The study of innovation processes in education and theoretical aspects of physical education student with an innovative approach positions were defined relationship formation of physical culture and personality of scientific and technological progress. In the context of teaching Innovations interdependent innovative approach to innovation, which in turn are the most appropriate means of improving the effectiveness of training in high school.

Библиографическая ссылка на статью:

Наговицын Р.С. Инновационный подход к формированию физической культуры личности // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/5869 (дата обращения: 28.04.2015).

В современных условиях модернизации российского образования актуализируется поиск объективных методологических оснований. В качестве методологической основы формирования физической культуры личности студента выступает инновационный подход. Данный методологический подход ориентирует на определение целей профессиональной подготовки будущих учителей и механизмов их достижений. Обобщая различные методологические подходы к педагогическому проектированию, повышение уровня физической культуры личности будущего специалиста мы рассматриваем как системный поэтапный процесс. Выявленные изменения приоритета в ценностях и целях профессиональной подготовки актуализировали сопоставить и отобрать методологический подход к ее реализации, обеспечивающий взаимосвязь ее компонентов и целостность процесса. Выбор подхода к формированию физической культуры личности студента – будущего педагога в педагогическом пространстве вуза обусловлен стремлением раскрыть сущность данного процесса с разных позиций, всесторонне, что способствует достижению интегративного результата – развитию личности обучающегося. Анализ научных представлений о формировании личности позволил выявить и детально рассмотреть основной методологический подход к формированию физической культуры личности: инновационный подход.

В нашем исследования применен как разновидность системного подхода – инновационный подход, основанный на организации учебно-воспитательного процесса и профессиональной подготовки в аспекте креативной и инновационной педагогики (Адольф В. А. [1], Алейников А. Г. [2], Ильина Н. Ф. [1], Круглов Ю. Г. [7], Подымова Л. С. [9], Поляков С. Д. [8], Сластенин В. А. [9], Хуторской А. В. [12] и др.), в контексте способности применения в образовательно-воспитательный процесс инновационных технологий, предоставляющих возможность быстро реагировать на изменения, диктуемые внеш­ней средой и временем (Барышева Н. В. Евсеев Ю. И. Лотоненко А. В. Малярчук Н. Н. Сырвачева И. С. Чубаров М. М. [13]). А именно внедрения нововведений, но­вых технологических решений, современных методик, удовлетворяющих потребностям современной молодежи, современных физкультурно-оздоровительных  технологий для увеличения мотивационно-ценностного отношения к физкультурной деятельности. Залог эффективного формирования физической культуры личности студента в вузе в том, что оно должно идти не только совместно с нарастающим научно-техническим прогрессом во всех сферах жизнедеятельности человека, но и иметь возможность к опережению его.

В последние годы инновационность в обучении и воспитании привлекает внимание не только педагогов, но и социологов, философов и психологов. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. Инновационность – это прежде всего открытость, проницаемость для иного, отличного от собственного, мнения. А именно, в готовности и умении отнестись к своей позиции не как к единственной возможной и истинной, способность координировать свою точку зрения с другими и не рассматривать ее как ведущую. [9, С. 103-106].

В аспекте креативности и творчества данный подход взаимообусловлен реализацией идей креативной педагогики, как науки творческого обучения, целевая установка которой состоит в том, чтобы преобразовать учебное заведение в творческий процесс. Креативная педагогическая технология обучения с позиции философско-методологического основания креативной дидактики ориентирует систему профессионального образования на инновационный подход к обучению. (Алейников А. Г. [2], Круглов Ю Г. [7], Попов В. В. [7] и др. )

Инновационное или креативное обучение, в отличие от традиционного создает новый тип образовательно-воспитательного процессе основанный на следующих основных положениях:

1. Целевая установка (в первом случае – формирование знаний, умений, навыков,  во втором – развитие  способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых  нестандартных проблем, создавать в  ходе  проектной  деятельности новые  продукты – проекты).

2. Преобладающий  тип и характер взаимоотношений (в первом случае – субъект-объектный,  во втором – субъект-субъектный).

3. Характер  и стиль  взаимодействия (в первом случае – авторитарность, монологичность, закрытость.,  во втором – демократичность, диалогичность,  открытость, рефлексивность).

4. Методы  обучения (в первом случае – иллюстративно-объяснительные, информационные, во втором – проблемные, проблемного  изложения, частично-поисковый, эвристические, исследовательские).

5. Ведущий  тип  деятельности,  осваиваемый обучающимся (в первом случае – репродуктивный, воспроизводящий, во втором – продуктивный, творческий, проблемный).

6. Способы  усвоения (в первом случае – заучивание, деятельность  по алгоритму, во втором – поисковая   деятельность,  рефлексия).

7. Функции  учителя (в первом случае – носитель  информации,  хранитель  норм и традиций,  пропагандист предметно-дисциплинарных знаний. во втором – организатор  сотрудничества, консультант,  управляющий  поисковой  работой учащихся).

8. Позиция  ученика (в первом случае – пассивность, отсутствие интереса,  отсутствие мотива к  личностному  росту, во втором – активность, наличие  мотива к   самосовершенствованию,  наличие  интереса к  деятельности). [11].

