Марков Юрий Анатольевич.

Организация и методика физического воспитания мальчиков 11-13 лет - учащихся общеобразовательной школы в учебно-тренировочных группах спортивной гимнастики

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель. доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, профессор В.К. Бальсевич

Москва - 1998

Содержание диссертации

Организация и методика физического воспитания мальчиков 11-13 лет - учащихся общеобразовательной школы в учебно-тренировочных группах спортивной гимнастики

Введение

Глава 1. Состояние проблемы использования средств спортивной гимнастики при физическом воспитании мальчиков — учащихся общеобразовательной школы

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

Глава 3. Результаты эксперименального исследования спортизированной формы организации и програмно - методического обеспечения физического воспитания мальчиков 10 — 13 лет в условиях общеобразовательной школы

Глава 4. Обсуждение результатов исследования.

Выводы

Практические рекомендации

Список литературы

Приложения

Глава 1. Состояние проблемы использования средств спортивной гимнастики при физическом воспитании мальчиков — учащихся общеобразовательной школы

1.1. Традиции и новые тенденции использования средств спортивной гимнастики в системах физического воспитания детей и молодежи

Создатели воспитательных систем всех времен рассматривали физическое воспитание как составную часть процесса образования и воспитания подрастающего поколения, признавая особую роль физических упражнений в формировании гармонии личности ребенка [0].

Гимнастика - одно из основных средств современного физического воспитания, формировалась как вполне самостоятельная педагогическая система воспитания детей, подростков и молодежи, способствующая сбалансированному развитию тела и духа, укреплению здоровья и подготовки человека к трудовой и военной деятельности [23].

Многие ученые и специалисты сходятся на том, что в настоящее время возросшие требования к физическому воспитанию школьников диктуют необходимость модернизации учебно—воспитательного процесса посредством использования новых путей и организационно—методических решений, обеспечивающих повышение качества двигательной деятельности школьников [6].

Учебно—воспитательный процесс школьной гимнастики не остался в стороне от попыток инновационных преобразований. Представляет интерес серьезное исследование A.Luka [181,182,183], направленное на обоснование возможности совершенствования учебно—воспитательного процесса фзического воспитания в школах - гимназиях Румынии.

A.Luka изучила роль и содержание гимнастики по материалам программ по физическому воспитанию для школ—гимназий Румынии, определила уровень теоретической и практической подготовленности занимающихся в системе уроков физической культуры, теоретически обосновала содержание программы по гимнастике, построенной на базе оптимизации ее средств для учащихся 5-x — 8-x классов, экспериментально апробировала разработанную инновационную методику оптимизации средств гимнастики в физическом воспитании школьников.

В данных работах впервые была осуществлена теоретическая разработка проблемы оптимизации средств гимнастики в процессе физического воспитания учащихся среднего школьного возраста на основе концепции рассматривающей гимнастику как основную педагогическую систему физической культуры, определено с помощью аналитико—синтетического проектирования содержание программы по гимнастике с оптимальными средствами для учащихся 5-x - 8-x классов.

Содержание гимнастики для учащихся гимназии, по A.Luca, состоит из следующих групп упражнений: передвижений и строевых упражнений, акробатических упражнений, опорных прыжков и упражнений спортивной гимнастики. Основные формы и методы организации занятий по гимнастике в гимназиях предлагаются следующие: объяснение, показ, метод целостного и расчлененного упражнения, сопровождаемые типичными для гимнастики средствами— практическая помощь, музыкальный аккомпанимент, зрительные и слуховые сигналы, использование поточного, кругового и группового методов для организации урока в классе, поточного и соревновательного методов. В разработанной методике предусмотрены алгоритмы, которые формируют системы построения и реализации действий в рамках 22 уроков на протяжении второго триместра, выделенных на гимнастику и решающие задачи двигательной подготовки и формирования знаний на оптимальном уровне качественно и существенно отличном от традиционного.

Использованные алгоритмы разработаны автором для обучения акробатическим упражнениям, опорным прыжкам и воспитанию ритма, который, по мнению автора, необходимо постоянно развивать на уроках физического воспитания в школе. Упражнения, используемые в алгоритмической заданности, включаются в календарный план в виде систем действий. По своей структуре они сходны с элементами, предложенными для обучения и систематизированы по принципу доступности. Системы действий рассматриваются как важнейшие методические документы для каждого учителя и разрабатываются с целью оптимизации педагогического процесса физического воспитания в школе при использовании средств гимнастики.

