгляды на понимание физической культуры личности и ее структуру. Государственный образовательный стандарт по учебному предмету «Физическая культура», учебные программы предписывают преподавателю в своей профессиональной деятельности стремиться к формированию физической культуры личности студента, но не дают ответа, что это такое. Основной недостаток формулировки цели состоит в отсутствии критериев и показателей, позволяющих диагностировать результаты деятельности, направленные на ее реализацию.

Данное обстоятельство свидетельствует о декларативности цели учебной дисциплины «Физическая культура», ограничивает представления о ее содержании и требует обоснования необходимости включения помимо физических упражнений других средств, используемых для формирования физической культуры личности.

Для того чтобы сформировать физическую культуру личности, необходимо понимать, что она собой представляет, что лежит в основе ее формирования, каков ее компонентный состав и структура, как определить уровень ее развития.

В связи с этим исследование специфической сущности физической культуры личности, ее структуры, компонентов, механизмов и закономерностей развития в процессе онтогенеза является одной из важнейших задач физкультурной науки.

Физическая культура личности в теории физической культуры стала предметом изучения сравнительно недавно. В 1975 г. вышел труд большого коллектива авторов «Советская система физического воспи-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 30-37.

тания», где под личной физической культурой человека понимался достигнутый им уровень развития физических способностей, включая индивидуальные особенности этого развития, уровень приобретенных специальных знаний в этой области, степень использования средств физической культуры в жизненной практике, а также использование достигнутого уровня физической культуры в творческой созидательной деятельности.

Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков [9] под физической культурой личности понимают воплощенные в самом человеке результаты использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в широком смысле слова (т. е. усвоенные человеком физкультурные знания, умения, навыки, достигнутые на основе использования средств физического воспитания, показатели физического развития и физической подготовленности). Выделение таких существенных компонентов, характеризующих физическую культуру личности, как знания, умения, навыки, показатели развития, в данном определении, предполагает органическую взаимосвязь физического и интеллектуального как основу всестороннего развития личности.

Л.П. Матвеевым при формировании физической культуры личности выделены в качестве ее структурных компонентов следующие: базисный, поведенческий и социально-ценностный. Базисный компонент физической культуры личности предполагает развитие основных физических качеств, формирование школы движений, воспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, оптимизацию двигательного режима. Поведенческий компонент способствует формированию умений самостоятельно заниматься физической культурой, внедрению ее во все сферы повседневной деятельности человека, овладению организационно-методическими умениями. Социальноценностный компонент раскрывает стремление личности к гармоничному физическому развитию, физической подготовленности, которая соответствует требованиям всех сфер жизнедеятельности и характеризуется определенной системой ценностных ориентаций (как сложного образования социальных и индивидуальных побудителей активности) в отношении к физической культуре (проявление интересов, мотивов, потребностей, убеждений, идеалов личности).

Надо сказать, что в содержание большинства существующих определений физической культуры человека, личности и индивида включены совокупность специальных знаний, определенный объем двигательных умений и навыков, степень развития физических качеств и способностей, т. е. фактически она отождествляется с физической подготовленностью. Но это все — результативная сторона деятельности.

М.Я. Виленский и В.А. Беляева [3] считают, что взаимосвязь и единство физического и интеллектуального прослеживается на всем жизненном пути человека, и если оно оптимально, то человек достигает значительных высот в своем развитии. Если же этого не наблюдается и развитие умственных сил и способностей идет в отрыве от совершенствования физических способностей, либо физическое развитие намного

опережает умственное, то, как правило, и сам человек, и общество терпят издержки в формировании всестороннего развития личности. Данная обобщенная, социально и личностно значимая педагогическая идея направлена авторами на понимание сущностной стороны физической культуры личности, которая представляется как сложное системное динамическое образование, характеризующееся уровнем ее физического состояния (здоровья, физического развития и подготовленности), осознанием способов достижения этого уровня и проявляющееся в различных видах физкультурно-спортивной деятельности. В основе физической культуры личности лежит органическое единство знаний, убеждений в их практическом использовании и непосредственной деятельности по их реализации. Одним из основных показателей физической культуры личности являются регулярные практические занятия физическими упражнениями [3, с. 19].