Данный подход в контексте информационной составляющей, заключающийся в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты, которые существенным образом определяют их состояние и развитие. Осознание основной роли информации в природе и социальных явлениях и стало причиной появления нового фундаментального  метода научного познания, который получил наименование информационного подхода. Информационный подход можно рассматривать как дальнейшее развитие метода системного подхода, которое дает ученому новые возможности для исследования сложных объектов, процессов и явлений в природе и обществе  на основе использования общих свойств и закономерностей проявления информационных процессов. [6].

В аспекте педагогической инноватики инновационный подход взаимообусловлен внедрением инноваций (нововведений), которые в свою очередь  являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация в этом контексте означает новшество, новизну, изменение. Применительно к педагогическому процессу – это введение нового во все компоненты педагогической системы – цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение. Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций: целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т.д.); поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление. [12].

Подготовка профессиональных кадров происходит сегодня в сложной и многоаспектной социально-экономической обстановке, которая в значительной степени детерминирует направленность и содержание профессиональных интересов и потребностей студенческой молодежи. В период развития социальных отношений, перехода к новым видам экономики, когда Россия находится в прогрессирующей динамике, в поиске социально-нравственных приоритетов, и характеризуется нестабильностью, начинает актуализироваться вопрос о способности индивида, в частности студента, взять на себя ответственность за свое будущее, сделать определяющий выбор. Динамично меняющиеся условия жизни, реалии настоящего и нацеленность молодежи и социума на будущее в значительной степени определяет поиск новых технологий образования, формирует соответствующий социальный заказ, влияет на различные структурные подсистемы и сферы, связанные с профессиональной подготовкой в вузах. [10].

В ракурсе данного подхода формирование физической культуры личности студента взаимообуславливается нарастающим ускорением научного и технологического прогресса, связанной с информатизацией общества на всех уровнях,  происходящих в настоящее время. Изменения содержания трудовой деятельности, в том числе и педагогической, выраженной в уменьшении и изменении характера двигательной и интеллектуальной деятельности. Усиливается роль интеллектуальной деятельности, ядром которой становится творческая, креативная и инновационная составляющие. [5].

Такой подход ориентирован на изменение в характере воздействия туда на человека и его отношение к самому себе, вызывая потребность в универсальности, стремлению к всестороннему развитию личности. Формирование физической культуры личности должно стать органической потребностью индивида в своем физическом совершенстве, вызываемой не только потребностями практики, но и культуры в целом. Роль ее должна увеличиваться и определяться не только повышенными требованиями со стороны социума, но и возрастающими индивидуальными запросами обучающихся. В свою очередь, если ранее труд и физическая культура требовали от человека преимущественно развитие физических качеств [3, С. 81 - 82], то современная профессиональная и физкультурная деятельности предполагает гармоничное, основанное на синергии, сочетание этих качеств с рядом способностей психического, интеллектуального, в том числе и инновационного порядка. [4].

Данное утверждение совпадает с тенденцией возрастания индивидуальных потребностей людей, которая проявляется с течением времени все острее, характеризующихся усилению качественных требования к ним. Основной закономерностью их развития является постоянное возвышение в их структуре познавательных, эстетических, нравственно-этических, культурно-просветительских, креативных и других интеллектуальных потребностей, творческой и инновационной деятельности людей.

Таким образом, в связи с развитием информационных технологий, все более возрастающие возможности широкого и более качественного удовлетворения культурных потребностей в различных сферах жизнедеятельности человека являются постоянно действующими факторами социального развития. Они меняют и перспективу мышления, и понимания физической культуры личности. В свою очередь выявление взаимосвязи формирования физической культуры личности и научно-технологического прогресса с возвышением потребностной сферы индивида, которые включают информационные и мобильные технологии, имеют самое непосредственное отношение к использованию инновационных средств, методов и форм физической культуры в профессиональной подготовке.

Библиографический список

  1. Адольф В. А. Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. / Монография. – Красноярск: Поликом, 2007. – 192 с.
  2. Алейников А. Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. – 1989. – № 12. – С. 29 -34
  3. Выдрин В.М. Физическая культура и ее теория. //Теория и практика физической культуры. 1986. – N5. – С.24-27.
  4. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб: изд-во СПб университета, 1996. – 152 с.
  5. Галкин Ю. П. Проблемы физической рекреациии  неспециального  физкультурного образования работников промышленного производства: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб. 1997. – 32 с.
  6. Колин К. К. Информационный подход в методологии познания. Режим доступа: philosophy.ru/scm/TEZ/25.doc
  7. Круглов Ю. Г. Попов В. В. Креативная педагогика: методология, теория, практика. – М. Бином. – 2012. – 319 с.
  8. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики – М. МГПИ, 1993. – 130 с.
  9. Сластенин В. А. Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М. ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224 с.
  10. Соловьев В. Н. Оздоровительные технологии и социальные проблемы в физическом воспитании студентов. Учебно-методическое пособие. / В. Н. Соловьев. – Ижевск: УдГУ, 2005. – 515 с
  11. Традиционная и инновационная педагогика. Режим доступа: http://www.ak-dovurak-1.lact.ru/…/Traditsionnaya_i_innovatsionnaya_pedagogica
  12. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание,-М. Изд. УНЦ ДО, 2005.
  13. Чубаров М. М. Формирование физической культуры студентов технических вузов на основе интегративной технологии информационной обучающей среды. Автореф. … дисс.д-ра пед.наук. – М. 2008. – 53 с.

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи .

Источник: human.snauka.ru