INCREASE OF EFFICIENCY OF PHYSICAL EDUCATION OF PUPILS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) BY USE OF NATIONAL EXERCISES AT LESSONS OF PHYSICAL CULTURE

S.S. Vinokurova

Churapcha state institute of physical culture and sports, Churapcha, Yakutia

M.V. Sakharova

The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С.С. Винокурова

Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча, Якутия

М.В. Сахарова

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: физическое воспитание школьников, обогащение применяемых средств, национальные традиции, самобытные физические упражнения.

В решении проблемы совершенствования современной системы физического воспитания детей школьного возраста с учетом социальной значимости физической культуры и спорта в современных условиях развития России [2] первостепенное значение приобретает творческое использование прогрессивных технологий, выявление новых источников для пополнения и обогащения существующего состава применяемых средств.

Один из резервов в реализации требований комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы - внедрение самобытных физических упражнений, национальных подвижных игр, элементов национальных видов спорта и танцев, единоборств, средств закаливания в содержание уроков физической культуры. Необходимость дополнения вариативной части программы обосновывается следующими мотивами:

- значительным ухудшением состояния здоровья, снижением физической подготовленности и интереса учащихся к урочным и внеурочным формам физического воспитания;

- низким уровнем знаний специалистов и учащихся о традиционных для каждой нации средствах физического воспитания;

- недостаточной разработанностью вопросов использования национальных средств физического воспитания в системе уроков физической культуры в качестве дополнительного материала к государственной программе;

- отсутствием систематизации (классификации) национальных средств физического воспитания.

Результаты социологического опроса в Республике Саха (Якутия), проведенного среди учащихся, родителей и учителей физической культуры (187 учащихся 1-11-х классов, 69 родителей, 76 учителей физической культуры) о постановке процесса физического воспитания в школах, отношении к занятиям национальными видами спорта, играми, самобытными физическими упражнениями, о здоровом образе жизни, основных мотивах занятий физической культурой и спортом, показали следующее.

Из общего числа опрошенных 84,2 % учащихся занимаются различными видами спорта в спортивных секциях, из них национальными видами спорта -1,5 %. Количество проводимых уроков в неделю в школах республики составляет: 1 урок - 1,2 %; 2 - 36,7; 3 31,6; 4 - 29,3; 6 - 1,2 %. Отмечается низкий уровень знаний учащимися традиционных средств физического воспитания своего народа. 43,7 % опрошенных знают только национальные виды прыжков - "Кылыы", "Ыстанга", "Куобах". Частичное знание самобытных якутских физических упражнений, игр и забав показали всего лишь 7,8 % респондентов. При этом 86,1 % учащихся отмечают, что им очень нравятся различные национальные подвижные игры. 82,1 % респондентов отмечает, что в якутских школах почти не проводятся внеклассные мероприятия, соревнования по национальным видам спорта, играм, состязаниям.

Распределение программного материала для учащихся 5-9-х классов, основанного на традициях коренных народов PC (Якутия)

Вид программного материала

Источник: lib.sportedu.ru