В инновационной образовательной программе для учащихся средней общеобразовательной школы, разработанной под руководством А. П. Матвеева предусмотрена углубленная подготовка по одному из видов спортивной специализации в том числе и спортивной гимнастике с основами акробатики на базе общей физической подготовки [81].

Раздел программы, предусматривающий спортивную специализацию, обеспечивает овладение школьниками техникой гимнастических и акробатических упражнений, воспитание у них общих и специальных физических качеств и овладение ими методическими знаниями и умениями использовать разученные движения в самостоятельно реализуемых формах физической культуры.

В отличии от традиционных программ здесь предполагается, что учитель может самостоятельно выбирать упражнения, разрабатывать свои гимнастические комбинации и комплексы в зависимости от индивидуальных возможностей и подготовленности занимающихся, условий проведения занятий, оснащенности оборудованием и инвентарем, степени собственного владения гимнастическим материалом и своей гимнастической специализации.

Учебные занятия согласно этой программе строятся по принципу спортивной тренировки и с учетом пола и возраста занимающихся.

Учебный материал программы для пятого класса по специализации гимнастика с элементами акробатики, помимо теоретического раздела, общей и специальной физической подготовки, предусматривает овладение следующими спортивно—гимнастическими и прикладно-гимнастическими упражнениями:

• упражнения на низкой и средней перекладине: висы стоя спереди, сзади; висы завесом одной, двумя; вис согнувшись сзади; махом одной, толчком другой перемах в вис согнувшись и переворот назад в вис сзади со сходом на ноги; из виса стоя наскок в упор, с помощью поворот в упор сзади (сед), сед на бедре поперек, соскок из упора сидя сзади;

• упражнения на низких и разновысоких брусьях и «cтоялках»: наскок в упор. сед ноги врозь, упор лежа ноги врозь, перемах внутрь, соскок из седа на бедре;

• акробатические упражнения на матах: кувырок вперед прыжком с места (два-три кувырка); кувырок назад; стойка на лопатках и перекат вперед в упор присев; «мостик»;

• упражнения на трамплине: подскоки и спрыгивания с трамплина; освоение техники правильного приземления; прыжки через доступные препятствия;

• опорные прыжки через гимнастический козел: вскоки на колени и в упор присев; прыжок согнув ноги;

• вольные упражнения: соединения с включением пройденных акробатических упражнений; комбиннации на 32 счета с элементами знакомой хореографии и стилистически оформленными общеразвивающими упражнениями;

• прикладно-гимнастические упражнения: лазание по канату в два приема; преодоление препятствий прыжком; передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

В программе для шестого класса предусмотрены следующие спортивные и прикладные упражнения:

• упражнения на низкой и средней перекладине: вис завесом вне, размахивания и подъем в упор одна вне (c помощью и самостоятельно); из виса стоя с наскока (с помощью или отталкиванием от трамплина) упор и с помощью опробывание перемахов вперед до упоров ноги врозь («верхом») и сзади; из упора верхом спад назад в вис завесом и попытки размахивания в висе; махом одной толчком другой подъем переворотом в упор;

• упражнения на низких брусьях: наскок в упор, краткая фиксация упора углом и сед ноги врозь; размахивания в упоре (ноги не выше уровня жердей), сед на бедре и соскок;

• акробатические упражнения на матах: прыжком кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев; стойка на голове и руках (для менее подготовленных-то же, согнув ноги);

• упражнения на трамплине: с разбега прыжки отталкиванием от трамплина на горку матов, соскок в точное приземление;

• упражнение на гимнастическом козле: опорный прыжок ноги врозь;

• упражнения на гимнастическом коне: (конь продольно) - прыжок боком с поворотом;

• вольные упражнения: комбинации 32 или 48 счетов с использованием простых движений типа «зарядки», освоенных акробатических упражнений, доступных для исполнения на полу, с включением хореографических элементов;

• прикладно-гимнастические упражнения: полоса препятствий с включением бега в различных направлениях (лицом и спиной вперед), прыжков, преодоления препятствий (c использованием висов и упоров на руках), переноски грузов;

• передвижения по наклонной гимнастической скамейке, по высокому гимнастическому бревну.

