Скачать:

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

На современном этапе проблема развития умственных способностей дошкольников в процессе физического воспитания приобретает особую значимость, так как по-новому осмысливаются содержание, формы, методы умственного и физического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.   Актуальность данной темы была определена по следующим параметрам:

- во-первых, на фоне социально-экономических преобразований России изменяются представления о детстве, которое рассматривается теперь как самоценный период человеческой жизни;

- во-вторых, в настоящее время дошкольное образование ориентирует   педагога   в процессе воспитания на необходимость раннего обучения, которое обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях развития ребенка раннего возраста, что может помочь обеспечить плавный переход ребенка в начальную школу;

- в-третьих, физическое воспитание предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности - внимания, восприятия, мышления, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи и др.).

Проблема умственного и физического воспитания детей дошкольного возраста во все исторические периоды развития человеческого общества имела архиважное значение. Каждый народ стремился воспитать подрастающее поколение, начиная с дошкольного возраста разумным, физически здоровым и духовно богатым. Создатели теории умственного и физического воспитания дошкольников, известные западноевропейские Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, М. Монтессори, Ж.Пиаже, русские В.Ф.Одоевский, К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Н.И.Пирогов, И.М.Сеченов, А.В.Запорожец, Л.С. Выготский, П.Ф.Лесгафт, Е.А. Аркин рекомендовали с раннего детства всесторонне развивать физические и умственные способности, сенсорную культуру ребенка, духовное богатство. Они придавали большое значение личному опыту детей в приобретении знаний об окружающей действительности, а также осмыслению этого опыта, развитию мышления и формированию физических качеств. Исходя из задач воспитания мыслящего, творческого человека, П.Ф. Лесгафт считал, что у детей в процессе физических упражнений нужно вырабатывать сознательный подход к выполнению каждого задания, овладению общими способами двигательных действий, применению их в разных условиях [5].

«Обучение основано на воспитании произвольного активного внимания, - писала, известный русский педагог А.П. Усова, - умения активно действовать, достигать результатов в своих действиях — все это требует от детей умственного и физического напряжения»   [9].

Однако при всей значимости передового педагогического опыта и научных исследований проблема взаимосвязи физического и умственного воспитания не является достаточно востребованной у педагогов.

Традиционно в педагогике считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и др.) и в укреплении здоровья детей. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого, необходимо взглянуть на физическое воспитание с другой точки зрения.

Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления умственной деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности [6].

И. М. Сеченов указывал на то, что мышечные движения имеют огромное значение для развития деятельности мозга  [5].

Современными исследованиями доказано, что при сокращении мышц кровоснабжение мозга ускоряется, так как расширяются сосуды. В кору головного мозга поступают также потоки нервных импульсов, поднимающих ее тонус. Это является важным фактором стойкого повышения   работоспособности, созревания и совершенствования всех анализаторных систем. Двигательный анализатор не только усиливает другие ощущения, но и объединяет их в единое целое. Он является связующим звеном в межанализаторных отношениях [5].

Анатомическое расположение двигательного анализатора в непосредственной близости с речевой моторной зоной, прямо сказывается на развитии речи, мышлении детей. Особенно ярко это проявляется в раннем возрасте. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р. Лурия [4].

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Следует также указать на значимость овладения пространственными ориентировками, которые являются существенным компонентом умственной деятельности.

Физические упражнения создают возможности для успешного протекания всех психических процессов, т.е. требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Разнообразие движений, богатство координации повышают пластичность нервной системы. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции [3].

За период дошкольного детства в умственном развитии ребёнка происходят глобальные изменения: от нерасчленённого восприятия предметов, к умению пользоваться самостоятельно приобретёнными знаниями, навыками. Отвечая на вопросы педагога, после того как дети попробовали метать в горизонтальную цель удаленную на разных расстояниях, они делают сравнения: если цель близко, то метать нужно не очень сильно замахиваясь, а если далеко, то нужно приложить больше силы. Эти первые попытки анализа своих действий требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Ребёнок, поступающий в школу, должен владеть системой элементарных знаний. Важной стороной интеллектуальной подготовки является формирование мыслительных действий и овладение учебной деятельностью - умение действовать в соответствии с правилами.