«Проблема физической культуры личности оказывается, при ближайшем рассмотрении, равной проблеме нравственной, интеллектуальной культуры личности. Мы очередной раз убеждаемся, что культура едина (и в этом смысле одна), мы убеждаемся, что культура требует единства, цельности человека. <. > Следовательно, мы развиваем физическую культуру личности, способствуем ее физическому совершенствованию в существенной степени лишь в той мере, в какой мы содействуем гармонизации личности, содействуем развитию социального и природного в человеке как внутренне единого, в то время как простое увеличение физической подготовленности человека само по себе, автоматически, не обеспечивает высокий уровень физической культуры [2, с. 5].

По мнению В.М. Выдрина, физическая культура личности включает в себя все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что дала ему природа, другими словами, все то, что стало в этом плане результатом его собственной деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование. Это «человеческая», а не только природная форма самого человека.

В физической культуре личности каждого отдельного человека В.К. Бальсевичем выделены и поставлены на первое место уровень, глубина, полнота и основательность знаний о сущности и правилах физической подготовки, методах организации физической активности, о путях и средствах физического совершенствования, о законах функционирования своего организма в процессе физической активности и т. д. Физическая культура личности определяется совокупностью его личных физических двигательных достижений (физические качества, двигательные умения и навыки, работоспособность и т. д.). И, наконец, уровень физической культуры личности определяется структурой и направленностью мотиваций физической активности человека, в основе которой лежит физкультурная образованность [1].

Раскрывая содержание физической культуры личности, В.К. Баль-севич выделяет в ее структуре три основные составляющие: 1) знания (физкультурная образованность); 2) двигательные достижения и 3) мотивацию двигательной активности. Все перечисленные элементы сис-

темы физической культуры личности имеют тесную взаимосвязь и определяют содержание физкультурного воспитания. В.К. Бальсевичем введены термины: «физкультурное воспитание», «физкультурное образование», «физкультурная активность». Его теория о физической культуре личности не противоречит взглядам М.Я. Виленского и В.А. Беляевой, а напротив, дополняет ее с позиций активности личности в физической культуре и взаимообусловленности общественной физической культуры и личной [1; 3].

Детерминируя место физической культуры и спорта в системе явлений культуры, В.И. Столяров с соавторами [8] подчеркивает, что важно различать физическую культуру отдельного человека, какой-либо социальной группы и общества в целом и физическую культуру в той мере, в какой она характеризует отдельного человека, выступает как физическая культура личности. В содержание физической культуры личности он включает социально сформированные физические способности (умения и навыки) человека, связанные с ними знания, интересы, потребности, ценностные ориентации, а также освоенные личностью средства сохранения и совершенствования этих способностей, знания о том, как их использовать, умения и навыки применять их и соответствующие интересы, потребности, нормы.

Н.Н. Визитей [2], исходя из методологических, социально-философских и педагогических аспектов, полагает, что проблема физической культуры личности идентична проблеме человеческой телесности и эти понятия следует использовать как равнозначные. В качестве обоснования данного положения выдвигается предпосылка того, что любой социальный феномен есть всегда, помимо прочего, еще и действительно жизненное бытие человеческой субъективности, то есть для соответствующего субъекта не только духовный, но и деятельно-практический, телесный в конечном итоге акт, который обычно остается вне поля зрения.

«То, что мы называем физической культурой, есть фактически определенное сущностное единство и нравственной, и эстетической, и интеллектуальной, и деятельно-практической (собственно физической) культуры» [2, с. 23]. Н.Н. Визитеем высказана мысль о том, что физическая культура является базовым фундаментальным типом человеческой культуры. В этом как раз и проявляются предпосылки философского и мировоззренческого представлений о данном социальном феномене.

Рассматривая сущность, содержание и методику формирования профессиональной направленности в физическом воспитании будущих учителей, М.Я. Виленский, Р.С. Сафин [4] схематично и описательно структурируют физическую культуру личности, добавляя в прежнее определение [3] такие значения, как качественное развитие и интегральный результат профессиональной подготовки. В разработанную модель физической культуры личности учителя включаются три основные составляющие: мотивационно-ценностные ориентации; физическое совершенство личности; физкультурно-спортивная дея-

