МЕТОДИКИ ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИКИ  ФИЗКУЛЬТУРНО  –  ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО  НАПРАВЛЕНИЯ  ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ  ШКОЛЬНИКОВ

Шарабарина  Христина  Александровна

Боронина  Галина  Николаевна

студенты  2  курса,  кафедра  педагогики  и  психологии,  ЛПИ  —  филиал  СФУ,  РФ,  г.  Лесосибирск

научный  руководитель,  старший  преподаватель  кафедры  физического  воспитания,  ЛПИ  —  филиал  СФУ,  РФ,  г.  Лесосибирск

На  сегодняшний  день  физкультурно-оздоровительная  деятельность  является  одной  из  форм  человеческой  деятельности,  направленной  на  формирование  полноценного  здорового  индивида,  это  деятельность  с  целью  улучшения  физического  состояния  и  здоровья.  Она  такая  же  важная,  как  и  трудовая  или  учебная  деятельность.  Физкультурно-оздоровительная  деятельность  —  это  сознательно  регулируемая  двигательная  активность  человека,  направленная  на  развитие  и  совершенствование  собственного  здоровья  и  бережному  к  нему  отношению.  Проблема  заботы  о  собственном  здоровье  всегда  будет  самой  первостепенной,  поскольку  от  здоровья  человека  зависит  самое  главное  —  его  жизнь.  Забота  о  здоровье  начинается  с  самого  рождения,  сначала  она  лежит  на  руках  родных  и  близких,  затем  на  руках  воспитателей  в  детском  саду,  чуть  позже  в  школе,  зависит  от  работы  учителей.  Мы  фиксируем  внимание  именно  на  школьниках,  так  как  физкультурно-оздоровительная  работа  в  режиме  дня  ученика  имеет  огромное  значение.  В  себя  она  включает  систему  организационных  мероприятий,  направленных  на  повышение  его  функционального  состояния,  на  его  оздоровление  средствами  физической  культуры.  К  тому  же,  она  содействует  повышению  двигательной  активности  учащихся,  воспитанию  привычки  к  систематическим  занятиям  физическими  упражнениями,  что  станет  отличным  залогом  успешного  развития  личности,  а  также  способствует  физическому  воспитанию,  то  есть  процессу  формирования  потребности  в  занятиях  физическими  упражнениями  в  интересах  всестороннего  развития  личности,  положительного  отношения  к  физической  культуре,  выработке  ценностных  ориентации,  убеждений,  вкусов,  привычек,  наклонностей  [4].

Увеличение  двигательной  активности  учащихся  отвечает  требованием  физического  воспитания  школьников  при  условии  охвата  занятиями  физическими  упражнениями  всех  без  исключения  учеников  в  объеме  1,5—2  часов  в  день.  При  этом  выявляются  значительные  резервы  времени  для  физического  воспитания  школьников  в  сравнении  с  двумя  уроками  физической  культуры,  которые  составляют  лишь  14,2  %  времени,  необходимого  для  недельной.  Это  свидетельствует  о  невозможности  правильного  физического  воспитания  детей.  Компенсировать  данный  недостаток  возможно  путем  введения  большего  числа  занятий,  однако  такая  перестройка  системы  обучения  несет  множество  негативных  последствий,  например,  усталость,  нарушение  режима  и  др.

Мы  считаем  наиболее  удачным  способом  компенсации  утреннюю  гимнастику.  Утренняя  гимнастика  —  одно  из  важнейших  оздоровительных  мероприятий  режима  в  детском  саду.  Она  направлена  на  активизацию  деятельности  организма  и  повышение  его  работоспособности.  Ежедневные  выполнения  упражнений  положительно  сказываются  на  формировании  правильной  осанки,  вырабатывают  настойчивость  и  дисциплинированность,  воспитывают  интерес  к  физическим  упражнениям,  вызывают  эмоциональный  подъем  [1,  с.  179].  Утренняя  гимнастика,  одна  из  главных  задач  которой  быстрее  преодолеть  процессы  торможения,  остается  важнейшим  средством  и  формой  двигательной  активности.  Будет  лучше,  если  школьник  сам  подберет  упражнения,  которые  ему  подходят  с  учетом  возраста,  пола,  состояния  здоровья,  в  этом  ему  должны  помочь  взрослые  [3].  К  сожалению,  так  как  данная  форма  работы  над  собой,  в  большинстве  случаев,  индивидуальна,  то  контроль  за  ней  практически  невозможен.  Зачастую  это  лежит  на  плечах  родителей  и  на  самих  детях.

Обычно,  комплекс  гимнастики  состоит  из  10—12  упражнений,  рассчитанных  на  15—20  минут  времени.  Упражнения  должны  выполняться  ежедневно,  круглый  год  при  комнатной  температуре  (летом  желательно  на  воздухе),  зимой  при  открытой  форточке  (в  зависимости  от  состояния  здоровья  ребенка).  Ю.А  Янсон  предлагает  группу  упражнений,  способствующих  успешному  развитию  ребенка.

1.  упражнение.  Ходьба  на  месте  с  наращиванием  темпа  до  среднего  с  правильной  осанкой  и  дыханием.