Развитие умственной деятельности в процессе овладения физическими упражнениями протекает своеобразно.   В раннем возрасте на первых порах ведущим в обучении является метод «пассивных движений», так как у детей ещё отсутствуют зрительно-кинетические связи, нужные для воспроизведения движения. В методе «пассивных движений» задача дается ребенку в готовом виде при непосредственной помощи взрослого. «Пойдем в гости к кукле. Пойдем гулять по дорожке». На смену «пассивных движений» приходит подражание. Наиболее элементарные – воспроизведение предметных действий, например: «Принеси игрушку, возьми флажок, догони мяч», затем имитация движений животных, птиц, и т.п. В отличие от «пассивных движений» предметные действия дети выполняют и самостоятельно, поэтому мыслительная деятельность активизируется: происходит сличение с образцом по ходу действия. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. Яркие эмоциональные переживания, как положительные, так и отрицательные, могут придавать этим связям большую прочность. Поэтому так важна игровая, занимательная форма педагогического руководства. Приятный голос, доброжелательность педагога, яркие игрушки, пособия - все это вызывает радость, привлекает внимание детей.

В этом возрасте развитие зрительно - двигательных координаций, постоянно сопровождается речью взрослого. Называние действий при неоднократном повторении помогает обособлять их и способствует появлению общих двигательных восприятий. Эти мыслительные действия в свою очередь содействуют лучшему выполнению самих движений. «Зашагали ножки, топ, топ, топ! Прямо по дорожке, топ, топ, топ! Ну-ка веселее, топ, топ, топ! Вот как мы умеем, топ, топ, топ!» Существенным моментом является и конкретный результат, который выступает как подкрепление и также проговаривается взрослым, а в какой-то степени и самим ребёнком: «Света прыгает через ручеек. Света сгибает ножки». Наряду с этим, дети уже могут понимать и устанавливать некоторые связи в явлениях. Это заметно появляется с третьего года жизни.

Особое значение имеет использование игровых образов. Они наиболее соответствуют восприятию и мышлению детей. Ребенок как бы включается в игру и, подражая образу, выполняет движение в целом и достаточно выразительно. Слово педагога должно подчеркивать, усиливать отдельные черты образа. Причем это делается и при объяснении упражнения, и во время указаний по ходу движения, и при оценке. Так,   если педагог добивается, чтобы дети с напряжением поставили руки в стороны, можно сказать: «Крылья у самолета прямые, большие». Если необходимо увеличить амплитуду движений рук от плеча, можно их сравнить с движением крыльев бабочки, которая порхает; а для активной группировки в приседании предложить спрятаться за платочек  так, чтобы не видно было. Педагог сам выделяет отдельные стороны движения и помогает детям их увидеть.

Следующей ступенью активизации мыслительной деятельности являются указания, вопросы, которые организуют наблюдение детей и подводят их к самостоятельным умозаключениям. Так, разделив детей на подгруппы, педагог может сказать: «Сейчас Коля, Таня и Наташа будут прыгать через ручеек, а мы посмотрим, не замочат ли они ноги». При спрыгивании со скамейки педагог предлагает: «Давайте послушаем, мягко ли прыгают воробушки». Или при подбрасывании мяча: «Посмотрим, у кого мяч упал в корзиночку» и т. п.

В целях усложнения даются задания, в которых детям нужно дифференцировать похожие образные упражнения. Например, подскоки под слова стихотворения «Мой веселый, звонкий мяч» педагог предлагает выполнять с разной высотой и в разном темпе: «Послушайте, дети, если я сильно отбиваю мяч, вы высоко подпрыгиваете (в это время и слова произносятся громче и энергичнее), а если слабее, вы, ниже подпрыгиваете (говорится мягче, амплитуда движений рук воспитателя меньше, темп быстрее)».

Использование предметов, в процессе физических упражнений активизирует и умственную, и двигательную деятельность детей. Мышление маленьких детей конкретно, поэтому выполнение предметно оформленного задания мобилизует их индивидуальные возможности, вызывает положительные эмоции, что сказывается и на физических усилиях. Предметы служат наглядными ориентирами, которые помогают детям увидеть путь следования движения в, целом или частей тела, «подогнать» свои движения к тем требованиям, которые предъявляет педагог. Например, младшим дошкольникам трудно выдерживать в ходьбе прямое направление и соответствующие указания педагога, им малодоступны. Если же предложить пройти по «дорожке» между рейками, результат сразу улучшается. В этот момент желательно подчеркнуть, как хорошо дети идут - ровно, прямо.

Мелкие предметы, используемые в общеразвивающих упражнениях, способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору в целом и речевые центры в частности. Поэтому упражнения с предметами широко включаются в занятия для малышей.

На пятом году жизни возможности детей расширяются: двигательное восприятие становится более дифференцированным, дети могут производить элементарный анализ. Постепенно намечается и дальнейшая перспектива сознательного усвоения движений - понимание полезности физических упражнений, стремление самостоятельно заниматься ими, проявляя творчество.

