ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ - раздел Педагогика, ОСНОВЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ Длительное Пребывание Учащихся В Школе, Обучение В Классах, Ра­Бота В Школьны.

Длительное пребывание учащихся в школе, обучение в классах, ра­бота в школьных мастерских требуют строгого выполнения режима дня. Для коррекционной школы различают: тепловой, световой, сани­тарно-гигиенический, лечебно-оздоровительный, двигательный и ох­ранительный виды режимов. Учащиеся естественно переключаются с одного вида на другой, чему способствуют мероприятия с разнообраз­ной двигательной активностью.

В число таких мероприятий могут входить:

□ утренняя зарядка, в процессе которой учащиеся обязательно

вместе с воспитателем, медсестрой или учителем физкультуры

Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 315

выполняют упражнения общефизической направленности, что дает возможность включить школьника в ритм дневной де­ятельности;

□ гимнастика до занятий, общеразвивающие и дыхательные уп­

ражнения для которой подбираются так, чтобы успокоить детей

перед уроком;

□ физкультминутки на общеобразовательных уроках для снятия

утомления, переключения ученика с одного вида деятельности

на другой. Это пять-шесть упражнений малой интенсивности с

□ физкультпаузы — более интенсивное выполнение физических

упражнений на уроках трудового обучения, на больших переме­

два-три комплекса упражнений с учетом специфики вида труда.

Можно практиковать малоинтенсивные подвижные игры

(большинство их представлено в программе по физическому

воспитанию);

□ спортивные прогулки после уроков. Воспитатель заранее выби­

рает маршрут, сообщает его учащимся, указывает (определяет)

цели, задачи прогулки, отмечает в своем рабочем плане воспи­

тательной работы, согласовывает с врачом школы, администра­

цией.

Особое внимание следует обратить на спортивно-массовые меро­приятия. Среди них самыми массовыми и наиболее действенными яв­ляются занятия в спортивных кружках по отдельным видам спорта: легкоатлетические, гимнастические, плавания, спортивных и подвиж­ных игр.

Занятия в кружках, которые могут проводить учителя физкульту­ры школы и тренеры, имеющие специальную спортивную классифи­кацию, требуют серьезного подхода к комплектованию групп, выбору мест и условий занятий, а также уровню физического развития уча­щихся. Старших школьников можно включать в группы подростков с нормальным развитием, что будет способствовать их интеграции в здоровую среду. При этом следует осторожно относиться к учащимся, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицин­ской группе.

Спортивные соревнования могут проводиться как внутри коррек-ционной школы, так и с другими школами. Соревнования между школьниками разных классов способствуют созданию сборных ко-

316 Раздел четвертый

манд школы. Команды могут комплектоваться по смешанному типу (настольный, большой теннис, «Веселые старты», различные эстафе­ты), по половому признаку, по возрастному (футбол, волейбол, лыж­ные гонки, бег на коньках — старшие классы; плавание, гимнастика, подвижные игры — младшие классы). Главное требование к учителю при проведении соревнований — сопереживать вместе с учеником, учить его правильно реагировать на победу и поражение. Сама орга­низация соревнований — общепринятая. Особое внимание следует об­ращать на внешний вид соревнующегося, его поведение. Результаты соревнований должны освещаться на специальном стенде. Награж­дать лучших, отличать их спортивные успехи желательно на школь­ных линейках.

Физкультурные праздники, в которых должно участвовать как можно больше школьников, органически вписываются в систему фи­зического воспитания. Содержание программы праздника должно со­ответствовать возрасту школьников, их двигательной подготовлен­ности, уровню интеллекта и опыту участия в празднике.

В системе адаптивной физической культуры различают рекреаци-онно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Встреча­ются спортсмены с нарушениями интеллектуального развития, кото­рые достигают хороших результатов в процессе соревнований. Это те школьники, у которых моторные функции и физическое развитие не имели нарушений. Дети и подростки коррекционных школ VIII вида охвачены системой специальной олимпиады (Special Olympics), девиз которой провозглашает не победу, а участие в соревнованиях.

Ц Контрольные вопросы и задания

1. Какие задачи решает физическое воспитание школьников с нарушением

интеллектуального развития?

2. Назовите основные формы организации физического воспитания в кор-

рекционной школе VIII вида.

3. Подберите подвижную игру для учащихся I—IV классов, постарайтесь ее

провести во время педагогической практики.

4. Дайте характеристику учащихся различных клинических групп с позиции

уровня развития моторики и физической подготовленности.

5. Составьте комплекс упражнений для физкультминутки на одном из уро­

ков.

6. Определите характер физических упражнений для физкультминутки и

проведения физкультпауз.

Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 317

Рекомендуемая литература

1. Вайзман Н. Психомоторика умственно отсталых детей. М. 1997.

2. Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушением интеллекта. М.,

3. Дмитриев А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомо­

гательной школы средствами физического воспитания. Красноярск, 1987.

4. Дмитриев А. А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной шко­

лы // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред.

Источник: allrefs.net