2.  упражнение  —  типа  потягивания.  Способствует  выпрямлению  позвоночника.  Выполняется  в  медленном  темпе.

3.  упражнение.  Круговые  движения  (наклоны)  головы  в  одну  и  в  другую  сторону  (вперед-назад).

4.  упражнение.  На  координацию  движения  рук,  ног,  головы.

5.  упражнение.  На  укрепление  мышц  ног  и  увеличение  подвижности  в  суставах.  Приседание,  попеременное  поднимание  прямых  и  согнутых  ног  (вперед,  назад,  в  стороны),  маховые  движения  ног  (вперед,  в  сторону).  Упражнение  можно  сочетать  с  движениями  рук  вперед,  вверх,  в  стороны.  Выполняется  в  среднем  темпе.

6.  упражнение.  На  укрепление  мышц  туловища,  а  также  мышц  брюшного  пресса.  Выполняются  повороты,  вращение  туловища,  поднимание  ног  (стоя,  сидя,  лежа  на  спине).  В  медленном  и  среднем  темпе.

7.  упражнение.  Для  укрепления  мышц  спины  и  увеличения  подвижности  позвоночника.  Наклоны  туловища  вперед,  назад,  в  стороны.  Можно  выполнять  в  сочетании  с  движениями  рук.  В  медленном  и  среднем  темпе.

8.  упражнение.  На  укрепление  плечевого  пояса  и  мышц  рук.  Используют  маховые  движения  рук,  сгибание  и  разгибание  рук  в  упоре,  другие  упражнения  на  силу  в  положении  присев,  стоя  на  коленях,  лежа  на  спине  (можно  с  гантелями).  Рекомендуется  выполнять  в  медленном,  затем  в  среднем  темпе.

9.  упражнение.  Общефизиологическое  воздействие  на  организм  занимающегося.  Прыжки  на  месте,  на  двух  и  одной  ноге,  с  продвижением  вперед,  назад,  с  поворотами,  разной  высоты.  Упражнения  способствуют  укреплению  сердечно-сосудистой  и  дыхательной  систем,  улучшают  кровообращение  [6].  Часто  выполняют  недостаточное  количество  прыжков,  поэтому  их  воздействие  на  организм  незначительно.  Рекомендуется  начинать  с  30—40  прыжков  в  1  классе,  прибавляя  по  5—10  прыжков  ежедневно.  Может  быть  рекомендован  бег  на  месте,  на  комнатной  беговой  дорожке  или  пробежка  на  воздухе.  Нагрузка  должна  быть  значительной.

10. упражнение.  Ходьба  на  месте  в  сочетании  с  дыханием,  необходимо  стабилизировать  деятельность  сердечно-сосудистой  и  дыхательной  систем,  довести  организм  до  относительно  спокойного  состояния.

Приведенная  последовательность  выполнения  упражнений  гимнастик  не  является  единственно  верной.  Можно  выполнять  все  упражнения  в  этом  порядке  каждый  день  с  регулированием  нагрузки.  Можно  включить  в  зарядку  и  другие  упражнения  (например,  на  индивидуальных  тренажерах)  в  разнообразном  сочетании  и  последовательности.  Важно,  чтобы  начало  гимнастики  осуществлялось  в  небольшом  темпе  с  последующим  его  увеличением,  это  условие  характерно  для  всех  видов  физических  упражнений.  Завершается  выполнение  комплекса  медленными  упражнениями  и  обязательно  процедурами  (обливание,  обтирание,  душ  и  др.)  [6].  Особенно  благоприятно  воздействует  на  сосудистую  систему  «контрастный»  душ,  то  есть  душ  с  чередованием  холодной  и  горячей  воды.

В  зависимости  от  физической  подготовленности  школьника  время  зарядки  может  быть  более  продолжительным,  а  нагрузка  высокой.  Для  хорошо  физически  подготовленного  ученика  зачастую  в  зарядку  включают  темповый  бег,  упражнения  с  гантелями  разного  веса,  гирями,  штангой,  экспандером.  В  этом  случае  зарядка  приобретает  форму  индивидуальной  тренировки  и  должна  проходить  при  повышенном  внимании  учителя  физической  культуры  и  врача.  Смена  комплексов  упражнений  проводится  на  два-три  раза  в  месяц  [6].  После  выполнения  упражнений  осуществляется  само—массаж  нижних  и  верхних  конечностей,  поясничной  части,  плеч.  При  этом  тщательно  контролируется  масса  тела.  Известно,  что  люди  с  избыточным  весом  в  большей  степени  подвержены  риску  заболеть  распространенными  в  наше  время  сердечно-сосудистыми  и  другими  заболеваниями.  Сейчас  широкое  примечание  получила  ритмическая  гимнастика.

