Игра как средство и метод физического воспитания

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть общего развития. Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитанием физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит понять природу детства.

Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровой деятельности, которые сближают ее с трудом. Ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд имеет свои закономерности, то игра связана с применением правил, без которых она не осуществима.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу. Именно это и следует иметь ввиду педагогу, использующему игру в своей работе.

Младший и средний школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания. В подвижных играх, где в отличии от других игр ярко выражена роль движений. Именно поэтому они широко используются как средство физического воспитания. Содержание такой игры составляет сюжет (тема, идея) и двигательная деятельность, ограниченная правилами. Один лишь перечень игр, включенных, к примеру, в школьную программу, говорит о разнообразии сюжетов и соответствующих двигательных действий. Что привлекает детей как участников, а руководителям дает возможность выбора в управлении развитием нужных качеств и навыков. Организация действий участников в подвижных играх представляет им творческую инициативу в выборе способов достижения цели. Игра привлекает детей еще и тем, что как объект информации она не представляет для них неопределенности. Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты, действия ее участников не идентичны. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей. Таким образом, уже одно предвкушение предстоящей игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, причем это проявляется перед началом игры безотносительно к предполагаемым результатам: закончится участие в игре победой или поражением.

Вот почему, говоря о применении игр в школе, важно иметь ввиду, с одной стороны, тягу детей к игре, большие возможности, предоставляемые школьной программой, а с другой стороны, требования к уровню педагогического руководства, плановость и систематичность применения игры в школьном коллективе, что и предопределяет ожидаемый педагогический эффект.

На моих уроках на протяжении вот уже нескольких лет, игра является неотъемлемой частью урока. Систематичность проведения подвижных и спортивных игр дает положительный результат. Систематичность одна из главных задач в изучении и проведении игр. Из урока в урок при изучении спортивной игры пионербол (3-4 классы) дети лучше усваивают навыки игры и запоминают правила. Несмотря на это, есть дети, которые слабо усваивают правила игры, путаются. И тогда возникают конфликты. Чтобы избежать их, с этими детьми провожу коррекционную работу. Благодаря этому дети постепенно запоминают правила. После чего, играя, дети получают удовольствие. А, значит, достигнута одна из моих целей .

В последнее время в практике физического воспитания особую актуальность приобрели выбор методов обучения, адекватность уровню физической подготовленности, оптимальной двигательной активности и возрастным особенностям учащихся. В связи с этим возрос интерес к применению игрового и соревновательного методов. В своей работе широко использую эти два метода.

Игровой метод – это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами, правил). Игровой метод может быть представлен в виде игры и в виде упражнений в игровой форме, которые, имея общие признаки, характерные для игровой деятельности, тем не менее, отличаются друг от друга.

Физические упражнения в игровой форме являются двигательными действиями, подобранными в соответствии с конкретными задачами физического воспитания и имеющими сюжетную или ролевую окраску. Так, во время выполнения общеразвивающих упражнений на уроке при наклонах головы изображаем и проговариваем: «Тик-так, тик-так – идут часы». Дети 1-4 классов с удовольствием выполняют такие задания-упражнения. Они имеют одну или несколько характеристик игровой деятельности, но остаются по своей сути физическими упражнениями, так как характер их выполнения полностью подчинен закономерностям техники данного двигательного действия, нагрузка на организм строго дозирована, а внимание обучаемого сосредоточено на технике выполнения изучаемого действия. Компоненты игровой деятельности, вступая во взаимодействии с обучением, делают его более привлекательным для детей. Роль оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых эта роль находит свое воплощение, образец, заложенный в ней, становится для ребенка эталоном, с которым он сравнивает собственное выполнение, контролирует его.