Программный материал по данным разделам специализации спортивной гимнастики для мальчиков-учащихся седьмых классов включает следующие упражнения:

• упражнения на низкой и средней перекладине: из виса стоя, согнув руки, подъем поворотом силой в упор, перемахи вперед и назад одной, соскок; из положения упора перемах одной и другой в упор сзади, поворот кругом в упор, отмахом назад соскок (для подготовленных—исполнение оборота кругом верхом);

• упражнения на низких брусьях и «стоялках»: наскок в упор углом, сед ноги врозь, переход в упор лежа ноги врозь, перемах внутрь и размахивания в упоре, сед на левом бедре, перемах в сед на правом бедре, соскок; размахивания в упоре и соскоки махом вперед и назад (для подготовленных: из седа ноги врозь кувырок вперед в сед ноги врозь; на «стоялках» -махом одной, толчком другой стойка на руках с помощью или опорой);

• упражнения на высоких кольцах: вис, размахивания в висе, вис согнувшись;

• упражнения на низких кольцах: наскок в упор, фиксация упора, размахивания в упоре, спад назад в вис согнувшись, вис прогнувшись, сход назад через вис сзади стоя;

• упражнения на кольцах в каче через вис стоя: освоение простых раскачиваний одновременными и поочередными отталкиваниями ногами, сход со снаряда сбеганием;

• акробатические упражнения на матах: из стойки «старт пловца» с наскока два темповых кувырка вперед (второй со скрещиванием ног), поворот кругом, кувырок назад, перекат назад в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев, в темпе прыжок вверх с поворотом на 360. точный доскок; стойка на голове и руках; с разбега, отталкиванием о пружинный мостик кувырок-полет вперед;

• опорный прыжок: прыжок через гимнастический козел в ширину, согнув ноги;

• вольные упражнения: комбинация на 32 и 48 счетов с использованием движений типа «зарядки», сложнокоординированных движений типа «веселых задач на координацию», усвоенных акробатических упражнений и элементов хореографии и танцев;

• прикладно гимнастические упражнения: переноска партнера на спине.

Попытки реализовать конструктивный потенциал технологий спортивной подготовки в общеобразовательной школе были предприняты с использованием углубленного изучения и освоения учащимися и других видов спорта.

Так, Б. Н. Найданов[95 ] экспериментально подтвердил возможность учета спортивных интересов школьников при организации физического воспитания. Содержание учебно-воспитательного процесса в экспериментальных группах включало базовую часть программы по физической культуре и углубленное освоение избранного вида спорта.

Учебно-тренировочные занятия для экспериментальных групп проводились два раза в неделю по два академических часа вместо уроков физической культуры, вне школьного расписания.

Эффективность предложенной методики организации учебных часов по физической культуре определялась автором в ходе сравнительного анализа физического развития, темпов прироста показателей двигательных способностей учащихся пятых-девятых классов экспериментальной и контрольной групп, по индексу здоровья, а также по показателям мотивационной сферы.

Индекс здоровья определяли отношением (%%) общего количества детей в экспериментальных и контрольных классах к числу тех из них, кто не обращался за медицинской помощью.

После трех лет эксперимента были зафиксированы достоверно более высокие показатели здоровья, двигательных способностей, мотивационно-потребностной сферы у школьников экспериментальных групп по сравнению с учащимися из контрольных групп.

А. А. Кудинов [64] осуществил исследование эффективности комплексной системы подготовки школьников в различных видах легкой атлетики, реализуемой в учебных и внеучебных занятиях учащихся общеобразовательной школы в возрасте от шести до семнадцати лет.

В результате многолетнего эксперимента (c 1975 по 1993 год) были выявлены осповные факторы, обусловливающие успешность подготовки школьников в различных видах легкой атлетики, предложены новые организационные формы, средства и методы спортивной подготовки учащихся при занятиях легкой атлетикой, позволившие усовершенствовать методологию управления их учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью.

Автором разработана и обоснована концепция многолетней подготовки школьников по легкой атлетике, в основе которой заложен принцип прогнозирования результатов выпускников, определение должных показателей физической и технической подготовленности, распределение тренировочных средств, обеспечивающих реализацию этого прогноза. Предложена и внедрена в практику работы школы новая технология планирования и построения учебного процесса, Было показано, что целесообразно сначала выявить уровень и структуру подготовленности учащихся только потом составлять план подготовки и обеспечивать его тренировочными средствами. Для формирования последовательности целевых задач учебного процесса предложен комплекс логически соподчиненных и ранжированных показателей, представленных в виде модельных характеристик физической и технической подготовленности.

