Эстетическое воспитание в сфере физической культуры.

Эстетическое воспитание в сфере физической культуры. - раздел Культура, РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры Эстетическое Воспитание Является Неотделимым Компонентом Разносторонне­Го Гар.

Эстетическое воспитание является неотделимым компонентом разносторонне­го гармонического развития современного человека, способного овладевать куль­турными ценностями, строить жизнь по законам красоты. Эстетическое восприя­тие явлений окружающего мира характеризуется отражением его в эмоционально-чувственной сфере. Физическая культура представляет для эстетики широкий круг возможностей.

Красота тела спортсмена, гармония высоко координированных движений, соче­тание четкого ритма и быстроты, наконец эстетика спортивного подвига - все это прямо относится к области красоты. Целый ряд спортивных упражнений соответ­ствует самым высоким канонам искусства, таковы: художественная гимнастика, танцы на льду, фигурное плавание, женская акробатика, прыжки в воду и т.п. Даже бег по дистанции высококлассного спортсмена, в частности средневика, произво­дит впечатление действия по законам красоты, благодаря технике, где легкость, изящество движений сочетаются со стремительностью и длительным поддержани-

Лекция 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями

ем высокого темпа.

С другой стороны, часть спортсменов, в частности, из числа учащихся специаль­ных спортивных школ, в силу частых перерывов в планомерной учебе в связи, с уча­стием в различных соревнованиях, не успевает накопить в ходе учебы необходи­мый культурный багаж знаний в области литературы, искусства и др. Даже среди студентов физкультурных вузов, как было выявлено в ряде исследований, отмеча­ются очень низкие (значимо ниже, чем у студентов технических вузов) показатели осведомленности в области художественной литературы, поэзии, изобразительно­го искусства, музыки, архитектуры и др. Это дает основание к утверждению, что в отношении эстетического воспитания, возможности физической культуры явно не реализуются в должной мере. Но и в общеобразовательной школе, и в различных вузах нефизкультурного профиля знания в области культуры и искусства в общем не высоки. Общее состояние эстетической воспитанности современной молодежи дает основание желать лучшего.

Только около 50 % городских учащихся и 30 % выпускников сельских школ выхо­дят с относительно удовлетворительным уровнем эстетического развития. Весьма широкий опрос старших школьников и студентов педагогического вуза показал, что подавляющее большинство из их числа не могут ответить на вопросы о связях фи­зической культуры с эстетическим воспитанием и о возможностях использования средств физической культуры для развития эстетических художественных вкусов, убеждений и привычек поведения в области эстетики.

Напоминание об авторах музыки, применяемой для сопровождения выступле­ния спортсменов - уже один из путей к тому, чтобы формировать у аудитории осно­вы музыкального вкуса. Это значимо, в силу того, что произведения представите­лей современной зарубежной эстрады у молодежи соотносятся с эстетическими вершинами чаще, чем творения Л. Бетховена, И. Баха, В. Моцарта. В таком же ас­пекте может быть рассмотрено устройство различных спортивных праздников с включением музыкального сопровождения и сообщением информации о компози­торах исполняемых мелодий. Вполне доступно и реально, при проявлении заботы об эстетическом воспитании, на многих занятиях по программе физического вос­питания в школе и в вузах некоторые преподаватели используют легкую, мелодич­ную, ритмичную, иногда классическую музыку, по крайней мере, в подготовитель­ной части занятия при разминке и выполнении упражнений для тренировки.

Понятно, что организация музыкального сопровождения не единственный путь включения элементов развития эстетических качеств в процессе занятий физичес­кой культурой.

Большую роль могут сыграть в данном вопросе эстетический вид спортивного зала, спортивного школьного городка, стадиона, площадок. Нередко школы имеют аккуратную спортивную форму одежды для своих спортивных команд. Требования к аккуратности и чистоте одежды занимающихся целесообразны на каждом заня­тии, также как и к внешнему виду преподавателя.

В коридорах порой устанавливаются репродукции картин по спортивным темам, на стадионах стенды с наглядной агитацией, посвященной вопросам физической культуры. Иногда могут демонстрироваться кинофильмы о спорте, сопровождае­мые эстетически выдержанными заключительными кадрами, как, например, об окон­чании Олимпийских игр в Москве. Лучшие учителя физической культуры иногда орга­низовывают экскурсии учащихся из классов-победителей физкультурных меропри­ятий в музеи или коллективное посещение театральных постановок, концертов.

Весьма эффективным, в смысле включения задач эстетического воспитания в область физической культуры, явился опыт некоторых учителей, которые характе-

183 Теория и методика физической культуры

ризовали по ходу выполнения ряда физических упражнений их эстетическую сто­рону, красоту, пластику движений, атакже гармонию развития красоты тела в итоге физических тренировок.

Источник: allrefs.net