Часто говорят об игровом методе проведения физических упражнений. Это значит, что методические особенности игры используются педагогом в занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, различными видами спорта. Использование методических приемов, характерных для игры, образность, элемент соревнования, естественность движений и др. – может проявиться в знаниях ярче или слабее, более или менее полно. Это зависит от различных требований к использованию физических упражнений и условий, в которых они проводятся. При выполнении тех или иных упражнений на уроках даю детям задание: кто сделает больше передач мяча над собой, кто лучше выполнит упражнение с завязанными глазами, кто сделает больше прыжков на скакалке, кто в прыжке достанет мяч, подвешенный к дереву, и т.д. Такие игровые упражнения, имеющие эмоциональную окраску (в связи с наличием элементов состязания), очень полезны. Помогают без труда усваивать программный материал на уроках физвоспитания. Также игровые упражнения применяю в играх – эстафета, где за победу борются не отдельные игроки, а целые команды. Периодически в своей работе использую нестандартные уроки (1-3 классы) с игровыми упражнениями. Дети очень любят такие уроки, они очень полезны и необходимы. Во-первых, происходит смена обстановки, во-вторых, дети раскованы. Все выполняют произвольно и с большим удовольствием. Дети играют, а в тоже время учатся. Такие уроки провожу в городском парке. Своевременно выбрав подходящую местность. Вот один из примеров: 1).Дети идут по тропинке в колонну по одному. Ходьба сопровождается с дидактическим рифмованным рассказом, который проговаривает учитель: «Мы сейчас в поход выходим, по тропинке в лес заходим, руки за спину кладем и по бревнышку идем». Равновесие на низком бревне (через холодный ручей). Дети поочередно идут по бревну, меняя положения рук – руки в стороны, на пояс. 2). Дети ходят по поляне, поочередно выполняя прыжки с кочки на кочку («Классом по лугу шагаем, вдруг болото мы встречаем. Перейдем преграду вмиг. И по кочкам прыг-прыг-прыг»). Это один из примеров, который использую в своей работе при изучении программного материала в игровой форме (игровые упражнения).

С помощью игрового метода учитель или воспитатель может быстро создать радостную атмосферу общения, пробудить у детей желание скорее включиться в предложенную им деятельность. При этом неверно думать, что в игровой ситуации, когда задания выполняются на игровой основе, не решаются нравственные проблемы. В подвижной игре, особенно в коллективной или групповой, всегда подразумевается выполнение долга. Чувство чести, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.

Наблюдая за детьми во время игры на уроках и вне урочное время замечаю, что они нарушают правила игры. В этой ситуации опять прибегаю к коррекционной работе. Во время беседы детям, даю понять, что во время игры правила нужно соблюдать. Играть всем честно. И слово честно (честь) положительно влияет на душевное и моральное состояние ребенка. После этого дети меняют свое отношение к игре. Становятся более внимательными, доброжелательными (1-6 классы).

Также особое внимание уделяю межличностным отношениям в подвижных и спортивных играх (1-6 классы). Во время обучения спортивной игры баскетбол происходят конфликтные ситуации. Эта игра проходит в достаточно быстром темпе. В игре дети очень подвижны и эмоциональны. Во время случайных столкновений происходят конфликты. Чтобы избежать этого, помогаю детям понять, что их столкновения, падения случайны и неизбежны при таком темпе движения. И когда это происходит, просто нужно извиниться. Тогда товарищ поймет, что их столкновения случайность и простит. Таким образом, добиваюсь доброжелательных отношений между детьми во время игр, несмотря на их возраст (1-6 классы).

Другой немало важный метод – соревновательный. Соревновательный метод – это способ, основанный на включении в данный процесс компонентов соревновательной деятельности.

Соревновательный метод предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является сопоставление сил в борьбе за первенство, за возможно более высокое достижение. Объектом соревновательной деятельности может быть не только результат, но и качество выполнения двигательного действия, что довольно распространено в младшем школьном возрасте. Установка на соревновательную деятельность вызывает у детей стремление максимально проявить свои силы. Исходя из опыта работы, выявилось, что в условиях соревнования дети значительно улучшали свои результаты в прыжках, в беге на 30 и 60 метров, челночном беге, метании по сравнению с показателями в условиях прямого задания.