Усовершенствована и научно обоснована система комплексного контроля физической, технической и тактической подготовленности учащихся, сформулированы рекомендации по применению средств и методов контроля этих характеристик в разных видах легкой атлетики. Проведена стандартизация тестов физической подготовленности (бег 30м со старта, челночный бег 4x9м, 6-минутный бег, прыжок в длину с места, прыжок вверх с места, наклон туловища вперед, подтягивание на низкой перекладине) и показана возможность их применения в массовом и индивидуальном обследовании.

Показатели физического развития, по мнению А. А. Кудинова в определенной мере поддаются прогнозированию, в то время как предсказание дефинитивных значений физической подготовленности по ювенильным признакам не всегда возможно: показатели гибкости и работоспособности отличаются относительной стабильностью на протяжении всего периода обучения, а силовая и скоростно-силовая подготовленность существенно изменяются с возрастом. Оптимальным временем для направленного педагогического воздействия на силовую выносливость у мальчиков является постпубертатный период. Скоростные качества наиболее интенсивно развиваются у мальчиков в 13-15 лет, воздействия на скоростно-силовую подготовленность у них наиболее эффективны в 13-15 лет, а гибкости в 11-13 лет.

В результате этого исследования оказалось возможным определить для каждого этапа обучения оптимальные темпы роста спортивных результатов. Это позволило обеспечить стабильное повышение уровня спортивной подготовленности учащихся. У ретардантов и детей с нормальным типом созревания организма динамика показателей спортивной результативности в 12-14 лет детерминирует их спортивные показатели в старшем школьном возрасте, а интенсивный рост результатов в 9-12 лет главным образом определяет достижения акселератов.

А. А. Кудиновым обоснована необходимость учета антропометрических особеностей школьников, заметно влияющих на результативность во многих видах легкой атлетики и дающих возможность объективно характеризовать уровень их спортивной подготовленности. Вместе с тем установлены отдельные возрастные периоды и виды легкой атлетики у мальчиков (9-10 лет в беге на 60м и метании мяча, 11-12 лет в 6-минутном беге, в которых спортивные результаты находятся под слабым воздействием росто-весовых характеристик.

Школьная программа не предусматривает дифференцирования оценок подготовленности в зависимости от темпов созревания организма ребенка и подростка и их антропометрических особенностей. Поэтому акселераты в сенситивные периоды без особых усилий достигают результата, а ретарданты теряют интерес к занятиям как «бесперспективные»,а в результате и те и другие становятся неконкурентоспособными в старшем школьном возрасте. Справиться с этим позволяет предложенный автором метод индивидуальной оценки подготовленности учащихся, учитывающей их антропометрические особенности.

Разработаны и апробированы основные положения методики формирования эффективной системы подготовки школьников по легкой атлетике, обеспечено повышение интереса детей к занятиям физическими упражнениями, изменения в их потребностно-мотивационной сфере (возрастает роль мотивов гедонистических и прагматических), повышение оздоровительного эффекта, физкультурной грамотности, рост стремления к саморазвитию и самосовершенствованию. Это позволило существенно повысить эффективность и качество учебного процесса и соревновательной деятельности юных легкоатлетов, расширить диапазон требований к содержанию и структуре урока, привнести в работу учителя новые методы, средства и формы организации учебного процесса по предмету «физическая культура» в общеобразовательной школе.

В связи с целью нашего исследования представляет интерес анализ возможностей основной гимнастики для совершенствования содержания физического воспитания в общеобразовательной школе.

Полагают, что в рамках трех основных направлений функционирования гимнастики- образовательно-развивающего, оздоровительного и спортивного, основная гимнастика в качестве базовой формы выступает как «азбука и грамматика» для всех остальных видов гимнастики [150 ]. Арсенал основной гимнастики включает в себя огромное число естественных и специально сконструированных двигательных действий. Средства основной гимнастики формируются по мере анализа и обобщения достижений гимнастической практики, накопления научных знаний, их состав постепенно расширяется и структурно совершенствуется. Не случайно основная гимнастика занимает один из самостоятельных разделов в программах физического воспитания школьников и студентов. Доступные динамические и координационные упражнения основной гимнастики, выполняемые на естественном эмоциональном фоне способствуют формированию пластичности движений, их координации и развитию физических качеств занимающихся.

Запрос на полный текст диссертации присылайте на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: www.disser.h10.ru