По мере развития детей можно начинать использовать прием создания поисковой ситуации, когда способ действия определяет уже не педагог, а сам ребенок. Такая ситуация может быть организована при прыжках с доставанием ленточек или при подлезании под веревку. «Почему Таня и Валя задели за веревку?» - спрашивает педагог и предлагает им подлезть еще раз (иногда помогая, чтобы создать нужное мышечное ощущение). На основе сравнения дети говорят, что нужно больше прогибать спину. Во время отбивания мяча, если дети слабо отбивают, и он недостаточно высоко отскакивает от пола, можно задать вопрос: «Кто главный вы или мяч? Это мяч вас заставляет к нему нагибаться?»

Объем двигательной деятельности детей пятого-седьмого года жизни значительно возрастает. Появляется возможность использовать целый ряд основных движений, спортивных упражнений, спортивных игр и т. д. Освоение каждого вида движения требует значительной умственной работы. Важно научить детей видеть рациональность использования разных способов движения в зависимости от условий (способ преодоления препятствия в зависимости от роста ребенка или высоты препятствия, способ метания в зависимости от нахождения цели вертикальная или горизонтальная и т. п.).

Сложность движений, требования к формированию в этот период элементарной техники приводят к усилению роли словесных методов и приемов обучения. При этом появляются возможности для формирования разнообразного двигательного опыта, использования различных комбинаций и вариантов упражнений. Опираясь на непосредственные мышечные ощущения, можно добиваться их дифференцировки широко используя сравнение, что активизирует внимание детей и подводит их к самостоятельным умозаключениям.

С этой целью можно рекомендовать ряд приемов:

1. Давать задания на контрастные мышечные ощущения - выполнять движение с малым и большим мышечным усилием, с малой и большой амплитудой, в медленном и быстром темпе. При этом необходимо, чтобы мышечные ощущения и пояснения педагога совпадали во времени. Важно, чтобы дети самостоятельно сравнивали эти ощущения. Например, дается задание бросить мешочек за желтую, синюю, красную линии, а затем сказать, когда был сильнее бросок. Или: «Когда сильнее нужно отталкиваться: когда прыгаешь со скамейки или через цветные линии? Когда был сильнее толчок: когда прыгал через узкий или широкий ручеек? Где больше мах ногой, как нужно сделать хлопок под коленом, наклоняя спину или с прямой спиной? Когда больше устают руки при хлопках перед собой или сзади?»

2. Давать задания с постепенным изменением мышечных ощущений. Например, прокатывать набивной мяч друг другу  на расстоянии 2, 3, 4 м. Сбивать мячом кегли, поставленные ближе и дальше. Набрасывать кольца на палочки, стоя к ним ближе и дальше. Раскачивать руки вперед-назад с постепенно увеличивающейся амплитудой и т. п. При этом нужно ставить перед детьми вопросы, побуждающие к сопоставлению мышечных ощущений: как вы отталкивали мяч, чтобы сбить кегли, когда они стояли на этой линии? А как теперь нужно отталкивать мяч, когда кегли передвинуты? и т. п.

3. Превратить ходьбу и бег, включённые в подготовительную часть занятия в игру: "Слушай-действуй!", во время которой дети должны выполнять действия, соответствующие отрывку из музыкального произведения: под польку - подскоки; под вальс - кружение и т.д. что способствует не только решению специфических задач подготовительной части, но и развитию внимания, слухового восприятия, слухомоторной координации. Во время ходьбы можно давать задание для рук: правая рука достает левое колено и наоборот, правой рукой достать левое ухо, хлопнуть в ладоши и левой рукой достать правое ухо. Правая нога идет на пятке, левая на носке.

Существенное значение и в старшем дошкольном возрасте имеет занимательность, игровая форма. Но для подражания используются более сложные образы. Так дети «снимают пальто с одного и другого плеча» (вращательные движения в плечевых суставах), ходят «как гимнасты», «как солдаты», встают в стойку «как боксеры», ползут «как разведчики» и т. п. Сложность исходных положений, самих упражнений может вызвать интерес у детей. Например, выполнить такое задание: сесть, поджав ноги, спиной к направлению движения, а по сигналу вскочить и бежать до флажка, или: лежа головами друг к другу, поздороваться, коснувшись носками ног; подскакивать на одной ноге, а на согнутом, колене другой йоги удерживать мешочек и т. п.

Развитие мышления осуществляется путём расширения круга понятий, включения мыслительных действий в процесс двигательной активности и манипуляций со спортивно-игровым оборудованием. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификации, обобщения должны присутствовать в каждом физкультурном занятии. Например, преодолению полосы препятствий предшествует задание: подобрать спортивный инвентарь, соответствующий заданному признаку (форме, цвету, назначению) или расставить его в соответствии со схематическим изображением, предложенным педагогом. Уборка спортивных модулей и оборудования реализуется с дополнительным заданием: "Сложи похожее с похожим". При делении детей на команды каждый капитан выстраивал свою команду по росту, в чередовании мальчик - девочка; по длине волос, по физической подготовленности и т.п.