Соревновательный метод на этапе разучивания двигательного действия применялся в виде соревнования, объектом которого были показатели качества выполняемых двигательных действий («Кто правильнее?», «Кто точнее?»). Использовались и эстафеты, содержащие выполнение разучиваемого действия в знакомых учащимся условиях. В отличии от игрового метода в соревновательном сравнивались заранее известные детям качественные и количественные показатели осуществления двигательных действий, выполнение которых было подчинено закономерностям техники изучаемого двигательного действия. С целью реализации принципа сознательности и проверки правильности представления детей о технике упражнения, необходимо дать возможность игрокам соревнующихся команд определять правильность выполнения упражнений, выявлять ошибки. На данном этапе обучения оценивалась способность детей выполнять двигательное действие в стандартных условиях. На этапе совершенствования двигательного действия, как известно, становится уже задача довести его до степени навыка, т.е. добиваться свободы его выполнения, целесообразной быстроты вариативности и автоматизма.

Проведенное мною исследование позволило сделать вывод об эффективности использования на данном этапе подвижных игр, содержащих выполнение соревновательного действия в сочетании с другими, где это действие служит составной частью более сложных действий. В таких играх способы выполнения двигательного действия зависит от конкретных условий и подчинены цели игры, ее замыслу, а внимание детей сосредоточено не на технике выполнения двигательного действия, а на его внешних условиях и цели, что содействует формированию у ребенка способности определять динамические, пространственные и временные параметры движения.

При совершенствовании двигательного навыка следует применять не простое многократное механическое повторение одного и того же упражнения, а такое повторение, при котором двигательное действие качественно видоизменяется в зависимости от требований игровой ситуации. Проблемные ситуации, возникающие в ходе игры и требующие срочного выбора построения двигательной деятельности, позволяют совершенствовать и психические функции ребенка: восприятие, внимание, переработку информации. При помощи соревновательного метода формируется у детей способность применять двигательное умение в условиях ограниченного времени и большого эмоционального напряжения, что довольно часто встречается в различных жизненных ситуациях. Заметно хорошие результаты принесло использование эстафет, содержащих выполнение: последовательно несколько изученных двигательных действий; двух двигательных действий одновременно; сочетание двигательных действий, при котором одно из них затрудняло выполнение другого. Например, при совершенствовании метания мяча в цель детям давалось задание добежать до места метания, выполнить метание, подобрать мяч и вернуться на место передачи эстафеты; при совершенствовании ловли и броска большого мяча во время передвижения по кругу выполнить бросок мяча вверх – вперед, поймать мяч и передать следующему участнику (круговая эстафета с мячом); при совершенствовании кувырка после выполнения его пройти, не потеряв равновесия, по гимнастической скамейке. Естественно, что применять такие эстафеты можно только после того, как дети хорошо овладеют всеми двигательными действиями.

Одним из примеров соревновательного метода является спортивный праздник «Здравствуй лето!». Проводимый ежегодно. Это одна из хороших традиций в нашей школе. Это праздник, где дети показывают свои навыки, умения и спортивные достижения. Мне, как учителю работающему с младшими классами (1-4 классы) отводится роль проведения «Веселых стартов». Передо мной стоит задача провести не просто соревнования, а создать радостную атмосферу в душе каждого маленького человечка. Чтобы каждый из них в случае поражения, мог легко преодолеть это момент и порадоваться за товарищей, которые одержали победу.

Программа спортивного праздника «Здравствуй лето!»

1. Начало в 9 часов.

2. Построение. Выход на спортивную площадку.

3. Сдача рапорта о готовности и порядке проведения праздника.

4. Поднятие спортивного флага (лучшие спортсмены школы).

5. Выступление директора школы. Гостей.

Программа соревнований

I. Спортивно-литературная композиция

II. Веселые старты (2-4 классы)

1. «Хоккей» – ведение м/мяча клюшкой.

2 «Рыбалка» – кто больше наловит рыбы за 1 минуту.

3. Кто быстрее – ведение мяча ногой в одну сторону, ведение мяча рукой обратно.

4. «Ручеек» – прохождение через обручи.

5. «Переправа» – передвижение по дощечкам.

6. «Репка» – сказочные персонажи (кто быстрее вытянет репку).

7. Ведение воздушного шарика.

8. Общая эстафета (прыжки в мешке, метание м/м в куб, прыжки через скакалку; бег в обратную сторону).

5. Круговая эстафета 4*100 м.