тельность. Все три основные составляющие схематизированной модели физической культуры личности, в свою очередь, включают в себя подструктурные компоненты: мотивационно-ценностные ориентации — знания, мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности; физическое совершенство — двигательные умения, двигательные навыки, физическое развитие, физическая подготовленность; физкультурно-спортивную деятельность — познавательную, пропагандистскую, инструктивно-педагогическую, судейскую, организаторскую, самосовершенствование. Все содержательные составляющие и их компоненты, или элементы физической культуры личности учителя, замыкаются на профессионально-педагогической деятельности. Нетрудно заметить, что данная модель легко экстраполируется вообще на физическую культуру личности независимо от ее профессиональной принадлежности. Существенным является и то, что М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным выделяются четыре уровня развития физической культуры личности: ситуативный; начальной грамотности; образованности; творческого использования. В качестве интегральной цели физического воспитания выступает физическая культура личности, которая характеризуется как органичное единство ценностных ориентаций, мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности [4].

В 1989 г. инициативной группой под руководством М.Я. Виленского и П.А. Виноградова была подготовлена концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи, которая ориентировала систему образования, педагогов на новый целевой подход к физическому образованию личности — ее физической культуре. Данная целевая установка в физическом воспитании детей и учащейся молодежи определялась: требованиями современного этапа развития общества и системы образования к формированию личности; необходимостью единства и преемственности физического воспитания на всех ступенях системы образования; возможностью ее конкретизации в критериях эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Данная и последующие концепции развития физической культуры предопределили инновационное целеполагание в государственных образовательных стандартах и современных программах по физической культуре (1991 г. — Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных; 1994 г. — М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, В. А. Масляков, В.Г. Щербаков; 2000 г. — В.И. Ильи-нич, Ю.Л. Евсеев), а также видоизменили и социально конкретизировали принципы физического воспитания, что соответствует цели развития физической культуры личности и общества в целом в самом широком смысле, отраженном в программе 1991 г. Л.И. Лубышевой и Г.М. Грузных.

Воспитание физической культуры личности В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева понимают как «активное воздействие не только на физические способности человека, но прежде всего на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений: положительной мотива-

ции, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом стиле жизни. И здесь речь идет не просто о физическом совершенстве как результате занятий физическими упражнениями, но и о творческом отношении к своей личности, где духовная сторона играет определяющую роль. Таким образом, роль физической культуры в формировании физической культуры личности тесно связана со всеми ее структурными компонентами.

В последующие годы в литературных источниках просматриваются дальнейшие попытки осмысления и развития теории формирования физической культуры личности и физкультурного воспитания [5; 7; 9; 10].

Развивая идеи М.Я. Виленского, Б.И. Новиков рассматривает физическую культуру личности в узком и широком смысле слова. В узком смысле под физической культурой личности им понимается уровень развития социально-сформированных физических способностей человека, проявляющихся в его физическом состоянии. В широком — физическая культура личности рассматривается в аспекте взаимодействия процесса развития физических способностей с потребностно-мотивационной сферой личности и ее физкультурноспортивной активностью.

В соответствии с приоритетом духовной стороны в представлении о культуре личности как результате творческой внутренней духовной ее деятельности по преобразованию внешних образов и ценностей в неповторимый мир человека можно согласиться с пониманием физической культуры личности как триединства ее компонентов: аксиологического (касающегося ценностно-ориентационной сферы, включая ценностно-нравственные, ценностно-эстетические и т. п. ее компоненты), образовательного (связанного с уровнем ее знаний, умений и навыков), потребностного (отражающего состояние иерархии мотиваци-онно-потребностной сферы), касающегося приобретения, ведения и совершенствования физически культурного образа жизни.

Системное моделирование содержания физической культуры личности дает возможность конкретизировать цель физического воспитания, объяснить причины участия или неучастия человека в физкультурных занятиях, уточнить саму категорию «физическая культура». Физическая культура личности определяется В.П. Поповым как специфическая деятельность человека, направленная на физическое совершенствование, которая объективно фиксирует его участие в физкультурных занятиях.

И.М. Быховская физическую культуру личности представляет как ее потребность и способность к максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально-значимого субъекта.

В.И. Столяровым, И.М. Быховской, Л.И. Лубышевой [8] в 1998 г. была разработана концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход). Данная концепция связывает физическую культуру человека с его телесностью и при этом исходит из того, что телесность под стихийным и сознательным воздействием социальной среды становления по своему содержанию,

характеру и значению приобретает статус личностных качеств индивида [8; 10].