Умение выделять существенные признаки предметов совершенствовалось в игре "Покажи отгадку", когда дети не только отгадывали загадку, но и показывали ответ с помощью движений. При выполнении основных видов движений отрабатывалось умение понимать количественные и качественные соотношения предметов: Лена прыгнула выше, а Катя ниже, стенка находится справа, а скамейка слева, кегля стоит внутри обруча, а кубик между кеглей  и обручем т.д. Обучение сложным движениям сопровождается анализом двигательного действия (совместно детьми и педагогом), показом и проговариванием его составных элементов, сравнением выполняемого ребёнком действия с эталонным, поиском ошибок, неточностей и путей их исправления.

Подобные задания с большим интересом воспринимаются всеми детьми. Педагогические наблюдения выявили повышение познавательной активности детей, улучшение дисциплины и эмоциональный подъём на занятии.

Чрезвычайно повышают интерес детей к занятиям соревновательные формы деятельности. Но они должны обязательно соответствовать овладению детьми данными движениями. В противном случае могут возникнуть нежелательные эмоции, нервное напряжение, разрушиться навыки.

На этапе закрепления и совершенствования навыка особое внимание уделяется развитию самостоятельности и творчества детей в решении умственных задач. Овладев движением, дети имеют возможность использовать его в самостоятельной деятельности, в разных вариантах и в разных условиях, а это способствует развитию гибкости, подвижности навыка. Поэтому, особое внимание уделяется выбору способа-движения в зависимости от условий. Как показало исследование Н.В. Потехиной, это особенно ярко, проявляется в подвижных играх, так как вариативность движений в них очень большая. Так, в игре «Ловишки» главным является не быстрота, а увертливость в беге, умение увидеть очередную ситуацию.

Вопросы, обращенные к детям, анализ ошибок помогают им выбрать нужный способ. Важно также, что у детей воспитывается привычка думать над причиной неудачного движения, искать правильные пути.

Создание поисковых ситуаций на этапе совершенствования движений детей среднего и старшего дошкольного возраста может широко применяться в различных упражнениях. Они строятся на основе уже имеющихся у детей знаний, навыков, способов мышления и направлены на самостоятельное решение двигательных задач путем сопоставления, установления причинно-следственных связей, обобщений, выводов. Так, при проведении игры «Зайцы и волк» воспитатель предлагает детям придумать, как можно еще зайчикам усложнить задание (убегать подскоками; убегая, перелезать через бревно; приблизить волчье логово и т. п.).

В другой раз дети самостоятельно должны решить, как пробраться через болото, чтобы не замочить ног. При этом предлагается ограниченная полоса. Материал (кирпичики, доски) дети сами должны найти в зале и расположить с расчетом длины шага.   В игре «Кто скорее перейдет через болото» предлагается подумать, какое расстояние между мешочками наиболее удобно (каждый ребенок берет по 2 мешочка и подкладывает их при движении под ноги).   В других играх дети решают: «Каким способом лучше прыгнуть, чтобы достать погремушку?»; «Какими способами можно перепрыгнуть через «канаву»?»; «Каким способом подлезать под шнур, если он низко натянут?» и т. п.

Практика показала, когда такие ситуации создаются регулярно, дети с удовольствием решают подобные задания, что обогащает их двигательный опыт.

Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л.С. Выготского, "саму моторику", переводя её на "новый и высший этаж", а также помогает быстро находить рациональный способ выполнения движения, быстро ориентироваться в меняющейся обстановке и в соответствии с ней перестраивать свои действия [5].

Если педагог в своей работе будет использовать различные методы и приемы, для развития умственных способностей детей дошкольников посредством различных форм физической культуры, творческих заданий, создания поисковых ситуаций, то это обеспечит на выходе из детского сада, преемственность с программой начальной школы.

Таким образом, физическое воспитание, должно идти по пути взаимосвязи с умственным воспитанием, исходя из интересов всестороннего развития личности, подготовки ребенка к жизни в современном обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые источники

    Конвенция ОНН о правах ребенка, 1989. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд. испр. и доп. – М. МОЗИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 208с.

Учебники

    Гребенюк О.С. Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: – М. Академия 2009. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошкол.)»/ А.В. Кенеман, Г.П. Лескова, О.Г. Аракелян и др.- М. Просвещение, 1984, 176с. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания - М. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.-96с. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие для спец. Пед. Учебных заведений.  – М. ИЦ «Академия», 1996. Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. колледжей и училищ. – Мн. Унiверсiтэцкае, 1998. – 184 с.

Источник: nsportal.ru