IV. Туристическая подготовка

1. Установка палатки.

2. Разведение костра.

3. Дартс.

Применение игрового и соревновательного методов позволяет развивать двигательные качества и формирования двигательных навыков. Оба метода могут быть представлены различными приемами, а игровые и соревновательные средства в процессе обучения различают по следующим показателям: по преимущественной направленности (на формирование двигательных качеств)

По отношению к изучаемому двигательному действию (содержащие отдельные элементы двигательного действия, целостное двигательное действие, различные сочетания двигательных действий, способы выполнения двигательных действий в изменяющихся условиях)

По отношению к развиваемому двигательному качеству (на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, скоростно–силовых качеств, комплексное совершенствование двигательной деятельности)

По способу включения в процесс обучения (кратковременное, распределенное с периодическим включением, распределенное с постоянным включением.) Внедряя в работу игровой и соревновательный методы, виден успех и эффективность в процессе обучения двигательным действиям младших школьников. Результаты работы показали адекватность применяемых методов задачам физического воспитания учащихся младших классов и их возрастным особенностям. Успех применения обоих методов от соответствия игр, игровых заданий и элементов соревнования логике учебного процесса, конкретными задачами обучения. Очень важным вопросом является и умение учителя подбирать средства обучения.

В процессе обучения каждому двигательному действию выделяют три этапа, содержащих определенные фразы усвоения учебного материала. Работа на этапах отличается по существу решаемых задач. Не следует забывать об индивидуальности каждого ребенка. На этапе ознакомления с техникой двигательного действия я использовала игровые упражнения подражательного характера. Дети, подражая действиям животных, представителей различных профессий и др. учились определять основные характеристики движений и сравнивать собственное выполнение с заданным образцом, что способствовало повышению сознательности и активности детей в процессе обучения. Использовались движения, близкие изучаемым по технике выполнения, встречавшиеся ранее в двигательном опыте детей, способствующие созданию правильного представления об изучаемом двигательном действии. Например, игра в снежки помогала освоить технику метания мяча на дальность, и в цель. Широко применяла и прием ролевого поведения.

На этапе разучивания двигательного действия в процессе обучения включались упражнения в игровой форме и игры, содержащие элементы техники разучиваемого двигательного действия. Упражнения применялись для повышения интереса к изучаемому действию. Стремилась сформировать у детей представление о значении данного двигательного действия в практической деятельности человека. Например, при обучении прыжку в длину детям предлагала роль солдат в ситуации, когда нужно за короткий промежуток времени преодолеть множество препятствий, для чего необходимо хорошо прыгать. Так осуществлялось формирование мотива обучения. В этой ситуации дети были более внимательны и активны.

Теперь можно подвести итог: игровой и соревновательный методы ценны тем, что дают возможность моделировать условия выполнения двигательных действий, создавать игровые ситуации с учетом их сложности адекватности ситуациям, встречающимся в жизни. Помогают они и прививать детям в умело подобранных и построенных педагогом командных играх и соревнования навыки совместной деятельности, сотрудничество для достижения общей цели. Эффективность обоих методов зависит от их применения в строгом соответствии с конкретными задачами обучения.

Что такое игра? Какую роль она играет в жизни подрастающего человека? В своей каждодневной работе я регулярно использую игру. Регулярное проведение игр в процессе физического воспитания детей способствует формированию у них основных двигательных навыков, развитию быстроты, ловкости, силы и выносливости, улучшает деятельность их организма, увеличивает работоспособность и укрепляет здоровье. Игра же – это своеобразная деятельность, в которой используемые двигательные действия нельзя назвать упражнениями, так как они не подчинены регламентации способов их выполнения и строгой дозировки. В игре двигательная деятельность организуется на основе образного или условного сюжета, характер и способы выполнения действий подчинены логике игрового процесса, выбор их происходит в изменяющейся обстановке. В игре наряду с формированием двигательных умений и навыков осуществляется развитие двигательных качеств и воспитание различных личностных качеств.

Игры являются одним из самых распространенных средств физического воспитания и представляют собой сознательную, активную и инициативную деятельность занимающихся, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющими.

