ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СО СТУДЕНТАМИ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СО СТУДЕНТАМИ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Физическая культура в среднем специальном учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. Однако всегда надо помнить, что физическая культура в своем арсенале содержит острые средства, которые при их неправильном использовании могут воспитать у студентов отрицательные духовные (нравственные, волевые, психические) качества, поэтому каждый преподаватель на учебных занятиях тщательно контролирует этот процесс. Помимо чисто воспитательных мероприятий, одним из важных факторов в этом направлении является создание у студентов устойчивой мотивации по выполнению требований профессионально-прикладной физической подготовки [2].

Современные представления о физической культуре студента колледжа не ограничиваются понятиями здоровья, развития физических качеств, совершенствования морфофункциональных возможностей его организма. Формирования у студентов физической культуры связано с потребностью мотивационной сферы личности, с накоплением знаний в области физической сферы деятельности человека в современном обществе[3].

В последнее десятилетие достаточно много исследований посвящено формированию личностно-ориентированной и здоровьесберегающей системы физкультурного образования, предусматривающей освоение не только двигательных, но и интеллектуальных, интенционных, мировоззренческих, информационных и других ценностей физической культуры [1,5,6]. В среде специалистов сегодня уже нет серьезных разногласий о необходимости организации учебного процесса по физическому воспитанию с учетом личностных ориентации занимающихся в выборе средств и методов и форм физкультурно-спортивной деятельности, которая оптимально соответствовала бы требованиям учебной, профессиональной, общественной и бытовой сфер жизнедеятельности студенческой молодежи. Несмотря на это, поиск новых подходов в физическом воспитании студентов средних специальных учебных заведений остается весьма актуальным.

В связи с вышесказанным целью работы явилось провести анализ качества подготовки студентов по дисциплине «физическая культура» и на его основе разработать и внедрить экспериментальную методику организации учебного процесса по физической культуре для студентов промышленно-экономического колледжа, основанную на личностной дифференциации средств и методов физического воспитания.

Исходя из анализа качества подготовки студентов по дисциплине «физическая культура», была разработана экспериментальная методика организации учебного процесса с уровневой дифференциацией. Методика, в соответствии со своей структурой получила название цикло-поточной.

В данной системе организации учебных занятий, каждому обучающемуся отводится время, соответствующее его личным способностям и возможностям, что обеспечивает гарантированное усвоение стандарта (90%).

В цикло-поточной системе деятельность преподавателя строится на совместном согласовании со студентами следующих позиций:

- добровольности и оптимальности темпа усвоения учебного материала каждым студентом в соответствии с его физическими кондициями (в рамках государственного стандарта);

- самостоятельной работы студента в индивидуальном темпе, сочетающей приемы взаимообучения и взаимопроверки;

- ознакомления с таксономией целей и итоговым эталоном освоения действий на начальном этапе изучения раздела дисциплины;

- использование контроля и самоконтроля за усвоением учебного материала;

- осуществление входного, промежуточного и итогового контроля по шкале «зачет», « не зачет»;

- разработка индивидуальных траекторий занятий по результатам входного и текущего контроля.

Учебный процесс протекает в условиях мотивированного управления самостоятельной деятельностью студента, что существенно меняет роли преподавателя и студента в обучении. Широко используется самостоятельная работа – это такой способ учебной работы, где: студентам предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения; работа проводится без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством; выполнение работы требует от студента умственного напряжения; на учебном занятии студент получает такое задание, с которым он может справиться в данный момент; при разработке индивидуальных заданий преподаватель исходит из намеченных траекторий индивидуального развития, учитывая уровень знаний, умений и навыков; общие и специальные возможности; познавательные интересы.

Оценка по дисциплине выставляется по индивидуальной норме, т.е. преподаватель сравнивает результаты студента с прежними его результатами и оценивает их соответственно тому, произошло улучшение или ухудшение, что на практике показывает при регулярном посещении учебных занятий, студент имеет положительную оценку «зачет».

Цикло-поточная система организации учебных занятий обеспечивает возможность: использования дополнительного учебного материала; учета различий в уровнях физиологического развития обучаемых, это создает психологическую комфортность на учебном занятии; организации помощи менее подготовленным студента; стимуляции к учебной деятельности по дисциплине.

Отдельную группу составляют студенты специальной медицинской группы по физкультуре. На основании данных о состоянии здоровья студенты распределяются на ряд медицинских групп, в том числе на специальную медицинскую группу (далее спецмедгруппа). В спецмедгруппу попадают лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Эти лица занимаются по специальным медицинским программам и в отдельное время от основных групп в Лаборатории№1 «Обеспечение активного отдыха и повышение функциональных возможностей организма». Лаборатория №2 «Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма». Общеразвивающие упражнения — основной вид упражнений в спецмедгруппах, они обеспечивают решение главных задач, стоящих перед группами здоровья. Общеразвивающие упражнения способствуют совершенствованию двигательных навыков. С их помощью легко дозировать нагрузку на занятиях, избирательно воздействовать на организм. В результате регулярных улучшается деятельность всех систем организма, усиливается обмен веществ, укрепляется мускулатура, сохраняется правильная осанка, воспитывается сила, ловкость, выносливость. Общеразвивающие упражнения могут выполняться без предметов, с предметами и на снарядах. Такие студенты подвергаются воздействию большого количества факторов риска. Заболевания, которыми страдают студенты, добавляют болезненные ощущения психогенного характера, развивается дисгармония, чувство подавленности во время освоения учебной программы по физвоспитанию, это требует повышенного уровня морально-волевых качеств. Вот почему так актуален в наше время вопрос физического воспитания. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде.

В результате внедрения цикло-поточной системы в практику физического воспитания студентов промышленно-экономического колледжа г.Смоленска появились положительные сдвиги в качестве подготовки студентов. Данная методика создала условия для работы студента в индивидуальном темпе и стиле, а также для мотивированного самоуправления его деятельностью, что обеспечило поэтапное формирование физической культуры личности через развитие здоровьесберегающих компетенций и качество подготовки будущего специалиста в данной предметной области

Литература

1. Коробков А.В. Физическое воспитание /А.В.Коробков, В.А.Головин, В.А.Масляков -М. Высш. школа, 1983.

2. Валеева А.М.Самостоятельная работа студентов /А.М.Валеева – М. 2005.

3. Алиев М.Н. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем. учеб. пособие /М.Н.Алиев — ТГПИ им. Л. Н. Толстого. — Тула, 1993.

5 Физическое воспитание студентов и учащихся /Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я.Соколова. Минск 1988 г.

6. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). Астрахань 1999 г.

Авторская справка

Мазурина Анна Валентиновна – доцент кафедры теории и методики спортивных игр, кандидат педагогических наук.

Соловьева Анастасия Борисовна – преподаватель физвоспитания Смоленского промышленно-экономического колледжа

Источник: ilovedomain.ru