Также  существуют  и  другие  методики  физкультурно-оздоровительного  направления,  например,  гимнастика  до  уроков.  Гимнастика  до  уроков  —  проводится  в  школах,  где  имеются  для  этого  условия,  ежедневно  до  начала  уроков.  В  комплексы  гимнастики  до  занятий  входят  пять-шесть  несложных  упражнений,  составляемых  учителем  физической  культуры.  Гимнастика  до  уроков  проводится  по  классам  под  руководством  инструкторов-общественников  (старшеклассников)  или  физоргов  и,  как  правило,  на  открытом  воздухе,  а  в  случае  неблагоприятной  погоды  —  в  проветренных  помещениях.  Имеет  большое  воспитательное  гигиеническое  и  оздоровительное  значение,  является  содержанием  режима  дня  ученика  [2,  с.  270].  Она  выполняется  независимо  от  того,  сделал  ли  ученик  дома  зарядку.  Эта  форма  упражнений  способствует  улучшению  циркуляции  крови,  обогащению  организма  кислородом,  поэтому  крайне  необходимо  включать  перед  занятиями  гимнастику.

Немаловажной  является  физкультурная  пятиминутка  в  режиме  дня  ученика.  Обычно  она  проводится  в  середине  учебного  дня,  а  также  после  утомительной  работы,  длительных  неподвижных  или  ограниченно  подвижных  поз,  вызывающих  чрезмерное  напряжение  отдельных  групп  мышц  и  психических  процессов.  Физкультурная  пятиминутка  предупреждает  утомление  и  восстанавливает  работоспособность  учащихся  [5].  Обычно  проводится  во  второй  половине  урока,  когда  наиболее  заметно  утомление  учеников  и  возникает  задача  поднятия  их  работоспособности.  В  результате  улучшается  самочувствие  школьников,  повышается  внимание,  поднимается  активность.

Еще  одной  формой  оздоровления  учащихся  можно  считать  час  здоровья.  В  общеобразовательной  школе  час  здоровья  проводится  3—4  раза  в  неделю.  В  сочетании  с  уроками  физической  культуры  и  другими  формами  занятий  физическими  упражнениями  он  направлен  на  увеличение  двигательного  режима  учеников,  укрепление  их  здоровья,  повышение  физической  подготовленности  учеников,  что  положительно  влияет  на  их  умственное  развитие.

Уместно  проводить  подвижные  перемены.  Подвижная  или,  как  ее  еще  называют,  динамическая  перемена  проводится  в  течение  20—30  минут  на  большой  перемене,  она  может  сочетать  в  себе  игры  спортивного  типа  и  несложные  физические  упражнения.

Стоит  также  отметить  ежедневный  часы  занятий  физическими  упражнениями  в  группах  (классах)  с  продленным  школьным  днем,  самостоятельные  тренировки  школьников.  Они  осуществляются  по  рекомендациям  учителя  физической  культуры.  Направлены  на  развитие  физических  качеств  (с  целью  успешной  сдачи  учебных  норм),  овладение  доступными  для  самостоятельного  усвоения  двигательными  действиями.  Чаще  всего  проводятся  3—6  раз  в  неделю  продолжительностью  по  30—40  минут.

Помимо  этого,  школьная  физическая  культура  предполагает  также  и  назначение  домашних  заданий.  Выполнение  домашних  заданий  по  этому  предмету  предусмотрено  программой  физического  воспитания  [6].  В  связи  с  этим  учитель  физической  культуры  обязан  планировать  и  давать  ученикам  на  уроках  домашние  задания,  осуществлять  проверку  их  выполнения,  ставить  оценку  в  классный  журнал.

Таким  образом,  очень  важно  отметить,  что  данные  методики  улучшают  возможности  физического  и  интеллектуального  развития  школьников.  Приведенные  упражнения  не  занимают  много  времени,  конечно,  они  могут  регулироваться  в  зависимости  от  ситуации,  но  успешное  их  выполнение  будет  свидетельствовать  о  наилучшем  и  действительно  качественном  росте.  В  руках  преподавателей  лежит  привитие  таких  норм,  они  способны  поднять  уровень  мотивации  школьников  к  занятиям  различными  формами  физической  культуры.

Список  литературы:

    Ашмарин  Б.А.  Теория  и  методика  физического  воспитания:  учеб.  для  студентов  фак.  физ.  культуры  пед.  ин-тов  /  Б.А.  Ашмарин.  М.:  Просвещение,  1990.  —  287  с. Васильков  А.А.  Теория  и  методика  физического  воспитания:  учебник  /  А.А.  Васильков.  Ростов  н/Д.:  Феникс,  2008.  —  381  с. Евсеев  Ю.И.  Физическая  культура.  Серия  «Учебники,  учебные  пособия».  Ростов-н/Д.:  Феникс,  2003.  —  384  с. Курамшин  Ю.Ф.  Теория  и  методика  физической  культуры  /  Ю.Ф.  Курамшин.  М.,  2004.  —  464  с. Холодов  Ж.К.,  Кузнецов  B.C.  Теория  и  методика  физического  воспитания  и  спорта:  Учеб.  пособие  для  студ.  высш.  учеб.  заведений.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2000.  —  480  с. Янсон  Ю.А.  Физическая  культура  в  школе.  Научно-педагогический  аспект.  Книга  для  педагога.  Ростов  н/Д.:  «Феникс»,  2004.  —  624  с.

Источник: sibac.info