Принято различать игры подвижные и спортивные. К подвижным играм относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связана с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп и простых по своему содержанию и правилам. В подвижных играх воспитываются и развиваются внимание, ловкость, ориентировка в пространстве (П/и «Выбивной», «Выше земли», «Сапожник», «Охотник и утки» и др.). Спортивные игры характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Они отличаются от подвижных игр сложностью правил и техники, а так же устойчивостью условий и правил. Спортивные игры формируют дисциплинированность, дружеские отношения, взаимопомощь, т.е. девиз играющих команд: «Один за всех, и все за одного». (С/и пионербол, с/и баскетбол). Все эти игры развивают мышление (как лучше бросать мяч, обогнать, прыгать), память (запоминать и соблюдать правила игры).

На уроках в четвертых и пятых классах дети играют в подвижные игры, которые чередуются с изучением спортивных. Данному возрасту более доступны подвижные игры. В них дети эмоциональны, поскольку подвижные игры всегда имеют возможности для проявления личных качеств, инициативы. А изучение спортивных игр не вызывает сильного эмоционального состояния, а вырабатывают внимание, четкость и быстроту движений.

Я работаю с двумя пятыми классами, пятый «Б» класс любит играть в подвижные игры. Подбор детей пятого «А» класса физически сильнее параллельного класса. Чтобы пятый «Б» не отставал в изучении спортивных игр, необходимо было заинтересовать их. А методический подход был прост – ласковое, подбадривающее слово и положительная оценка, сыграли большую роль. Дети пятого «Б» заинтересовались спортивными играми.

В старших классах большое место отводится изучению спортивных игр. Дети 6 – 9 классов очень любят играть в спортивную игру баскетбол. Хорошие навыки этой игры у шестого «А» класса. Седьмой класс настолько сыгранная, сплоченная команда, что обыгрывает даже 8 – 9 классы. Намного сложней проходит изучение спортивной игры волейбол. Подачи и прием мяча получается у небольшой массы детей. А когда испытываешь трудности, то нет интереса к данной игре. Правила игры не запоминают, путают. Необходимо было заинтересовать и научить детей спортивной игре волейбол. И в этом мне помогла старая спортивная игра «Картошка». В это игре используются элементы игры волейбол. Играя в «Картошку», совершенствуются подача и прием мяча, развивается глазомер. Если во время игры слышен смех, шуточные интонации, значит детям интересно. Очень много можно приводить примеров по изучению игровых навыков и приемах каждого класса или персонального ученика. Для изучения игр и игровых приемов в своей работе использую много интересных средств и методов физического воспитания.

Для изучения игровых навыков хорошо помогает в моей работе простой и широко известный методический прием, как индивидуальная работа. Систематически на каждом уроке провожу индивидуальную работу с детьми, которые испытывают затруднения в приобретении тех или иных игровых навыков. На уроке эти дети получают более упрощенное задание. Это улучшает степень выполнения задания и повышает интерес уже к более сложному.

Хочется отметить об эксперименте, который начала проводить два года назад по изучению спортивных игр. По программе физического воспитания изучение спортивной игры баскетбол начинается с пятого класса. Но увидев физические способности данного класса «натолкнуло» меня на данный эксперимент. Начали обучение с ведения мяча и бросков в корзину. Затем разыгрывали несложные комбинации. Параллельно учили правила игры. Дети занимались с удовольствием. По характеру класс очень «буйный», но в игре они забывались, были единым дружным коллективом. По окончании игры победившие радовались, а удовольствие, праздник души. И если кто-то проиграл, то ничего не потерял, только наслаждался игрой. И сейчас эти дети в пятом классе играют не хуже шестых классов. Мне хочется отметить, что я не ошиблась. Эксперимент прошел успешно. Дети получили не только хорошие навыки, но и такие качества как внимание, развитие глазомера, ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве, а самое главное научились получать хорошее настроение от игры и дружеское отношение друг к другу.

В заключении выше сказанного, хочется вспомнить слова Крупской Н.К. Она писала «В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива».

Слова Крупской Н.К. стали целью моего учебно-воспитательного процесса.

Источник: festival.1september.ru