Физическое воспитание рассматривается авторами как педагогический процесс формирования здорового образа (стиля) жизни и физической культуры личности, усвоения ею, помимо ценностей двигательного характера, широкого потенциала культурологических ценностей: интеллектуальных, педагогических технологий, мобилизационных, интенционных, валеологических [8].

Интересный подход к физическому воспитанию и формированию физической культуры личности с позиций истории и антологии предложен Г.Г. Наталовым [7]. В антологической концепции общей, предметно-содержательной основой физической культуры, спорта и физического воспитания является культура двигательной деятельности человека и человечества. Физическая культура, спорт и физическое воспитание — это исторически сложившиеся направления ее развития, познания, распространения, освоения. Ее специфические элементы стали атракторами, системообразующими факторами этих направлений: физические упражнения дали начало физическому воспитанию, физические кондиции — физической культуре, а двигательное мастерство — спорту [7].

По мнению автора, все технологии, используемые в физическом воспитании, — это технологии становления физической культуры личности, ее компонентов, работоспособности, здоровья, мастерства и т. д. [7].

Говоря о формировании физической культуры личности студента, В.С. Якимович и А.А. Кондрашов [10] отмечают, что необходимо создать модель человека физической культуры, который, во-первых, человек свободный, способный к самоопределению в мире культуры. Во-вторых, он — гуманная личность. В-третьих, это всегда духовная личность. В-четвертых, человек культуры — личность творческая и адаптивная, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством поиска неизведанного, стремлением к созиданию нового. Цель образования — человек физической культуры, — по мнению авторов, должна включать и практическую подготовку его к жизни в определенном культурном пространстве современного общества [10].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что теория о физической культуре личности на определенном этапе своего развития закономерно трансформировалась в теорию и стратегию ее формирования, что создало предпосылку переоценки ценностей и содержания существующей системы физического воспитания.

Наиболее обоснованным и развернутым на сегодняшний день можно считать определение и структуру физической культуры личности, предложенную М.Я. Виленским и Г.М. Соловьевым, которые к основным ее компонентам относят: знания и интеллектуальные способности, физическое совершенство, мотивационно-ценностные ориентации, социально-духовные ценности, способы физкультурно-спортивной деятельности человека [5].

В свою очередь изменение представлений о цели и задачах физической культуры обусловило необходимость переориентации, перестройки системы физического воспитания в научно обоснованную, комфортную, действенную и полезную в социальном и личностном плане государственную систему воспитания физической культуры личности.

При анализе взглядов на структуру физической культуры можно выделить общее, что присуще разным точкам зрения, — это основополагающие компоненты физической культуры личности: потребностно-мотивационный, ценностно-ориентационный, телесно-кондиционный, практически деятельностный, которые тоже имеют свой состав и структуру.

Сущность физической культуры личности состоит не только в приобретенных знаниях, двигательных умениях, навыках, способностях, но прежде всего в отношении человека к самопознанию, саморазвитию, самооптимизации, саморегуляции, самопреобразованию своей природы в процессе сознательного и систематического выполнения разнообразных физических упражнений, гигиенических и закаливающих процедур на базе социального опыта, который он получил в процессе физического воспитания и самообразования.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Физкультура для всех и каждого М. 1988.

2. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методические, социально-философские, педагогические аспекты). Кишинев, 1989.

3. Виленский М.Я. Беляева В.А. Физическая культура в самосовершенствовании личности будущего учителя: Учебное пособие. М. 1985.

4. Виленский М.Я. Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Учебное пособие. М. 1989.

5. Виленский М.Я. Соловьев Г.Г. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / / ТиПФК. 2001. № 3. С. 2—9.

6. Выдрин В.М. Физическая культура и ее теория // ТиПФК. 1986. № 5. С. 24—27.

7. Наталов Г.Г. Козловцев В.Е. Стратегия развития физической культуры и парадигма синергетики // ТиПФК. 2002. № 4. С. 2—11.

8. Столяров В.И. Быховская И.М. Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) / / ТиПФК. 1998. № 5. С. 11—15.

9. Теория и методика физического воспитания / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А. Д. Новикова М. 1976.

10. Якимович В.С. Кондрашов А.А. Цель физкультурного воспитания — человек культуры // ТиПФК. 2003. № 2. С. 6—9.

Об авторе

А. А. Никитина — канд. пед. наук, доц. РГУ им. И. Канта.

Источник: cyberleninka.ru